Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:22, реферат
В основе любого экономического развития лежат три фактора: трудовые ресурсы, созданные средства производства, природные ресурсы. В последнее время все более лимитированным становится природный фактор. Современные экологические проблемы в определенной мере порождены отставанием экономической мысли: экономисты не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы ХХ века, когда экологические проблемы резко обострились, перед экономической наукой встал вопрос разработки новой концепции развития.
- совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;
- экологические фонды;
- экологические программы;
- продажа права на загрязнение;
- система "залог - возврат";
- экологическое страхование.
Платность природопользования должна включать плату: 1) за право пользования природными ресурсами; 2) за воспроизводство и охрану окружающей среды. Существенное значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушение экосистемы.
Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение ("зеленые" налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия. Что касается налогообложения, то должны применяться пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего. Многие страны собираются в ближайшее время ввести "углеродный" налог - налог на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. (Это уже сделали Финляндия и Нидерланды).
Плата за природопользование, которая сейчас в ряде государств составляет несколько процентов доходной части бюджета, должна возрасти до 30-50%. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. В свою очередь, это позволит снизить налоги с населения, прибыли, добавленной стоимости и другое.
Должна претерпеть изменение система государственного субсидирования экономики. До последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в ТЭК, ЖКХ. К примеру, дотации на энергоносители в России для промышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкости экономики. Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности научно-технического прогресса. Предприятия, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращают размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает чистая прибыль.
Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды. Платежи за загрязнение являются средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа "загрязнитель платит". Россия оказалась одной из первых стран в мире, где введены платежи за загрязнение (январь 1991 года). Введено три вида платы:
В зависимости от степени воздействия на окружающую среду устанавливаются два вида нормативов оплаты: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов) и за превышение этих показателей. В последнем случае платежи возрастают в несколько раз.
Для России актуально сегодня и создание рынка природных ресурсов (бирж, проведение аукционов, создание ипотечной системы).
Проблема совершенствования ценообразования на природные ресурсы может быть рассмотрена в двух аспектах:
- разумное повышение цен на природные ресурсы (более полный учет экологического фактора в цене на продукты природоэксплуатирующих отраслей стимулировал бы переход производителей на режим ресурсосбережения);
- цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции.
Экологически чистая продукция должна иметь более низкую цену для потребителя, чем экологически грязная. Для этого следует вводить систему налогов на экологически грязную продукцию и систему наценок, субсидий, и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве нужно сделать так, чтобы производителям было выгоднее использовать биологические средства защиты, чем пестициды, органические удобрения, чем минеральные.
Важное значение для финансирования охраны природы имеют внебюджетные экологические фонды. Экофонды должны быть дополняющими государственные затраты на экологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитование программ экологической направленности, содействовать развитию экологического образования и воспитания. Источники формирования фондов: платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, добровольные взносы и другое.
Большое значение для общества имеет формирование экологических программ (на международном уровне, внутри страны, региона). Можно привести примеры грандиозных по затратам экологических программ в США по возрождению Великих Озер, японские экологические программы и так далее. Для России - это программы охраны озера Байкал, "чистые речные системы", Чернобыльская зона и другие.
Использование рыночного инструмента продажи прав на загрязнение широко распространено прежде всего в США. Но возможна такая сделка и в межстрановом аспекте.
Пожалуй, самым старым и
проверенным экономическим
Экологическое страхование - страхование ответственности предприятий - источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды - это инструмент, смягчающий последствия аварий.
Таким образом, экономический механизм природопользования в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.
Информация о работе Экологические факторы экономического развития