Экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:40, реферат

Краткое описание

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие, виды и задачи экологического контроля……………3
Глава 2. Государственный экологический контроль……………………………………………………………………4
Глава 3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему экологический контроль.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль. 

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит над ведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты над ведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных  органах. Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием  и охраной окружающей среды.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:

а) спецификой отрасли;

б) экологически значимыми  задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;

в) конкретными правами  и обязанностями подразделений  и лиц, осуществляющих ведомственный  контроль.

Сферой производственного  экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного  контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает  более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических  требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются  уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, –  руководитель.

С учетом высокой общественной опасности некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические  службы считают своей задачей  защиту интересов предприятия любым  путем, в том числе посредством  сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным  органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства  правонарушениям. Сотрудничество органов  государственного, ведомственного и  производственного экологического контроля – важный резерв повышения  эффективности природоохранной  деятельности на разных уровнях.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную  окружающую среду, а также в связи  с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды  остро стоит проблема разработки и осуществления современной  концепции общественного экологического контроля.

В формируемом правовом механизме  взаимодействия общества и природы  имеется существенный сдвиг в  направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным  кодексом РФ граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют  право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и  предоставлением земельных участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих интересы населения. Общественные контрольные функции  по проверке выполнения экологических  требований реализуются также в  рамках общественных слушаний по результатам  оценки воздействия планируемой  деятельности на окружающую среду. Важной формой осуществления общественного  экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

 

Заключение. 

Экологический контроль в  России проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и  общественного контроля.

Государственный экологический  контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и  гражданами. На основании этих решений  соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной  деятельности до отмены решения о  ее запрете органом государственного экологического контроля.

Решения государственных  органов экологического контроля и  должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Производственный экологический  контроль осуществляется в целях  обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и  восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством  в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в  области охраны окружающей среды  осуществляется общественными и  иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.   Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.

2.   Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.

3.   Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.

4.   Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004.

 


Информация о работе Экологический контроль