Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:11, доклад
В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества.
Экологический кризис.
Проблема преодоления экологического кризиса. Эта проблема является наиболее актуальной. Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век - это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологическую.
В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества.
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
в значительной мере истреблен лесной покров;
стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Возможное решение проблемы.
Прежде всего,
следует перейти от потребительско-
Планетарное
общество сегодня предпринимает
конкретные меры по решению экологических
проблем и снижению их опасности:
разрабатывают предельно
Глобальные проблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющих соотнести все возрастающие потребности человека с возможностями планеты их удовлетворить. Ряд ученых справедливо считают, что необходим переход всего земного сообщества от тупикового техногенно-потребительского к новому духовно-экологическому, или ноосферному, - типу цивилизационного существования. Его суть в том, что "научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования".
Одна из наиболее
популярных точек зрения решения
данной проблемы - привить людям
новые нравственно-этические
1) развитие
всемирного сознания, благодаря
которому человек осознает
2) формирование
более бережливого отношения
к использованию природных
3) развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии, а не на подчинении;
4) воспитание
чувства сопричастности к