Экологические проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 22:57, реферат

Краткое описание

В последнее время экология, окружающая среда, экологическая безопасность прочно стали объектом государственной политики и элементом национальной безопасности любого государства. Человечество, с одной стороны, уходит от угрозы ядерной войны, а с другой - приближает себя к экологической катастрофе.
Более века назад в международном праве появились нормы, направленные на охрану окружающей среды во время военных действий.
В 1868 г. была принята Санкт-Петербургская декларация, устанавливающая ограничения на право сторон в военном конфликте разрушать объекты, которые являются частью природной среды.

Содержание

Введение
1. Особенности экологической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации
2. Основные экологические проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации
3. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации
4. Экологические требования к военным и оборонным объектам
5. Система органов государственного экологического контроля в Вооруженных Силах РФ
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 3.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

6) участие в экологическом  обеспечении процесса утилизации  и уничтожения ядерного, химического  и обычного вооружения;

7) разработка и осуществление  мероприятий по защите здоровья  и боеспособности личного состава  армии и флота в условиях  воздействия на них неблагоприятных  экологических факторов;

8) военно-научное обеспечение  основных направлений экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ;

9) оснащение Вооруженных  Сил РФ приборами и оборудованием  для контроля состояния и восстановления  экосистемы;

10) подготовка специалистов, экологическое обучение и воспитание  военнослужащих.

       Таким образом, экологическое обеспечение является элементом повседневной деятельности Вооруженных Сил РФ в мирное время.

4. Экологические требования к военным и оборонным объектам

       В статье 41 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» говорится:

1) Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.

2) Перечень чрезвычайных  ситуаций, препятствующих соблюдению  требований в области охраны  окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники, определяется законодательством Российской Федерации.

        Таким образом, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» распространяет экологические требования, установленные для размещения строительства и эксплуатации предприятий и иных хозяйственных объектов, на всю военную деятельность, размещение, строительство и эксплуатацию военных и оборонных объектов. Должностным лицам органов государственного экологического контроля предоставлено право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами.

      Таким образом, военная сфера, создающая наиболее высокий процент вредного воздействия на природную среду, была возвращена в систему гражданского правого регулирования охраны окружающей среды. Вместе с тем учитываются специфические особенности функционирования данной отрасли. В частности, предварительное согласование мест строительства объектов военной деятельности подчиняется требованиям сохранения государственной тайны. Поэтому такие гарантии законности как участие общественности, проведение референдума и тол подобных мероприятий, здесь исключаются.

        В равной степени на военные учреждения (предприятия воинские части и т.п.) распространяется требование о возмещении вреда, причиненного природной среде от стационарной передвижной деятельности военных подразделений, военных оборонных объектов. Такой вред подлежит возмещению потерпевшим - предприятиям, организациям, гражданам в случае факта экологического правонарушения, так и при правомерном причинении вреда, если это предусмотрено законом. В частности подлежит возмещению правомерный вред причиненный военным ведомством во время проведения учений, маневров и иной деятельности военных формирований в мирное время.

5. Система органов государственного экологического контроля в Вооруженных Силах РФ

        В Вооруженных Силах РФ действует система органов государственного экологического контроля, определенная главой XI Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды». Она дополняется ведомственными органами контроля - инспекциями охраны окружающей природной среды. Эти инспекции осуществляют проверку выполнения законодательства об охране природы и рациональном природопользовании в воинских частях, на других военных объектах. Инспекции вправе: вносить в органы военного управления предложения о запрещении или приостановлении эксплуатации коммунальных сооружений, производственных и хозяйственных объектов, о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в совершении экологических правонарушений. Указанные меры дополняются экологическим мониторингом, который существует в вооруженных Силах РФ, паспортизацией военных и оборонных объектов, обязательной экологической экспертизой вооружения, техники и военных объектов.

       С 1992 г. в составе Министерства обороны РФ организовано управление экологии и специальных средств защиты. Помимо контроля это управление выполняет функцию организатора мероприятий по уменьшению негативного воздействия Вооруженных Сил на окружающую природную среду. В состав управления входят экологические службы военных округов. Они займут основное место в экологической работе Министерства обороны. В структуре такой службы - инспекционные группы, экологические лаборатории, экологический батальон для очистки и оздоровления окружающей природной среды. В частях военного округа создаются экологические группы, взводы, полигоны. Военная экологическая служба работает в тесном контакте с территориальными органами Минприроды РФ.

     Заключение

     На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы. В настоящее время в системе национальной безопасности РФ все большее значение приобретает обеспечение экологической безопасности. Учитывая, что обеспечение экологической безопасности взаимосвязано с обеспечением экономической, политической военной и другими составляющими национальной безопасности, а экологические проблемы охватывают все отрасли народного хозяйства, меры по обеспечению экологической безопасности должны возлагаться на все министерства и ведомства РФ, включая Министерство обороны.

       При решении проблем обеспечения экологической безопасности Вооруженные Силы РФ рассматриваются со следующих позиций:

- в силу специфики  деятельности армии и флота,  их насыщенности сложными энерго- и материалоемкими техническими  системами, Вооруженные Силы являются  реальным и потенциальным источником  загрязнения экосистемы;

- сами Вооруженные  Силы осуществляют свою деятельность  порой в очень неблагоприятной  экологической обстановке, связанной  с функционированием промышленности, энергетики и транспорта, и должны  принимать меры для обеспечения  безопасности и сохранения здоровья личного состава, членов семей и жителей военных городков;

- Вооруженные Силы  обладают мощным материальным  и научно-техническим потенциалом,  являются хорошо организованным  и мобильным организмом, который  способен участвовать в решении  как собственных, так и государственных экологических проблем.

Таким образом можно  сделать вывод, что организационную  основу обеспечения экологической  безопасности деятельности Вооруженных  Сил Российской Федерации должна составлять более совершенная экологическая  служба.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 Библиографический список:

Боголюбов С.А. Экологическое  право: Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М, 1999.

Бринчук М.М. Экологическое  право (право окружающей среды): Учебник  для высших юридических учебных  заведений. - М.: Юристъ, 1998.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. - М.: Юриспруденция, 1999.

Петров В.В. Экологическое право  России: Учебник для вузов. - М.: БЕК, 1995.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Спарк, 2000. - 63с.

Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ, ? №2, ? 14.01.2002.

Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями на 30 декабря 1999 года) // Российская газета ? №106, ? 06.06.96.

Закон РФ от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» (с изменениями на 25 июля 2002 года) Российская газета ? №103, ? 06.05.92.


Информация о работе Экологические проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации