Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место во все времена. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала наиболее актуальной. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание. Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..2
2. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников……………4
3. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ……..8
4. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры…16
5. Заключение………………………………………………………………..25
6. Библиографический список………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по экологии.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия  могут быть организованы на самые  разные темы. Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Понятие повседневная жизнь  предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

На протяжении всего  учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах - 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой  группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно  рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его  отсутствие, по одежде определяют степень  тепла и холода.

Любое наблюдение - это  познавательная деятельность, требующая  от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно  непродолжительно. Педагогическое общение  воспитателя с детьми принимает  познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение.

Заполнение календаря  природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

В повседневной жизни  с дошкольниками можно проводить  обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны  и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход - это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых - медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Медсестра и воспитатель обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Походы и экскурсии  с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного  возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

Большие возможности  в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Удовлетворить детскую  любознательность, вовлечь ребенка  в активное освоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами  познания связей между предметами и  явлениями позволит именно игра. Отражая  впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Большую роль в экологическом  образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит  из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение  методов исследования, подготовительная  работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский:  поиск ответов на поставленные  вопросы. 

3-й - заключительный: обобщение  результатов работы, их анализ, формулировка  выводов. 

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в  природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с  детьми в рамках экологического проекта  разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

В проекте могут участвовать  дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как  ребенок должен иметь возможность  проследить изменения в жизни  изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и  исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что  одной из главных причин возникновения  кризиса является низкий уровень  культуры людей, в том числе и экологической. Человечество постепенно осознает, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации. Формирование основ экологической культуры в условиях школы может осуществляться в различных формах: уроки экологии, наблюдения за природными явлениями в процессе ухода за растениями и животными уголка природы, у пришкольного участка, экологические игры, экскурсии, прогулки, праздники, ведение календарей природы, просмотр фильмов и мультфильмов посвященные данной теме и т.д. Главное что должен уметь педагог сделать свои уроки интересным и разнообразным, например можно использовать аудиовизуальные средство обучения, чтобы завлечь ребенка. 
Воспитать в ребенке бережное отношение к природе, повысить уровень его экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые (родители, педагоги) обладают определенной экологической культурой. 
Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом «вынужден», то итог следует ожидать низкий. Если он движим мотивом «хочу», то и результативность формирования экологической культуры малыша начинает развиваться. 
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем, поэтому лучший результат экологического воспитания достигается в раннем детстве. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

 

 

 

 

                                 Список литературы

1. Ашиков В. Н., Путь к Экологическому человеку //Дошкольное воспитание. – 2001.-№7. – с. 9-11.

2. Ашиков В. Н., Бобылева  Л.  Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.-2005. - №7. –с.10-15.

3. Веретенникова С .А. //Ознакомление дошкольников с природой ; - М.: Просвещение, 1980. – 268с.

4. Веретенникова С.  А., Николаева С.Н. Методика экологического  воспитания дошкольников. / С.Н.Николаева; - М.: изд.цент «Академия»,   

1999.–184с. 
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192 с

6.  Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.  Отношение дошкольников к природе  / Под ред– М.: Педагогика, 2009 г. 58-70 с.

7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. / С.Н.Николаева; - М.: изд.центр «Академия», 2002. – 336с.

8. Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. / Н.Рыжова. // Дошкольное воспитание. – 2001. №7. –69 с.

9. Рыжова Н.А.Экологическое образование  в дошкольных учреждениях: теория и практика:.- М., 2009 г. 48 с.




Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников