Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:40, реферат
Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие, виды и задачи экологического контроля……………3
Глава 2. Государственный экологический контроль……………………………………………………………………4
Глава 3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………17
Глава 3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль.
Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит над ведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты над ведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.
Функции по проведению ведомственного
контроля предусматриваются, как правило,
положениями о центральных
Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:
а) спецификой отрасли;
б) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
в) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.
Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.
Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.
С учетом высокой общественной
опасности некорректного
Эффективность ведомственного
и производственного
С учетом того, что человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью, в целях реализации
права каждого на благоприятную
окружающую среду, а также в связи
с низкой эффективностью реализации
государством экологической функции,
в российском праве окружающей среды
остро стоит проблема разработки
и осуществления современной
концепции общественного
В формируемом правовом механизме
взаимодействия общества и природы
имеется существенный сдвиг в
направлении его
В соответствии с Земельным
кодексом РФ граждане, общественные организации,
объединения и органы территориального
общественного самоуправления имеют
право участвовать в
Заключение.
Экологический контроль в России проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Решения, принимаемые должностными
лицами государственного экологического
контроля, обязательны для исполнения
всеми министерствами и ведомствами,
предприятиями, должностными лицами и
гражданами. На основании этих решений
соответствующие банковские учреждения
должны прекращать финансирование запрещенной
деятельности до отмены решения о
ее запрете органом
Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Производственный
Общественный контроль в
области охраны окружающей среды
осуществляется общественными и
иными некоммерческими
Список использованной литературы:
1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.
3. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004.