Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:46, контрольная работа
Экологическая политика может способствовать оптимизации управления ресурсами, созданию общественного доверия и развитию рыночных возможностей. Многие новые чистые и низкоотходные технологии не только снижают загрязнения, но и экономят расход сырых материалов и энергии до такой степени, что снижение издержек сможет более, чем возместить исходные, более высокие, инвестиционные затраты и таким образом снизить себестоимость единицы продукции.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Загрязнение воздуха на территории Казахстана…………………………4
2. Дефицит водных ресурсов и проблемы с почвой в Казахстане………....5
3. Экологическое загрязнение промышленным природопользованием…..8
4. Решение экологических проблем в Казахстане…………………………11
5. Государственное регулирование экологических рисков……………….16
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………...21
Нефтяная и газовая промышленность занимает первое место среди отраслей промышленности по объемам инвестиций. Несмотря на это, в основных районах нефтегазодобычи и нефтепереработки - Атырауской и Мангистауской областях - работы проводятся с применением отсталых технологий, устаревшего оборудования, что приводит к авариям и утечкам нефти. В результате общая площадь нефтяного загрязнения в Западном Казахстане составляет 194 тыс. га, а объем разлитой нефти - более 5 млн. т.
Практика сжигания попутного
газа в факелах также наносит
значительный экологический и экономический
ущерб. Повышенный тепловой фон и
подкисление компонентов
Безвозвратные потери газа составляют
более 740 млн. м3 в год.
Отмечена зависимость повышенной заболеваемости населения в зоне Тенгизского нефтегазового месторождения (более чем в 6 раз выше областных показателей) от загрязнения атмосферного воздуха диоксидами серы и азота. Ежегодно сжигается на факелах до 600 млн. м3 попутного газа в Актюбинской, 150 млн. м3 - в Атырауской, 80 млн. м3 - в Кызылординской областях.
Чрезвычайная ситуация складывается в Прикаспии, где в результате затопления объектов нефтегазового комплекса происходит загрязнение морских вод и, как следствие, сокращение численности промысловых рыб, тюленей, водоплавающих птиц. Каспийское море является одним из наиболее продуктивных рыбохозяйственных водоемов планеты. Концентрация мирового генофонда осетровых определяется уникальными свойствами экосистемы северной части Каспийского моря и впадающих в него рек. В Каспийском море сосредоточено 80% мировых запасов осетровых и по экспертной оценке некоторых ученых, предполагаемая прибыль от экспорта соизмерима с возможными поступлениями от углеводородного сырья Каспийского моря, причем в отличие от нефти рыбные запасы в принципе восполняются.
В настоящее время одной
из злободневных экологических проблем
Прикаспийского региона является продолжающее
негативное влияние на окружающую среду
предприятиями нефтегазового
Одной из главных экологических проблем является утилизация попутного газа, неконтролируемые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Экологи предъявляют требования к нефтедобывающим предприятиям для принятия должных мер по утилизации попутного газа, который сжигается на факелах, загрязняя продуктами сгорания окружающую среду, выбрасывая при этом большое количество газов, оксидов серы и азота, формируя вокруг месторождений повышенный тепловой фон. Это особенно касается нефтедобывающих компаний, расположенных на трансграничных территориях, в особо чувствительных экологических районах.
Огромные территории Казахстана пострадали от деятельности военных полигонов и запусков космической техники. За период между 1949 и 1991 годами на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне было проведено 470 ядерных взрывов. На территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий подвержено радиоактивному заражению. Особую тревогу вызывает состояние лесных угодий, которые, занимая всего около 3% от территории страны, являются местом обитания наиболее ценных и редких видов животных, 90% видов высших растений, известных в республике.
На эксплуатируемых
Отрицательное воздействие
факелов распространяется на территорию,
в 3-4 раза превышающую площадь отвода.
Воздействие обусловлено
На площади отвода происходит полное уничтожение древостоя, почвы разрушаются на большую глубину, замазучиваются, под действием высоких температур спекаются до блеска, образуя трещины, на поверхности появляются выпарки солей. Прифакельные участки радиусом до 150 м требуют тщательной рекультивации. Выбросы горящих фракций за пределы минерализованной зоны являются главной причиной систематически возникающих лесных пожаров, охватывающих площади в десятки гектаров.
Источниками загрязнения степей и лесонасаждений минерализованными водами являются буровые площадки, кустовые насосные станции заводнения нефтяных пластов, центральные пункты сбора и подготовки нефти, газа и воды, водоводы. На основной территории разлива обычно наблюдается полная гибель фитоценозов, по окраинам отмечается избирательная сохранность более устойчивых растений. Исчезновение прямых признаков повреждения растений и массовое появление всходов трав и деревьев наблюдается через 1-2 года после загрязнения.
В целом негативное воздействие нефтяной промышленности на леса округа огромно по масштабу и разнообразно по разрушительным факторам. Исправить уже нанесенный урон сложно и дорого. Нарушения легче не допустить, чем исправить. В этой ситуации крайне важны профилактические меры, способные уменьшить нежелательные последствия.
В современном нефтяном бизнесе экономика и экология находятся в теснейшей взаимозависимости. Непременным условием успешного развития производства и достижения им высоких экономических показателей является своевременное решение природоохранных проблем и максимально возможное снижение негативного воздействия на окружающую среду. Как показывает опыт, достигнуть подобных результатом можно лишь путем планомерной модернизации производства и внедрения самых современных технологий и оборудования.
4. Решение экологических проблем в Казахстане
Интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов привели к разрушению экосистем, опустыниванию и значительным потерям биологического и ландшафтного разнообразия, росту заболеваемости и смертности населения. Следствием подобных изменений является снижение качества жизни населения и неустойчивое развитие республики.
В последнее время в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса наблюдаются явные признаки надвигающейся экологической катастрофы, проявляющиеся в деградации окружающей среды, обеднении генетического фонда планеты, истощении природно-ресурсного потенциала и в конечном итоге ухудшении качества жизни населения. Сегодня вся мировая общественность осознает необходимость перехода человечества на модель устойчивого развития, предполагающего интегрированное решение социальных, экологических и экономических проблем с целью обеспечения роста благосостояния нынешнего и будущих поколений людей.
В экологическом отношении Республика Казахстан является одной из наиболее загрязненных стран мира. В то же время в Республике уделяется большое внимание проблемам охраны окружающей среды и изменения климата.
Устойчивое развитие страны - это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Для Республики Казахстан переход к устойчивому развитию является насущной необходимостью. Рост экономики за счет эксплуатации природных ресурсов может происходить только на определенном этапе. В современных условиях для роста и развития требуются более прогрессивные механизмы.
Казахстан утвердил Концепцию перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, которая определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. Целью Концепции является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития Республики Казахстан как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.
После обретения независимости Казахстан неоднократно подтверждал свою приверженность идеям экологической безопасности и устойчивого развития, подписав итоговые документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-92), стал активным участником процесса «Окружающая среда для Европы», присоединился к важнейшим международным конвенциям по изменению климата, борьбе с опустыниванием и сохранению биоразнообразия. Казахстан является постоянным участником международных форумов по охране окружающей среды, членом Комиссии Устойчивого Развития ООН, а также активно инициирует соглашения на двусторонней основе и региональном уровне.
Для решения описанных выше приоритетных экологических проблем следует провести институциональные преобразования в природоохранной деятельности и оптимизировать ее финансирование, усовершенствовать законодательство, мониторинг и систему отчетности, вовлечь научные круги, НПО и общественность в решение экологических задач, сформировать систему экологического образования и воспитания. Все эти задачи нашли отражение в разработанных Министерством экологии и природных ресурсов стратегических планах приоритетных мероприятий в области охраны окружающей среды на 1998-2000 и 1998 годы, согласованных с Национальным планом действий по охране окружающей среды для устойчивого развития Республики Казахстан (НПДООС УР).
На основе Концепции устойчивого развития и НПДООС УР Республики Казахстан разработана Долгосрочная стратегия «Экология и природные ресурсы – 2030». Основным замыслом и целью долгосрочной экологической стратегии являются гармонизация взаимодействия общества и окружающей среды, а также создание экологически благоприятной среды обитания.
Для достижения поставленной цели в период до 2030 года выбраны четыре приоритетных направления: формирование экологически безопасной окружающей среды, сбалансированное использование природных ресурсов, сохранение разнообразия животного и растительного мира, и экологическое просвещение. В долгосрочной стратегии предусмотрено четыре этапа: 1998-2000; 2001-2010; 2011-2020 и 2021-2030 гг. Для каждого этапа поставлены свои цели, выбраны приоритеты и определены задачи, которые необходимо решить с учетом гармонизации национальной политики с региональной и международной экологической политикой. В анализе накопленной информации участвовали национальные и зарубежные эксперты, местные консультанты из областей Казахстана, представители НПО, промышленных предприятий, учебных организаций (около 2000 специалистов).
Основные принципы экологической политики государства нашли свое выражение в существующей правовой системе охраны окружающей среды. Деятельность по охране окружающей природной среды закреплена в качестве одного из важных направлений в Конституции Республики Казахстан 1995 года (ст. 31). Распоряжением Президента Казахстана в1996 г. одобрена Концепция экологической безопасности, которая определила стратегические направления экологической политики государства, а также систему организационных, правовых, экономических, социальных мероприятий по охране окружающей среды.
В связи с необходимостью
новых методов регулирования
отношений по охране природы, использования
прогрессивной системы
Основные положения закона «Об охране
окружающей среды» также были развиты
и дополнены принятием ряда документов.
Так, в 1997 г. приняты законы «Об особо охраняемых
природных территориях», «Об экологической
экспертизе».
Вопросы организации
мониторинга окружающей среды и природных ресурсов решаются на
основе принятых Правительством Республики
Казахстан Положений о мониторинге лесных
экосистем (1993г.), земель (1997г.), недр (1997г.).
В 1997 г. приняты новые редакции Гражданского
и Уголовного кодексов Республики Казахстан,
в которые включены статьи об ответственности
за нарушение экологического законодательства.
В 1998 г. Министерством природных ресурсов
и охраны окружающей среды РК подготовлены
и внесены в правительство проекты постановлений
«О лицензировании деятельности по использованию
природных ресурсов» и «О стандартизации
и сертификации охраны окружающей среды».
Также были приняты: в 1993 г. - Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»; в 1995 г - Указ Президента «О земле», в 1996 г. – Указ Президента «О недрах и недропользовании», а также Закон «О нефти»; в 1998 г. – Закон «О радиационной безопасности населения».
В течение 2003-2005 годов проведена определенная работа по подготовке и обновлению нормативно – правовой базы в области лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий. 8 июля 2003 года утвержден новый Лесной кодекс Республики Казахстан, 9 июля 2004 года был принят Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 января 2005 года N 1 «Об утверждении Правил ведения государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира в Республике Казахстан». Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» принят 7 июля 2006 года.
Одним из направлений сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, сохранения лесов как основных мест обитания редких животных и растений является создание сети охраняемых природных территорий разного статуса. Существующие 8 заповедников Казахстана охватывают всего около 0,28% от территории республики, а все типы охраняемых природных территорий (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, ботанические сады) занимают 2,8%.