Экологический аудит и «зеленые технологии» для устойчивого развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:33, реферат
Краткое описание
Одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является процедура экологического аудита. Еще одним принципом устойчивого развития являются «зеленые технологии» -инновации, в основе которых лежит повторное использование ресурсов
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Экологический аудит в системе устойчивого развития региона…………...4 1.1 Предпосылки экологического аудита……………………………………….6 1.2 Цель, задачи и методики экологического аудита………………………….7 2.Зелёные технологии как понятие и явление…………………………………11 2.1 Общие рамки для стратегии зеленого роста………………………………13 2.2 Развитие зеленых технологий………………………………………………15 2.3 Зеленные инновации………………………………………………………...18 Заключение………………………………………………………………….....21 Библиографический список…………………………………………...………22
1.2 Цель, задачи и методики
экологического аудита………………………….7
2.Зелёные технологии как
понятие и явление…………………………………11
2.1 Общие рамки для стратегии
зеленого роста………………………………13
2.2 Развитие зеленых технологий………………………………………………15
2.3 Зеленные инновации………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………….....21
Библиографический список…………………………………………...………22
Введение
Одной из приоритетных задач
эколого-экономических исследований является
разработка и реализация механизма обеспечения
государственной стратегии устойчивого
развития Российской Федерации и ее отдельных
регионов. Переход на принципы устойчивого
развития, обеспечивающего сбалансированное
решение социально-экономических задач
на перспективу и сохранение благоприятного
качества окружающей среды, предполагает
усиление экологической составляющей
экономики и гармонизацию экологических
и экономических интересов общества на
всех уровнях управления.
Как показывает анализ мирового
опыта, одним из важных инструментов регулирования
политики в области охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности
является процедура экологического аудита.
Если за рубежом экологический аудит начиная
с 90-х гг. стал реальным инструментом управления
в системе экономики природопользования
и охраны окружающей среды, то в России
работа в данном направлении только начинается.
Недостаточная изученность
данной проблемы, неразработанность нормативных
и методических принципов и подходов внедрения
экологического аудита в Российской Федерации,
(в том числе и в г. Москве) ставит данную
проблему в число наиболее актуальных.
Еще одним принципом
устойчивого развития являются
«зеленые технологии» -инновации, в
основе которых лежит повторное использование
ресурсов. Общий подход предполагает достижение
их главной цели — снижения негативного
воздействия на окружающую среду, например,
за счет уменьшения количества отходов,
повышения энергоэффективности, улучшения
дизайна для сокращения объема потребляемых
ресурсов.
1. Экологический
аудит в системе устойчивого
развития региона
Экологический аудит в мире
зародился на рубеже 1970-80-х годов. В частности
в ЕЭС директива об экологическом аудировании
была принята в 1982 году, в 1984 году национальное
агентство по охране окружающей среды
США разработало концепцию экологического
аудирования федеральных агентств. В России
экологический аудит применяется с 1993
года. В 1998 году был принят ряд правовых
актов Госкомэкологии в области экологического
аудита, в том числе установившие правила
их аттестации. С 2004 года функцию
аттестации экоаудиторов на себя взяло
некоммерческое партнерство «Национальная
Экологическая Аудиторская палата».
Разработка механизма и системы
управления, стимулирующей природоохранные
мероприятия, является необходимым условием
для обеспечения социально-экономического
и экологического развития России и ее
регионов и связана с решением двух задач:
во-первых, необходимо сформировать
структуру управления, т.е. выделить основные
элементы и их взаимосвязи, определяющие
перечень прав и обязанностей отдельных
хозяйствующих субъектов и региональной
системы управления;
во-вторых, необходимо
разработать, тестировать и оценить
наиболее рациональные уровни природоохранных
нормативов, штрафов, выплат, определяющих
конкретное содержание такого механизма.
Особое место в системе такого
управления занимает экологический
аудит – инструмент, включающий в себя
организационно-экономические факторы
защиты окружающей среды и позволяющий
выбирать оптимальный вариант природоохранных
сооружений, организовывать информационно-аналитический
контроль за состоянием и степенью
эксплуатации природоохранной техники,
давать оценку экономической целесообразности
того или иного инвестиционного проекта.
Экологический аудит представляет
собой независимую профессиональную
экспертизу состояния и результатов
функционирования хозяйствующего субъекта
(независимо от форм собственности и масштабов
деятельности) для установления
степени его прямого или косвенного
воздействия на окружающую среду.
Основной целевой установкой
экологического аудита как подфункции
управления (общей функции управления
– контроль) является:
- разработка научно-обоснованных
норм и нормативов сбросов в окружающую
среду;
-оптимизация уровня потребления
природно-сырьевых ресурсов;
-упорядочение ресурсопотребления
и энергопотребления;
повышение делового выхода
из потребляемого сырья и сокращение
отходов;
-предотвращение аварийных
сбросов, выбросов и техногенных катастроф.
В конечном итоге, это должно
позволить не только повысить качество
и уровень жизни населения, но обеспечить
возможность будущим поколениям разумно
удовлетворять возникающие потребности.
Реализация практической деятельности
в области экологического аудита нуждается
в соответствующем концептуальном обосновании,
включающем в себя методологию и инструментарий
оценки эффективности.
Определение
экологического аудита
Экологический аудит - системный
процесс сбора, обработки и оценки
достоверных и объективных данных о степени
прямого и косвенного воздействия
на окружающую среду со стороны хозяйствующего
субъекта в процессе его функционирования[4].
Пользователи результатов аудиторских
экспертиз: государственные, муниципальные
и общественные организации; хозяйствующие
субъекты; отдельные граждане; работники
и работодатели.
1.1 Предпосылки экологического
аудита
Предпосылками экологического
аудита являются:
- достаточно высокий уровень
конкуренции, в том числе со
стороны мирового сообщества, когда
потребители товаров, работ и услуг предъявляют
достаточно высокие требования к их
экологической составляющей;
-высокий уровень предпринимательского
риска, обусловленный повышенными
расходами, связанными с ликвидацией
аварийных ситуаций и компенсацией
причиненных убытков.
Все это объективно дает основания
для признания экологического аудита
и в качестве инструмента страховой защиты
и снижения степени предпринимательского
риска.
Комплексный контроль должен
своевременно оценивать качество эколого-экономических
управленческих решений и быть направлен,
прежде всего, на выработку мер предупредительного
характера.
Согласно определению
Европейского стандарта, экоаудит
является независимым свидетельством
в интересах производителя и государства
(риск возможных потерь несут обе стороны).
Стратегические задачи экологического
аудита лежат в сфере обоснования
экологизированной стратегии развития
хозяйствующего субъекта и нуждаются,
для целей их реализации, в разработке
и обосновании системы экологического
учета, как одной из отраслей управленческого
учета. Понятие экологического учета
еще не приобрело своего окончательного
осмысления и логической завершенности.
Трансформация национальной экономики
на режим устойчиво-воспроизводственного
развития обязывает введение в практику
хозяйствования системы экологического
аудита, выступающего инструментом
системы управления экологическими,
экономическими и социальными процессами[5].
1.2 Цель, задачи и
методики экологического аудита
Цель - выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
соответствии деятельности аудируемых
лиц установленным критериям, стандартам
и нормативам природопользования,
а также формирование информационной
базы для совершенствования норм и нормативов
в области природоохранной политики государства.
Задачи аудита:
-установление достоверности
отчетности об исполнении смет расходов
на выполнение природоохранных мероприятий;
- определение соответствия
порядка ведения бухгалтерского учета
в области природоохранных мероприятий
требованиям действующего законодательства
Российской Федерации;
- выявление соответствия
фактических затрат и расходов на природоохранные
мероприятия критериям государственных
норм, нормативов и стандартов;
-оценка финансового состояния
и определение перспектив развития хозяйствующего
субъекта, в том числе и под воздействие
несоблюдения действующего законодательства
в области природоохранной политики;
- выработка рекомендаций по
снижению удельных затрат на осуществление
природоохранных мероприятий при соблюдении
установленных норм и нормативов;
- установление своевременности
и достаточности финансирования из бюджетов
и других источников средств на реализацию
мер по соблюдению природоохранного законодательства;
-оценка эффективности
использования средств, выделенных на
природоохранные мероприятия;
- установление соблюдения целевого
использования средств, выделенных на
природоохранные мероприятия;
-выработка рекомендаций
по совершенствованию нормативно-правовой
и учетной базы в области природоохранного
законодательства.
Метод (методики)
аудирования:
Методика организации контроля
включает следующие этапы:
планирование аудита;
законодательная и нормативно-правовая база в соответствии с темой проверки;
программа проверки, включающая конкретные задания по проверке учета и выполнения природоохранных мероприятий;
процедуры привязки и ориентации контрольной работы к объекту проверки;
процедуры по существу документальной и фактической проверки запрашиваемых материалов с учетом
специфики природоохранной деятельности;
систематизация материалов проведенного аудита;
составление заключения, плана согласования и обсуждения результатов аудита и предложений по
нему;
организация контроля за выполнением предложений по материалам аудиторского контроля.
Результаты контроля докладываются
аудируемому лицу и организации, осуществляющей
финансирование природоохранных мероприятий
– местные органы власти и хозяйствующие
субъекты, на балансе которых находятся
данные объекты. Субъектом, принимающим
решение по результатам аудита является:
органы власти, осуществляющие финансирование
и надзор за природоохранной деятельностью,
а также другие субъекты, участвующие
в целевом финансировании[5].
Результаты экоаудита и
сформированное в процессе аудирования
заключение должны содержать следующую
информацию:
выводы о соответствии
хозяйственно-финансовой и природоохранной
деятельности действующему законодательству
и нормативному регулированию;
о соответствии и своевременности
текущих экологических платежей;
выводы об обеспечении целевого
использования средств, выделенных
(из разных источников) на природоохранные
мероприятия;
результаты оценки воздействия
деятельности аудируемого лица на
экологию в регионе и здоровье его сотрудников;
результаты анализа и оценки
эффективности использования природных
ресурсов, авансированных в бизнес;
результаты оценки взаимосвязи
природоохранной политики фирмы с
эффективностью ее бизнеса (с прогнозированием
ожидаемых экономических выгод в течение
3-5 лет, следующих после аудиторской проверки).
В процессе управления и
реализации процедур экологического аудита,
выявление и наказание виновных в нарушении
природоохранного законодательства лиц
– не основная преследуемая цель. Основной
целевой установкой является выявление
«узких» мест функционирования хозяйствующего
субъекта по всем направлениям, оказывающих
ту или иную степень негативного влияния
на окружающую среду. Проведение полноценной
процедуры экологического аудита не
представляется возможным без плодотворного
сотрудничества аудитора с администрацией
и производственным персоналом, в аргументированном
мнении которого может иметь место
определенный эффект.
По заключению Всемирного
банка, возможное повышение стоимости
инвестиционных проектов в связи с процедурой
предварительного экологического аудита,
окупается, примерно, в течение 5-7 лет и
примерно в 3-4 раза дешевле в сравнении
с расходами, связанными с последующей
(после сдачи проекта) установкой очистных
сооружений.
Объективные и профессиональные
исследования (с учетом мнений всех
заинтересованных лиц) посредством
инструментария – экологический аудит
позволит избежать дальнейшего
усугубления эколого-экономической
ситуации и нуждается как в концептуальном
обосновании, так и в выработке стратегии
и тактики управления.
По заключению Международной
Торговой палаты аудита, экологический
аудит как инструмент управления
включает систематическую, зарегистрированную,
объективную оценку того, как эффективно
организационное управление и оборудование
выполняют функции защиты окружающей
среды
Экологический аудит должен
быть полным и перманентным, т.е. давать
полную оценку того, как выполняются
требования к состоянию окружающей
природной среды[4]..
2.Зелёные технологии
как понятие и явление
Инновационные решения
в сфере экологии и бережного
отношения к природным ресурсам,
альтернативные источники энергии
и ресурсосберегающие новации, вторичное
использование и переработку различных
отходов принято сегодня объединять одним
емким понятием – «зелёные технологии»
(green technologies). Внимание к зелёным технологиям
возрастает по мере уменьшения на планете
питьевой воды, плодородной земли, чистого
воздуха. При этом мы также понимаем, что
полезные ископаемые сокращаются и с каждым
годом все острее встает вопрос поиска
альтернативных источников энергии.