Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:28, реферат
Для контроля за загрязнением отдельных компонентов биосферы используются экологические стандарты. Экологические нормативы и стандарты юридически закрепляются в специальных нормативно-технических документах, утверждаются государственными органами и имеют обязательный характер. Экологические стандарты - единственные и обязательные для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей естественной среде. Есть стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий.
Управление в отрасли природопользования |
Управление в отрасли природопользования Рыночно-экономические методы предусматривают разные экономические механизмы управления охраной природы и использованием природных ресурсов, экологическое страхование и др. Управление охраной окружающей естественной среды заключается в осуществлении в этой отрасли функций: · наблюдение; · экологической экспертизы; · контроля, прогнозирования, программирования; · информирование населения и другой испонительной деятельности. Контроль за качеством компонентов биосферы осуществляется с помощью экологического мониторинга. Государственный мониторинг окружающей естественной среды - это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, сохранения и анализа информации о состоянии окружающей среды. Система контроля включает основные виды деятельности: систематические наблюдения по состоянию окружающей среды; определение степени антропогенного влияния на него; выяснение факторов и источников такого влияния. В зависимости от назначения осуществляется общий, оперативный и фоновый мониторинг. Общий (стандартный) мониторинг окружающей среды - это оптимальные за количеством параметров наблюдения на пунктах, объединенных в единственную информационно-технологическую сеть, которые дают возможность на основе оценки и прогнозирования состояния окружающей среды регулярно разрабатывать управленческие решения на всех уровнях. Оперативный (кризисный) мониторинг окружающей среды - это наблюдение специальных показателей на целевой сети пунктов в реальном масштабе времени за отдельными объектами - источниками повышенного экологического риска в отдельных регионах, а также в районах аварии с вредными экологическими последствиями с целью обеспечения оперативного реагирования на кризисные ситуации и создание безопасных условий для населения. Фоновый (научный ) мониторинг окружающей естественной среды - это специальные высокоточные наблюдения за всеми составляющими окружающей среды, а также по характеру, составу, миграции загрязняющих веществ, за реакцией организмов на загрязнение на уровне отдельных популяций, экосистем и биосферы в целом. Фоновый мониторинг осуществляется в природных и биосферных заповедниках, на других территориях, которые охраняются, на базовых станциях. Экологический мониторинг осуществляется на четырех уровнях: локальному - на территории отдельных объектов, городов, на участках ландшафтов. Для эффективного контроля за загрязнением атмосферы в городах с населением до 100 тыс. лиц целесообразно иметь три контрольных станции; от 100 тыс. до 300 тыс. - не менее пяти, от 300 жал до 500 тыс. - семь, в городах с населением свыше 1 млн. человек - 11-24 пунктов. Промышленные системы экологического мониторинга контролируют выбросы промышленных предприятий, уровень загрязнения промышленных площадок и прилегающих к ним районов; региональному - на территориях экономических и естественных регионов. Такой уровень мониторинга обеспечивает получение данных о загрязнении атмосферы, водоемов от городских и промышленных контрольных станций; национальному - на территории страны в целом мониторинг означает обработку и анализ данных о загрязнении окружающей среды от региональных систем, из искусственных спутников Земли и от космических станций. Глобальные системы мониторинга окружающей среды используются для исследований и охраны природы и осуществляются на основе международных соглашений в этой сфере. Таким образом, мониторинг должен решать такие задания: · наблюдение по состоянию биосферы, определения изменений, обусловленных деятельностью человека, обобщения результатов наблюдений по разнообразным параметрам состояния среды, наблюдения за реакцией биоты; · прогноз и определение тенденций в изменении биосферы; · оценка изменений биосферы путем сравнения с некоторыми критериями (ПДК), которые указывают на предел экологической нагрузки на среду. Для сохранения фонового уровня качества среды, сравнительно с которыми определялся бы и уровень влияния человека на атмосферу, создана сеть биосферных заповедников. Она охватывает все основные типы естественных зон. Государственный мониторинг окружающей естественной среды Украины в пределах своих полномочий осуществляют несколько организаций: Министерство экологии и природных ресурсов, Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный комитет по геологии и использованию недр, Министерство лесного хозяйства, Национальный комитет авиации Украины. В Украине существует несколько независимых сетей наблюдения, которые работают за разными методами, что усложняет формирование объективных представлений о состоянии среды. Сеть мониторинга не охватывает всех населенных пунктов, недостаточно контролируются почвы и сельскохозяйственная продукция. Для контроля за загрязнением отдельных компонентов биосферы используются экологические стандарты. Экологические нормативы и стандарты юридически закрепляются в специальных нормативно-технических документах, утверждаются государственными органами и имеют обязательный характер. Экологические стандарты - единственные и обязательные для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей естественной среде. Есть стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий. Стандарты из охраны природы объединены под общим номером 17:17.1 - Охрана природы. Гидросфера; 17.2 - Охрана природы. Атмосфера и др. самой распространенной среди них является предельно допустимая концентрация - это и наибольшая концентрация вещества в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, продуктах питания), которая при более или менее длительном влиянии на организм не вредит здоровью и не вызывает отдаленных эффектов. Для более полной оценки качества среды используют другой критерий - ГДЕН - предельно допустимая экологическая нагрузка: для воды - это ГДС г/с (предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водоемы); для воздуха - ГДВ - предельно допустимые выбросы, г/с. Эти величины характеризуют нагрузку, которая создает то или другое предприятие на окружающую среду за единицу времени. Устанавливают также предельно допустимые уровни (ГДР) шумового и электромагнитного загрязнения. Наиболее существенным из разработанных стандартов является экологический паспорт промышленного предприятия. Экологический паспорт - это нормативно-технический документ, который содержит данные об использовании предприятием ресурсов и определения влияния его производства на окружающую среду. В экологическом паспорте содержится такая информация: · о предприятии и регионе его размещения; · о технологиях, которые используются на предприятии; · количественные и качественные характеристики ресурсов, которые используются; · количественные характеристики продукции, которая выпускается; · количественные и качественные характеристики выбросов загрязняющих веществ (нормативы ГДС и ГДВ), а также отходов производства. На основе информации, которая содержится в экологическом паспорте, решаются такие экологические задания: оценивается влияние выбросов загрязняющих веществ и отходов на естественную среду и здоровье населения; устанавливаются нормативы выбросов загрязняющих веществ и складирования отходов; планируются и оцениваются природоохранные мероприятия на предприятии; анализируется сдерживание предприятием законодательства, стандартов и нормативно-технической документации из охраны окружающей среды; разрабатываются мероприятия по повышению эффективности использования природных и минеральных ресурсов, энергии и вторичного сырья. Основными источниками информации для складывания экологического паспорта являются показатели производства, расчетные и фактические выбросы, разрешения на природопользование, паспорта на очистительное оборудование, инвентаризация источников загрязнения, данные о деятельности предприятий и фоновых показателях состояния естественной среды в регионе. Ежегодно паспорт корректируется и уточняется. В последнее время активно развиваются экологический аудит и экологический менеджмент. Экологический аудит - это экологическое обследование предприятия, постановка "диагноза" его "здоровья", проверка способности производственных систем к самоочистке и выпуску экологически чистой продукции. Это инструмент, с помощью которого оценивают экологическую эффективность управления предприятием с целью сохранения окружающей естественной среды. Чистое производство - самый современный из трех используемых человеком способов уменьшения загрязнения природы (первый - разбавление и рассеивание загрязнений, второй - очистка отходов перед выбрасыванием в воздух или воду). Он предусматривает: экономию сырья, воды и энергии; лишение от токсикантов в процессе производства; уменьшение количеству и токсичности всех отходов непосредственно в ходе производственных процессов. Метод чистого производства основывается на философии "предвидения и профилактики". Экологический менеджмент - это система эффективного управления природоохранной деятельностью с использованием новых подходов, на базе административных механизмов управления (соблюдение экологических норм, стандартов, правил, утвержденных для отрасли) и экономического стимулирования. Необходимо отметить, что самым эффективным из эколого-экономической точки зрения природопользования может быть тогда, когда оно подчинено четкой современной системе охраны окружающей среды и управления природопользованием. В такой системе должны функционировать разные методы экологического управления (менеджменту) природопользованием - информационные, административные, рыночно-экономические на основе действующих экологических законов, норм и правил, эффективного экологического законодательства. К информационным методам управления принадлежат: экологический мониторинг, экологическое картографирование, государственные естественные кадастры, географические информационные системы, математическое моделирование и прогнозирование особенностей естественных процессов под воздействием человеческой деятельности с использованием природных ресурсов. Административные методы управления охватывают лицензирование природопользования, оценку влияния на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологический аудит и экологическую сертификацию. Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза - вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-експертных формирований и объединений граждан. Цель и задание экологической экспертизы - предупреждение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей естественной среды и здоровья людей, а также оценка степени экологической безопасности проектов, планов, мероприятий хозяйственного развития требованиям экологической безопасности общества; оценка эффективности мероприятий по охране окружающей среды; подготовка выводов экологической экспертизы. Основными принципами экологической экспертизы являются: гарантирования безопасного для жизни и здоровья людей окружающей среды; сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов, объективность и законность. Условия и порядок проведения экологической экспертизы определяются законом Украины "Об экологической экспертизе" (в 1995 г.). Экологическая экспертиза должн 1) правовая, нормативная и инструктивная документация; 2) проекта технических систем, механизмов и приборов; 3) документация на внедряемые открытия и изобретения; 4) действующие и те, что строятся технические системы, уникальные антропогенные и естественные системы; 5) состояние здоровья населения; 6) известны и новые вещества; 7) природоохранные мероприятия, фонды, системы стимулирования, ресурсосбережения. В Украине могут осуществляться государственная, общественная и другие формы экологической экспертизы. Выводы государственной экспертизы являются обязательными для выполнения. Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены во время проведения государственной экологической экспертизы, а также в решениях относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы. |