Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:48, доклад
С 70-х гг. компании ряда стран Европы и Северной Америки начали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что приводило их к дополнительным финансовым потерям. Это стало следствием противоречия, сложившегося в экономике, и к этому времени, в погоне за конкурентоспособностью своей продукции, фирмы начали снижать ее стоимость на рынке товаров и услуг за счет непроизводственных затрат, в т.ч. и охрану окружающей среды на своих предприятиях. Отмеченное обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой ими деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды.
Экологическое аудирование за рубежом
С 70-х гг. компании ряда стран Европы и Северной Америки начали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что приводило их к дополнительным финансовым потерям. Это стало следствием противоречия, сложившегося в экономике, и к этому времени, в погоне за конкурентоспособностью своей продукции, фирмы начали снижать ее стоимость на рынке товаров и услуг за счет непроизводственных затрат, в т.ч. и охрану окружающей среды на своих предприятиях. Отмеченное обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой ими деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды. Такая оценка по определенной аналогии с финансовым аудитом получила название экологического аудита.
К середине 80-х гг. сформировалось направление экологического аудита как инструмента внутреннего административного управления для усиления контроля за природоохранной деятельностью компании.
Экологический аудит распространяется
в промышленно развитых странах
— в Канаде, Великобритании, Нидерландах,
США, Швеции. Одними из первых компаний,
разработавших собственные
В 1984 г. национальное Агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования для федеральных ведомств. В соответствии с ней агентства осуществляли экологический аудит Министерства энергетики США, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).
Экологический аудит нашел применение в таких областях деятельности, как приобретение или передача недвижимости, решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными заболеваниями, контроль загрязнения природных сред.
Кроме термина «экологическое аудирование» стал использоваться термин «аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды»
К концу 1990 г. коммерческие банки в ряде стран стали использовать экологический аудит в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам, обусловленным недостатками природоохранной деятельности предприятиями-заемщиками.
Экологический аудит применяется международными банками развития как инструмент управления окружающей средой с использованием для этого оценки природоохранной деятельности финансируемых ими компаний.
Рядом стран: США, Бельгией,
Индонезией, Норвегией, Европейским
Союзом (EMAS-программа), Ямайкой, Боливией,
Францией, а также Международными
финансовыми корпорациями экологический
аудит стал проводиться с целями
оказания помощи деловым кругам в
управлении окружающей средой, снижения
рисков финансового рынка, повышения
конкурентоспособности на мировом
рынке, усиления природоохранной деятельности,
привлечения частного капитала в
промышленность и энергетику, для
проверки безопасности производства и
оказания помощи по ее обеспечению, определения
характера и масштабов
В США существенна роль экологического аудита как инструмента «более раннего» выявления экологического правонарушения.
В соответствии с Законом о защите окружающей среды от загрязнения, принятым США в 1990 г., нарушения, выявленные добровольно или исправленные благодаря программе экологического аудита, не являются составом административного или уголовного преступления.
Несмотря на опыт экологического аудирования, в настоящее время за рубежом нет устоявшегося определения экологического аудита.
Наиболее часто используются следующие:
— методическое изучение экологической
информации об организации, сооружении
или объекте для выяснения
того, в какой степени они
— систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями («Заявление о политике в области экологического аудита», принятое Агентством по охране окружающей среды США 9 июля 1986 года);
— систематический
— систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям (ISO 8402:1994);
— исследования окружающей среды, проводимые для определения воздействия на окружающую среду и потенциальных обязательств, связанных с передачей собственности или последующей деятельностью (Европейский банк реконструкции и развития);
— средство, инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствуют организационная система, управление охраной окружающей среды, функционирование оборудования экологическим целям, а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям («ICC Position Paper on Environmental Auditing»), от 29 ноября 1988 г. Международная торговая палата. Совет Европейского Сообщества.
Экологическое аудирование проводится на уровнях:
— государственных структур;
— транснациональных корпораций;
— отрасли (структурное — оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное — аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли);
— территории (региона);
— муниципального образования;
— предприятия.
Различают добровольное и обязательное экологическое аудирование.
Как правило, экологический аудит проводится внезапно, чтобы получить объективное представление относительно соблюдения природоохранных требований.
Экологическому аудиту (по сравнению с традиционным финансовым аудитом) в большей степени присущ аналитический характер. Он не дает ответа на вопрос, каким образом компания может усовершенствовать свою экологическую программу. Аудиторы лишь указывают на выявленные недостатки природоохранной деятельности, тогда как принятие необходимых мер - обязанность управляющего компанией.
Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением следующих видов аудита:
- операционный аудит -проверка
процедур и методов
- аудит на соответствие
деятельности компании
- аудит бухгалтерской
отчетности на ее соответствие
законодательству и
Распространена практика аудита бухгалтерской отчетности на основе информации о движении денежных средств или на какой-то другой основе, свойственной бухгалтерии проверяемой компании. Бухгалтерская отчетность в общем случае включает бухгалтерский баланс и приложения к нему, сопутствующие документы (справки, расшифровки, объяснительные записки и т.д.). В данный перечень не включены проверки отчетности, необходимые для экологического или любого другого неэкономического (финансового) аудита. В зависимости от того, кто проводит аудирования - группа из числа работников предприятия или не из их числа - называют внутреннее и внешнее экологическое аудирования.
Внешние (или независимые) аудиторы:
а) присяжные бухгалтеры (Великобритания); дипломированные общественные бухгалтеры (США), бухгалтеры или комиссары по счетам (Франция), контролеры хозяйства и контролеры книг (Германия) и т.д.; при выполнении функции засвидетельствования они обычно именуются аудиторами, работают без образования юридического лица и являются независимыми подрядчиками по отношению к клиентам;
б) аудиторские фирмы (Великобритания) или фирмы дипломированных общественных бухгалтеров (США) и т.д.; при выполнении функции засвидетельствования они также именуются «аудиторами» и работают с клиентами на основе договоров на аудиторскую проверку;
в) аудиторы государственных учреждений, которые отчитываются перед законодательным или государственным органом о своих проверках достоверности финансовой информации, полноты и своевременности бюджетных и внебюджетных платежей, адекватности и эффективности внутрихозяйственного контроля государственных и иных организаций; сюда же возможно отнести и налоговую полицию. Внешние аудиторы не должны иметь родственных связей с руководством аудируемых компаний и участвовать в их деятельности (даже косвенно, например, как держатель акций).
Внутренние аудиторы являются служащими тех же компаний, подразделения которых они проверяют, но работают в составе администрации, т.е. независимо от аудируемых подразделений. Практика экологического аудита базируется на следующих принципах: поддержка экологического аудита и реагирование на его результаты со стороны руководства предприятия; независимость функций экологического аудита от проверяемой деятельности; обоснованный подбор аудиторов; определенность целей, сроков, ресурсов и периодичности экологического аудита; адекватность сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудита; наличие процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое изложение результатов экологического аудита; наличие процедур, гарантирующих качество экологического аудита и конфиденциальность информации; ответственность аудитора за достоверность аудита.
Анализируя зарубежный опыт аудиторской деятельности, необходимо иметь в виду важность изучения реальных возможностей его использования с учетом условий экономических преобразований в Украине и состояния украинского законодательства.
Высказанное мнение учитывается
при дальнейшем анализе возможностей
использования в Украине