Экологические проблемы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Предметом научной работы является изучение экологической проблемы на территории России.

Объектом является изучение проблем безопасности в области экологии.

Целью работы является рассмотрение экологической проблемы на региональном уровне.

Содержание

Введение С.3



Глава I. Проблемы экологической безопасности РФ С.5

1.Зоны экологической дестабилизации окружающей среды в РФ С.5

2.Нормативная база обеспечения экологической безопасности в РФ С.14


Глава II. Россия в системе международной экологической интеграции С.18

1.Международные соглашения с участием России С.18

2. Экологические проекты с участием России С.24


Заключение С.30


Приложение С.31


Список используемых источников и литературы С.34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

     От  участия в программах по предотвращению потепления климата Россия получит  значительные выгоды, если будет проработана  экологическая стратегия страны, все необходимые правовые, институциональные, экономические аспекты решения  и данного вопроса. В экологической политике должны быть разработаны механизмы целевого использования полученных средств на природоохранные проекты, в первую очередь, на те, которые сокращают выбросы или увеличивают связывание углерода.

    Положительным примером глобальной экологической  кооперации является также предотвращение разрушения озонового слоя. Большие “озоновые дыры” появляются над Россией со второй половины 90-х годов. Реализация требований Венской конвенции об охране озонового слоя (1985 г.)25 и Монреальского протокола по веществам, разрущающим озоновый слой (1987 г.)26 привели к резкому сокращению мирового производства хлорфторуглеродов – главных разрушителей озонового слоя.

    Основные  направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.

    Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды  имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).

    Российская  Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992 г.)27. Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию. 28

    Международные организации по охране природы действуют  почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены, прежде всего, в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей среды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.

    Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет  Международный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных.

    Много внимания Россия уделяет работе и  в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Организация  Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности всемирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.

    Россия  продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.

    Продолжается  сотрудничество в рамках Конвенции  ООН по морскому праву (1982 г.)29 и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых ресурсов в Балтийском море (1973 г.)30, о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.)31, по защите Черного моря, ратифицированное в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии.32

    Говоря  о международных договорах, заключенных  Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном  сотрудничестве со странами СНГ –  бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г. представителями десяти стран.

    На  основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.

    Наиболее  плодотворное в настоящее время  развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). В последние годы, в условиях недостаточного финансового обеспечения решению природоохранных проблем способствовала реализация нескольких экологических проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального экологического фонда и других организаций.

    Несмотря  на достигнутые успехи для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

    Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Экологические  проекты с участием России. 

      В настоящее время загрязнение  окружающей среды является одной  из серьезных проблем России. Разработка “экологического” законодательства, внедрение современных технологий в области охраны природы, устранение последствий нерационального использования ресурсов в прошлом необходимы, чтобы сохранить экологическое равновесие в нашей стране. Эффективное производство напрямую зависит от рационального использования природных ресурсов, поэтому вопрос о защите и сохранении окружающей среды крайне важен для современных российских компаний. 
К тому же для выхода в общемировое экономическое пространство нужно соответствовать высоким мировым стандартам, в том числе и экологическим.
 

     Черное  море является уникальным водным объектом. Это море с самым большим своеобразным водосборным бассейном в мире. Его площадь составляет около  двух миллионов квадратных километров и охватывает почти треть континентальной Европы. Эти природные характеристики сделали черноморскую экосистему выдающейся с точки зрения биоразнообразия. Однако в течение последних десятилетий море стало одним из наиболее экологически деградировавших региональных морей нашей планеты. Его огромная водосборная площадь и полузакрытая природа сделали Черное море высоко чувствительным к множеству антропогенных воздействий.

     Осознавая свою ответственность за будущее  моря, шесть прибрежных стран подписали в 1992 г. Конвенцию по защите Черного моря от загрязнения. 33Этот международный документ обеспечивает базу для совместных скоординированных действий, направленных на улучшение черноморской экосистемы и устойчивое развитие прибрежных стран.

     Черноморский Стратегический план действий (СПД)34, подписанный в 1996 г. министрами по охране окружающей среды черноморских стран, является всесторонним документом, планирующим приоритетные действия по восстановлению и защите Черного моря. Это явилось результатом политической воли на высшем уровне и стало важнейшей вехой в совместных действиях по защите Черного моря. Стратегический план поставил такие цели, как снижение загрязнения моря из наземных источников и рек, восстановление экосистемы Черного моря и устойчивое развитие прибрежных стран.

     Выполнение  СПД является серьезным вызовом  черноморским странам, поскольку требует  политической воли, поддержанной административными  мерами, и значительных инвестиций в экологический сектор. Успех  зависит от объединения усилий во всем бассейне моря с национальными действиями в черноморских странах, а также от поддержки международных организаций и финансовых учреждений.

   Учитывая  значение Черного моря, связанное  с его экологической и экономической  ценностью, а, также принимая во внимание международные обязательства по его защите, которые приняла на себя Болгария, защита Черного моря является одним из приоритетов правительства в области охраны окружающей среды. Министерство окружающей среды и воды сконцентрировало свою деятельность в следующих ключевых областях:

  • Принятие нового законодательства. Постановление о качестве прибрежных морских вод было принято в 2001 г. Оно определяет показатели и предельные значения, которым должно соответствовать качество морских прибрежных вод. Постановление направлено на защиту качества морских прибрежных вод и создание благоприятных условий для их использования и адекватного использования морских и прибрежных экосистем.
  • Мониторинг качества морской окружающей среды. Национальной экологической мониторинговой сетью осуществляется контроль на 26 станциях. Разработана также система мониторинга нефтяного загрязнения и данные этой системы дополняют данные национального экологического мониторинга. Выполняется также мониторинг качества рек, впадающих в Черное море. В лабораториях используется современное аналитическое оборудование.
  • Финансовая поддержка экологических проектов в районе Черного моря
  • Планирование чрезвычайных ситуаций. Разработан Национальный план по борьбе с нефтяным загрязнением в чрезвычайных ситуациях. Он является частью Национального плана по чрезвычайным ситуациям в Черном море.
  • Снижение загрязнения из источников, расположенных на суше. В настоящее время в населенных пунктах и туристических центрах на побережье Черного моря функционирует 26 сооружений по очистке сточных вод (сюда не входят мелкие очистные сооружения для небольших туристических застроек). Наиболее важные источники, такие как города, Варна и Бургас, имеют сооружения необходимой мощности с двухступенчатой очисткой. В 1999 г. была утверждена Национальная программа по приоритетному строительству очистных сооружений для населенных пунктов с населением более 10 000 человек, сооружениям на побережье Черного моря был отдан высший приоритет. Кроме того, в 2003 г. с утверждением Программы по внедрению директивы по городским сточным водам 91/271/ЕЕС, вся водосборная площадь на территории Болгарии была объявлена «чувствительной зоной», которая требует в процессе очистки стоков удаления азота и фосфора.

   Стратегия снижения загрязнения направлена на возможные экологические инвестиции в улучшение очистки муниципальных и промышленных стоков, восстановление водно-болотных угодий для увеличения их способности к переработке биогенов; реформирования сельскохозяйственной политики с целью уменьшения стока удобрений и навоза от рассредоточенных источников; изменений в потребительском мышлении (например, поощрение использования детергентов, не содержащих фосфаты). Все это должно быть сделано параллельно с улучшением условий для внедрения различных типов инвестиционных проектов, включая установление стратегического партнерства с донорами и МФО, а также применением различных финансовых инструментов.

   Сохранение  биоразнообразия является одним  из приоритетов национальной экологической  политики. Ратификация Протокола по биоразнообразию к Черноморской Конвенции является примером того, как выполняются взятые политические обязательства.

   Черноморский  СПД также является базой для  черноморских широкобассейновых инициатив. Однако улучшение состояния Черного  моря зависит также от деятельности, предпринимаемой на всей водосборной площади. Скоординированные или совместные действия Черноморской комиссии и Международной комиссии по защите реки Дунай, так же как два проекта ГЭФ – для Дуная и Черного моря – являются хорошим примером в этом смысле. Основанные на широкобассеновом подходе ГЭФ эти проекты способствовали странам в разработке и внедрении планов действий по предотвращению или сокращению сбросов биогенов, что улучшило качество воды и восстановило экосистемы Дуная и Черного моря. 

      Положительным фактором является то, что политика и деятельность по защите Черного  моря поддержаны на широкой международной  основе. Создание в 2001 г. Оперативной  группы DABLAS обеспечило новую платформу  для регионального сотрудничества. Проявленный Европейской Комиссией интерес к черноморскому региону придал значительный импульс развитию черноморского процесса. Общеизвестно, что вступление в ЕС для многих стран является серьезной движущей силой в модернизации систем управления окружающей средой и мощным инструментом передачи позитивного опыта и знаний. Готовность черноморских и дунайских стран работать вместе с Еврокомиссией над улучшением морской окружающей среды в регионе повысила вероятность рассмотрения этого процесса международными финансовыми организациями и донорами

         WWF в России. Первые проекты Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России начались еще в 1988 году, а в 1994 году открылось Российское Представительство WWF. С тех пор WWF успешно осуществил более 150 полевых проектов в 40 регионах России и вложил более 30 миллионов долларов в работу по сохранению и приумножению природных богатств страны. В 2004 году Всемирный фонд дикой природы стал Российской национальной организацией.

Информация о работе Экологические проблемы в России