Экологические проблемы мегаполисов. Возможности для их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:41, реферат

Краткое описание

С каждым годом актуальность темы загрязнения мегаполисов растет. Тема актуальна именно потому, что в городе становится всё тяжелее дышать, особенно в летние периоды с высокой температурой. Учащаются случаи смертей от различных сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний легких. Многие дети рождаются с врожденными заболеваниями, вызванными негативным влиянием городского шума, воздуха и воды на организм беременных женщин. Помимо этого, промышленность крупных городов неблагоприятно воздействует на общую экологическую обстановку Земли, вызывая повышение температуры воздуха на доли градуса ежегодно. Если в скором времени не будут приняты меры по улучшению экологического состояния мегаполисов, большей части человечества грозит недолгая, полная заболеваний и неудобств жизнь.

Содержание

Введение
Загрязнение атмосферы в мегаполисах
Проблема утилизации отходов городов
Изменение климата в мегаполисах
Способы решения экологических проблем мегаполисов
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

document.docx

— 24.46 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение Образования Гомельский Государственный Медицинский Университет

Кафедра Общей Гигиены, Экологии и Радиационной Медицины

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Экологические проблемы мегаполисов. Возможности для их преодоления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка группы Л-211

Бауэр Е.Ю.

Проверил преподаватель

Чайковская М.А.

 

Гомель 2012

Содержание

  • Введение
  • Загрязнение атмосферы в мегаполисах
  • Проблема утилизации отходов городов
  • Изменение климата в мегаполисах
  • Способы решения экологических проблем мегаполисов
  • Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 21 веке темпы урбанизации возрастают от года к году и, соответственно, растет число экологических проблем, большая часть из которых связана с огромной концентрацией населения на крохотных территориях, а также гигантским количеством промышленных предприятий и личных транспортных средств.

Сейчас 75,1% населения Беларуси проживает в городах, и наблюдается тенденция ухудшения качества жизни среднестатистического человека. Главная проблема в том, что современные мегаполисы, будучи достижением цивилизации, становятся всё более неудобными и непригодными для жизни не только будущих, но уже и современных поколений. Некоторые города, построенные без учета розы ветров, постоянно тонут в выбросах промышленных предприятий, а неограниченный рост автомобилей создает проблемы не только в плане траты времени на передвижение, но и в плане полной невозможности дышать рядом с трассами или в центральной части мегаполисов.

С каждым годом актуальность темы загрязнения мегаполисов растет. Тема актуальна именно потому, что в городе становится всё тяжелее дышать, особенно в летние периоды с высокой температурой. Учащаются случаи смертей от различных сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний легких. Многие дети рождаются с врожденными заболеваниями, вызванными негативным влиянием городского шума, воздуха и воды на организм беременных женщин. Помимо этого, промышленность крупных городов неблагоприятно воздействует на общую экологическую обстановку Земли, вызывая повышение температуры воздуха на доли градуса ежегодно. Если в скором времени не будут приняты меры по улучшению экологического состояния мегаполисов, большей части человечества грозит недолгая, полная заболеваний и неудобств жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загрязнение атмосферы в мегаполисах

Загрязнение атмосферы – это одна из главных экологических проблем крупных городов.  Главный источник загрязнения атмосферы сейчас – это выбросы промышленных предприятий и автотранспорт. Согласно версии экологов, в общей доле загрязняющих веществ в воздухе выхлопы автомобилей составляют около 70%, примерно 24% — это вклад объектов теплоэнергетики, а оставшиеся 6% — выбросы промышленных предприятий города. В некоторых городах источниками загрязнения атмосферы становятся строительные предприятия, к примеру, в Ташкенте это заводы по производству цемента, которые выделяют пыль.

В период 1996 – 2000г.г. наблюдалось резкое увеличение выбросов загрязняющих веществ, связанное непосредственно с ростом количества индивидуального автомобильного транспорта. Удивительно, не правда ли, ежедневно мы пользуемся различного вида транспортом и не заостряем внимание на том, насколько он загрязняет воздух, которым мы, в свою очередь, дышим. Однако главная проблема загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами обусловлена, прежде всего, изношенностью существующего автопарка, ввозом иномарок, находящихся в эксплуатации длительное время или не отвечающим современным техническим требованиям, использованием низкосортного топлива, не соответствующего общепринятым стандартам, несовершенством системы управления дорожным движением при низком качестве дорожных покрытий автодорог, шоссе, магистралей. Из этого следует вывод, что не столько сам транспорт повинен в загрязнении воздуха, сколько вышеперечисленные аспекты, связанные и с дорогами, и с дорожным движением, и с топливом. В принципе, вышеперечисленные причины, по которым возникает проблема загрязнения атмосферного воздуха, человек создает сам, но решить их он тоже может сам. Чтобы снизить количество выбросов автотранспортом, нужно, во-первых, серьезно заняться реконструкцией и строительством автодорог. В Ташкенте за последние годы практически заново выстроены многие дороги и реконструированы улицы города. Безусловно, строительство и ремонт – это серьезная проблема, но не глобальная, она вполне решаема и имеет под собой лишь материальную подоплеку.

Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия напрямую влияет на загазованность нашего воздуха, вынуждая автотранспорт работать в экстремальном режиме. А возникающая при этом еще и запыленность доставляет много хлопот жителям домов, расположенных вдоль автомагистралей. Но очагами выбросов пыли являются также и строительные площадки, где не везде соблюдаются защитные меры, предусмотренные строительными технологиями.

Многие техногенные вещества, которые попадают в воздушную среду городов, являются опасными загрязнителями. Они наносят колоссальный ущерб здоровью людей, окружающей мегаполис природе, даже материальным ценностям. Некоторые из них из-за  длительного существования в воздухе переносятся на огромные расстояния, из-за чего проблема загрязнения атмосферы превращается из локальной в международную. В основном это касается загрязнений окислами серы и азота. Быстрое накопление таких загрязнителей в атмосфере вызвало такое явление, как кислые и подкисленные осадки. Они подавляют биологическую продуктивность почв и водоемов, особенно тех из них, которые обладают собственной высокой кислотностью.

 

 

Кроме всего прочего, как показывают исследования зарубежных и отечественных экологов, повышенная концентрация сернистого газа в атмосфере резко увеличивает коррозию металлов. Так, по записям шведских ученых, особенно интенсивной является коррозия углеродистой стали в городах с большой влажностью воздуха и в особенности расположенных на морских побережьях. Так, в Стокгольме наблюдается увеличение скорости коррозии в сравнении с Кируной, находящейся в субарктической зоне, более чем в 15 раз. Хромированные покрытия в тех же условиях разрушаются в 2-3 раза быстрее.

Таким образом колоссальное загрязнение окружающей среды наносит непоправимый материальный и моральный ущерб людям, и для улучшения качества жизни просто необходимо каким-либо образом контролировать выбросы промышленных предприятий, а также решать проблемы, связанные с тепловыми выбросами автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема утилизации отходов городов

С увеличением потребления и стремительным ростом населения в мегаполисах сложилась достаточно непростая ситуация с утилизацией всевозможных промышленных и бытовых отходов.  Проблема осложняется еще и тем, что часть отходов просто-напросто не разлагается за короткие промежутки времени, к примеру пластмасса или стекло, и долго-долго лежит на свалке в практически неизменном состоянии, выделяя вредные вещества.

Сейчас в городах наиболее распространенным способом утилизации отходов при отсутствии свалок является сжигание мусора. По всему миру имеются специальные предприятия, занимающиеся сжиганием бытового мусора. Но все не так просто. Мусор то сожгли, а вот вредные или ядовитые химические соединения выделяются в таком огромном количестве, что еще не известно, что вреднее свалка или процесс сжигания мусора. Экологи требуют устанавливать суперсовременные и достаточно мощные, а значит и дорогие фильтры на сточные воды, и выхлопные газы. Но тогда утилизация мусора сжиганием станет не просто низко рентабельной. Этот процесс становиться разорительным. Преуспела в этом вопросе Япония, но основное количество даже экономически выгодных проектов и разработок остается только на бумаге.

Вывоз мусора тоже может стать решением вопроса утилизации отходов, но только в том случае, когда это будет производиться на организованные и специально оснащенные свалки. К таким свалкам относят огороженные территории, куда вывоз мусора осуществляется систематически. Где присутствует резервуарная система отстаивания сточных вод. Сегодня, как бы высоко развиты не были применяемые нами технологии, до 90% всего бытового и строительного мусора просто закапывается в землю. Что приводит не только к засорению окружающей среды, потере плодородия полей, но и засорению сточных вод, а значит и подземных источников питьевой воды.

Следует отметить и некоторые положительные аспекты правильной организации свалки. Это метод получения биогаза. Вывезенный мусор засыпается слоем земли в 0,6-0,8 м и тщательно утрамбовывается. Биогаз выделяется беспрерывно в течение 5-10 лет, и только по истечению данного срока его выделения не постоянны. А рентабельность свалки полностью становиться зависимой от объема мусора в ней, что должно составлять не менее 1 млн. тонн. Следует отметить, что именно закапывание отходов дает 36% от всего объема выделенного метана, называемого парниковым газом.

Некоторые высокоразвитые страны пошли дальше. Помимо создания моратория на вывоз мусора и его захоронение на своей территории. Идет негласное поддержание идеи вывоза мусора на территории других государств, за денежное вознаграждение естественно. К примеру, США пробует договориться о захоронении своего мусора на Антильских островах и тому подобное. Но экологи всего мира не дремлют и стараются с помощью общественности и прессы пресекать данные попытки уйти от строительства заводов по вторичной переработке собственных отходов.

Постоянные рейды экологов и помощь сознательных слоев общественности все больше и больше убеждает (а больше вынуждает) искать пути переработки бытового и строительного мусора. Поэтому услуга вывоз мусора становиться высоко рентабельной и необходимой

 

 

Изменение климата в мегаполисах

Хозяйственная деятельность человека, разрастание и уплотнение жилых кварталов, скудное количество зеленых насаждений приводят к тому, что в мегаполисах, особенно крупных, складывается свой неблагоприятный микроклимат, который в целом ухудшает его экологические характеристики и плохо влияет на здоровье населения.

В спокойные дни при отсутствии ветра над крупными городами на высоте в сотню метров может образовываться слой температурной инверсии, задерживающий грязные массы воздуха над территорией мегаполиса. Это вместе со значительными выбросами тепловых электростанций, промышленных предприятий и автомобилей, а также интенсивным нагревом каменных, кирпичных и железобетонных сооружений приводит к раскалению центральных районов города. Зимой в безветренные дни перепады температур воздуха между центральной частью и окраинами мегаполисов может достигать 10° С.

Особое внимание следует уделить неблагоприятным ветровым режимам, возникающих в районах новостроек со свободной застройкой. Известно, что перепады атмосферного давления, в особенности его понижение, весьма неблагоприятно сказывается на самочувствии людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Вместе с тем во многих районах новостроек из-за неудачной планировки кварталов в отдельных их точках могут наблюдаться локальные падения атмосферного давления. Так, в небольших промежутках между двумя крупными домами при определенных направлениях ветра скорость воздушных потоков может значительно возрастать.

Согласно законам аэродинамики в этих точках происходит местный спад атмосферного давления, которое с внутренней стороны приобретает пульсирующий характер. Зона подобного пульсирующего давления распространяется на десяток метров  в стороны от промежутка между домами. Похожее, хотя и менее четко выраженное положение наблюдается и на верхних этажах зданий с плоской кровлей. Излишне говорить, что пребывание в этих зонах людей, страдающих заболеваниями, может отрицательно влиять на их здоровье.

Для решения этой проблемы необходимо проведение в районах новостроек комплекса мер по установлению приемлемого ветрового режима в отдельных микрорайонах за счет более правильной планировки кварталов, строительства сооружений, защищающих от ветра, и высадки зеленых насаждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы решения экологических проблем мегаполисов

В деградации окружающей среды нашей планеты, к сожалению, «виноват сам человек». На всех последних международных форумах и конгрессах тема экологической безопасности – самая актуальная.

Преобладание в секторе экономики экологически «грязных» производств, размещение промышленных объектов в крупных городах и промышленных центрах, растущее количество автотранспортных средств, низкий уровень технической оснащенности предприятий, постоянное увеличение площадей для размещения отходов – все это причины негативного воздействия на окружающую среду, а как следствие, отрицательного влияния на здоровье человека.

Для решения экологических проблем крайне необходима комплексная перепланировка структуры городов и расположения зданий. Если этого сделать нельзя, то хотя бы оптимизировать расположения строящихся автодорог, а также стараться переходить на экологически безопасное топливо для автомобилей. Далее стоит обязать предприятия использовать более совершенные способы очистки вод и переработки отходов, а также ужесточить систему штрафов за выбросы в воду или атмосферу.

По мнению некоторых учёных, отсутствие эффективного решения многих экологических проблем связано прежде всего с низким уровнем экологической культуры населения. А формирование экологической культуры, в свою очередь, требует государственной поддержки. Важнейшим аспектом деятельности по формированию экологической культуры выступающие называли активное участие широких слоев населения, общественных организаций и объединений в реализации природоохранных программ и проектов.

Информация о работе Экологические проблемы мегаполисов. Возможности для их преодоления