Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:41, реферат
Усовершенствование системы экологического менеджмента и политика предприятия в области охраны окружающей среды подразумевает проведение периодического экологического аудита.
Экологический аудит представляет собой методику, с помощью которой в стратегию бизнеса и в основные параметры производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие экологические требования.
«Экологический аудит»
1. Сущность экологического аудита
Усовершенствование системы
Экологический аудит представляет собой методику, с помощью которой в стратегию бизнеса и в основные параметры производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие экологические требования.
Экологический аудит - это инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска.
Основные функции
определить соответствие или несоответствие деятельности фирмы, а также декларируемой ею политики в области охраны окружающей среды экологическому законодательству, установить соответствие этой деятельности чисто экономическим, ориентированным на получение прибыли целям;
определить, насколько хорошо отработана в компании система экологического менеджмента;
предоставить информационное обеспечение менеджмента для принятия руководством компании квалифицированных решений в области охраны окружающей среды;
обеспечить защиту персонала от возможных вредных воздействий;
проанализировать возможность возникновения рисков, с которыми фирма может столкнуться в случае той или иной опасной для окружающей среды аварии;
определить реальное воздействие фирмы на окружающую среду;
подтолкнуть фирму к осуществлению улучшений в ее экологической политике.
Впервые система экологического аудита была применена фирмами в США в 70-х гг. XX в. с целью выполнить требования, заложенные в американском природоохранном законодательстве того периода. К концу 80-х гг. некоторые компании достигли даже более жестких показателей, чем те, что были предусмотрены законодательством.
Активный экологический аудит, как и активный экологический менеджмент, с тех пор стал преобладать в стратегии компаний США и постепенно завоевывает все большее доверие у европейских фирм.
2. Цели, виды и методы экологического аудита
Можно выделить две основные цели проведения экоаудита: во-первых, предоставление соответствующей информации об экономической деятельности фирмы и ее соответствии установленным стандартам для всех заинтересованных внешних пользователей, во-вторых, в ходе аудиторской проверки могут быть выработаны полезные рекомендации в отношении дальнейшего улучшения организации экоменеджмента и экоконтроллинга.
Ввиду большой области анализа могут быть развиты различные виды аудита, например:
системный аудит - исследование организации конструкции предприятия и процессов на предприятии в отношении их структурной и функциональной дееспособности;
аудит процессов - проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности окружающей среды;
контрольный аудит - например, проверка выполнения законодательных предписаний;
аудит влияния производственного процесса на здоровье человека - исследование условий работы персонала на предприятии с точки зрения степени вредности производства, температуры в помещениях и т.п.;
аудит продукции - с позиции концепции экологически жизненного цикла продукции проверка отдельных производственных линий (количество и качество задействованных на них ресурсов, упаковки, процесс размещения отходов);
аудит качества продуктов - анализ сосредоточен на соответствии действующей на предприятии системы контроля качества заявленным целям; маркировки продукта - его соответствии действительным экологическим качествам. При этом задействуется различная информация, полученная от потребителей (жалобы, нарекания и т.п.);
аудит выбросов.
Применение экологического аудита касается, таким образом, как оперативного пространства (соблюдения законов), так и стратегического пространства (к примеру, анализа слабых мест на предприятии и т.д.). Его воплощение на практике может происходить как извне (внешний аудит) - через приглашенного аудитора, так и изнутри предприятия (внутренний аудит) - через внутреннюю ревизию. Экологический аудит проводится с различным ритмом на основе стандартизованной систематики. Для быстро изменяющихся сценариев (например, в области маркетинга) - через короткие промежутки времени, для областей, которые меняются медленно и лишь в течение более продолжительных временных отрезков (основные средства), напротив, скорее, через длительные промежутки времени.
В это же время частота проведения аудита зависит как от важности (с экономической точки зрения) отрасли, в которой работает предприятие, так и от результатов предыдущих аудиторских проверок.
Традиционная аудиторская
В систему экологической
организационная структура предприятия;
административные и
технологические процессы;
документация, отчеты;
экологическая концепция предприятия.
Требования к современной
3. Результаты экологического
Результатом экологического аудита является составление экологического отчета предприятия, выступающего, в свою очередь, основанием для экологического справочника.
Отчет о проведении экоаудита должен отражать:
соответствие системы
выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки и эффективность корректирующих действий;
заключение и рекомендации по улучшению системы менеджмента.
Информативные экологические отчеты содержат в себе:
общие сведения о предприятии (5%);
руководящие экологические принципы предприятия (5%);
представление системы экологического менеджмента (10%);
экологические программы и цели (15%);
представление материальных и энергетических потоков (10%);
анализ и оценку экологических проблемных областей (10%);
описание экологических аспектов продуктов (15%);
влияние природоохранных мероприятий на уровень выручки (5%);
коммуникацию с адресатами (группами интересов) (5%);
возможность обратной связи (5%);
достоверность (5%);
принципы составления баланса (5%);
соответствие запросам целевых групп (5%).
Европейский Союз подчеркнул в своем
решении об экологическом аудите
собственную ответственность
Несмотря на то, что традиционно результаты аудиторской проверки предназначены, прежде всего, для внутреннего использования самой компанией, в настоящее время большинство фирм, реагируя на требования различных заинтересованных групп, в том числе и из внутренней среды фирмы, а также правительств и неправительственных организаций Европейского Союза, стремятся к широкой публикации этих результатов. С введением системы экомаркировки продукции роль экоаудита становится весьма существенной.
4. Перспективы развития экоаудита
Публикация результатов, открытость информации для общественности, комплексный подход, применение концепции жизненного цикла, обязательность процедуры экоаудита в рамках EMAS, BS 7750, ISO-14000 способствуют развитию самой системы экоаудита.
В качестве таких перспектив выделяются следующие:
расширенная трактовка понятия безопасности и отсутствие угрозы как для здоровья людей, так и для всего живого;
приоритет долгосрочных целей над краткосрочными. В связи с этим в специальной литературе различаются
понятия «экологический аудит» и «аудит природопользования».
Аудит природопользования - это средство менеджмента, представляющее систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку эффективности систем менеджмента посредством:
обеспечения практики экологического менеджмента и контроллинга;
достижения соответствия между политикой компании и требованиями законодательства.
Экологический аудит - это проверка и пересмотр деятельности компании с точки зрения перспектив «глубокой экологичности» или новой парадигмы. Такой сдвиг мотивируется переносом ценностей внутри корпоративной структуры от доминирования к партнерству, от идеологии экономического роста - к идеологии экологической устойчивости.
Это приводит к соответствующим сдвигам от механического к системному мышлению, и, соответственно, к новому стилю менеджмента, известному как системный менеджмент. Результатом экологического аудита становится план действий по минимизации экологического вреда компании и созданию условий для того, чтобы сделать все ее операции более безопасными в экологическом отношении.
5. Достижения экоаудита: экоменеджмент и преимущества доверия
Подобно тому, как в Западной Европе во все возрастающей мере утверждается форма «добровольного сертифицирования качества», основанная на рыночной власти заинтересованных получателей продуктов, можно ожидать, что то же произойдет и с добровольным проведением экологического аудита, направленного на улучшение системы экологического менеджмента на предприятии.
Современная система экологического менеджмента выросла из распространившихся с начала 1980-х гг. «систем управления качества» (TQM Total Quality Management), когда многие фирмы почувствовали возможность получения выгоды от контроля за качеством выпускаемой продукции.
Система управления качеством исходила из требования «отсутствия дефектов качества» производимой продукции. Такой подход основывался на теоретическом предположении о том, что снижение дефектов на всех стадиях производственного процесса ведет к снижению издержек производства. Для многих предусмотрительных компаний контроль за экологическим качеством продукции стал одним из важных пунктов улучшения своей стратегии.
Понимание того факта, что ущерб природе или здоровью от произведенного продукта является дефектом качества продукции, привело к созданию специальной системы контроля за качеством экологического менеджмента (TQEM - Total Quality Environmental Management).
Центральной для TQEM являлась задача вовлечения в систему контроля за качеством продукции и процесса ее производства всего персонала, чтобы исключить возможные ущербы, которые могут быть нанесены окружающей среде, и соответственные дефекты качества продукции на протяжении всего цикла производства продукции.
Как менеджмент качества, так и экологический менеджмент являются долгосрочными процессами. Несмотря на то, что цели, преследуемые этими системами (нулевые дефекты и нулевое загрязнение), в принципе недостижимы, все же их постановка означает принятие компаниями стратегии постоянных улучшений качества продукции и производственного процесса. Центральным здесь является понятие удовлетворения потребителя, трактуемое в широком смысле, т.е. с учетом экологических потребностей и вовлечения в процесс улучшения качества всех заинтересованных групп.
Поскольку потребители становятся все более искушенными по части качества продукта, который на всех стадиях своего жизненного цикла не должен оказывать негативного влияния на окружающую среду, то принятие принципов TQEM становится хорошей, глубокой и выгодной деловой практикой.
Как и менеджмент качества, экологический менеджмент предприятия после проведения аудита может быть документирован в экологическом справочнике с целью:
упорядоченного представления задач и сфер ответственности;
лучшей коммуникации внутри предприятия и вне его (государственные органы, клиенты, имидж и т.д.). Таким образом, экологический аудит, нацеливающий
фирму на усовершенствование системы менеджмента, дает ей определенные преимущества как по части качества продукции и связанных с ним конкурентных преимуществ, так и для формирования дружественных отношений с законодательством.
В частности, снятие ответственности с сотрудников при проведении судебного процесса в случае нанесения ущерба может основываться на следующих моментах.
Руководящие экологические принципы:
представление целей
Экологическое право: резюмирование соответствующих законов, предписаний и норм.
Организация защиты окружающей среды: рабочие места, инструкции, планы работ.
Экологически оправданное
Отходы и остатки.