Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:13, реферат
При длине более 600 км и ширине от 27 до 79 км, Байкал обладает колоссальным объемом воды - 23 тысячи куб км, что превышает объем всех Великих американских озер, вместе взятых. Байкал содержит 20% мировых запасов поверхностных пресных вод. Удивительная чистота воды Байкала обусловлена малым количеством взвешенных веществ и поддерживается благодаря эндемичному планктонному рачку - эпишуре.
В 1950-х годах на нижней Селенге была построена специальная рыбная ферма для восстановления популяции Байкальского осетра и производства икры. Байкальский осетр включен в российскую Красную Книгу. В 2000 году искусственным способом здесь было выращено более 900 000 осетров.
Востсибрыбцентр утверждает, что за последние двадцать лет число осетра и хариуса сократилось примерно в 10 раз. Наиболее вероятно, что это произошло из-за избыточного вылова, кроме того на численность повлияли исчезновение нерестилищ в результате строительства Иркутской ГЭС, и общее загрязнение воды. Искусственное оплодотворение для предотвращения вымирания вида в Байкале необходимо теперь не только омулю и осетру, но и хариусу. Еще один вид рыбы, находящийся под угрозой - таймень. Нетипичные для Байкала виды - такие как ратан и сазан, взятые из Амура, и лещ из небольших озер рядом с Байкалом также представляют определенную угрозу экологическому равновесию озера. Ратан является серьезным конкурентом для местных видов рыб, таких как омуль и лучинка.
6) Проекты строительства
трубопроводов через
Из-за быстрого экономического развития и роста населения азиатских стран на побережье Тихого океана, общая потребность этих стран в энергии ежегодно вырастает примерно на 14%. Это стимулирует интерес российских нефтяных компаний к строительству нефтяного трубопровода из Западной Сибири, где находятся основные нефтяные месторождения, к Тихому океану.
Уже существует трубопровод,
идущий из Западной Сибири на восток к
Ангарску, где за 90 км от Байкала
располагается
Северный маршрут, спланированный
Транснефтью, идет от Ангарска на север,
следуя вдоль Байкальско-Амурской Магистрали
(БАМ), до города Тында, затем на юг по
Транссибирской железной дороге, далее
на восток к Хабаровску и на юг до
порта Находка возле
Южный вариант - проект строительства нефтепровода Ангарск-Дацин - разрабатывался нефтяной компанией ЮКОС и в данный момент активно продвигается. Сейчас уже существует межправительственное соглашение о реализации проекта, согласованы объемы поставок и формула цены на нефть. Стоимость проекта - около $2,5 млрд. Предполагается, что труба будет пущена в 2005 г. и до 2010 г. по ней будет прокачиваться по 20 млн т нефти в год, а затем - до 2030 г. - по 30 млн т. Протяженность предполагаемого нефтепровода составляет 2247 км, в том числе по России - 1452 км, по Китаю - 795 км. По территории России нефтепровод проходит через Иркутскую область, Республику Бурятия, а также Читинскую область.
Все предлагаемые варианты прохождения
трассы нефтепровода неприемлемы не
только с экологической, но и с
юридической точки зрения. Из трех
планируемых вариантов трассы трубопровода
- два ("центральный" и "западный")
проходят по территории Тункинского
национального парка, что прямо
запрещено действующим
Третий вариант трассы - "восточный" - планируется провести по территории объекта всемирного природного наследия "Озеро Байкал", что ничем не лучше предыдущих двух.
Кроме того, все предлагаемые варианты пересекают не только региональные заказники (или проходят в непосредственной близости от них), что ставит под угрозу популяции редких и охраняемых видов, но и по объектам культурного и исторического наследия (или вблизи от них).
По проекту нефтепровод пересекает сейсмически активные области, где геологические разломы идут перпендикулярно друг другу. Сейсмическая активность, переходы через высокие горные хребты, экстремальные климатические и эколого-географические условия представляют серьезную угрозу при строительстве, поддержании трубопровода и обеспечении его безопасности.
Нефтепровод должен пересечь крупнейшую реку байкальского бассейна - Селенгу, и ее притоки - Джиду, Чикой и Хилок. Прорыв нефтепровода и загрязнение этих водотоков приведет, в конечном счете, к загрязнению самого Байкала.
При строительстве трубопровода несомненно будет нарушен ландшафт местности. На обширной территории со слабым развитием дорожной сети будут построены служебные дороги, которые откроют доступ к нелегальной охоте, рыбной ловле, рубкам леса и добыче полезных ископаемых.
Коренные народности - буряты,
сойоты и эвенки издавна жили и
занимались разведением овец в Тункинской
долине. Весь этот район священен для
них, поэтому многие считают, что
строительство нефтепровода наносит
публичное оскорбление
На общественных слушаниях по оценки воздействия данного проекта на окружающую среду большинство местных жителей высказалось за полный отказ от строительства.
Горячие источники Тункинской долины известны своими целебными свойствами. Ежегодно их посещает свыше 10 тысяч человек. Даже одноразовое загрязнение их нефтью сведет на нет ценность этого курорта. Поэтому к протестам против строительства нефтепровода присоединились туристические фирмы.
По оценке Байкальского центра мониторинга земли, неучтенный ущерб природе от реализации проекта составляет 8 млрд. долларов.
На кон поставлена не только
Тункинская долина, данный проект создаст
прецедент, который поставит под
угрозу всю систему охраны природы
в России. Строительство российско-
Нефтепровод Омск -- Ангарск -- наиболее крупный (2 нитки диаметром 700 и 1000 мм) тянется от западной границы области и практически до восточной. Перекачивается сырая нефть. Нефтепровод принадлежит ОАО “Транссибнефть” АК “Транснефть” Министерства топлива и энергетики РФ. По Иркутской области нефтепровод эксплуатирует Иркутское районное нефтепроводное управление (ИРНПУ). В 2001 г. ИРНПУ разработан “План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти Иркутского районного нефтепроводного управления ОАО “Транссибнефть” -- находится на согласовании. Количество аварий на нефтепроводе за период с 1993 г по 2001 г.:
1. Март 1993 г. На 840 км магистрального
нефтепровода Красноярск -- Иркутск
(поврежден трубопровод
2. Март 1993 г. На 643 км магистрального
нефтепровода Красноярск -- Иркутск
(разрыв нефтепровода из-за
3. Март 1995 г. На 464 км магистрального
нефтепровода Красноярск -- Иркутск
(трещина серповидная на
4. Январь 1998 г. На 373 км магистрального
нефтепровода Красноярск -- Иркутск
(трещина длиною 380 мм на трубопроводе
Ду 1000 мм) выход нефти на поверхность
около 25 м3, собрано около 20 м3.
Вывоз загрязненного снега
5. Ноябрь 1999 г. На 565 км магистрального
нефтепровода Красноярск -- Иркутск
(разгерметизация трубопровода
6. Декабрь 2001 г. на 393,4 км
магистрального нефтепровода
Более подробные данные изложены в Государственных докладах “О состоянии окружающей природной среды Иркутской области” за разные годы