Экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и справочные пособия по экологическому воспитанию с целью отбора материала для организации внеклассной работы.
2. Выявить возможности расширения круга экологических знаний при организации учебной и внеклассной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Содержание экологического воспитания младших школьников 6
1.2 Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников 8
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 15
2.1 Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 15
2.2 Методы и приемы формирования экологического опыта у младших школьников 17
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа «экологическое воспитание младших школьников во .doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Таблица1

Критерии и показатели сформированности экологической культуры будущих учителей

Критерии

Показатели

познавательный

- система усвоенных научных  знаний по экологии и краеведению;

- знание норм и правил  организации деятельности и поведения  в природе.

деятельностный

-владение системой эколого-педагогических умений и навыков, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем;

- чувство ответственности  за свое поведение в окружающей  среде.

мотивационно-ценностный

- понимание ценности природы; единства с ней;

- эмоционально-личностное отношение к окружающей среде;

- положительное отношение  к природоохранительной работе;

- стремление к овладению  экологическими и природоохранительными  знаниями, к экологическому самообразованию.

предметно-методический

- знания по методике  экологического воспитания школьников;

- знание психолого-педагогических  основ формирования экологической  культуры школьников;

- владение конструктивными, организационными, коммуникативными, аналитическими умениями, необходимыми  для организации природоохранительной работы в школе;

- понимание будущим учителем  общекультурной, мировоззренческой, социально-педагогической, развивающей функции экологического  образования.


Анализ включенного в состав каждого из критериев Показателей экологической культуры привел к выделению следующих уровней ее сформированности  у будущих учителей: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень сформированности экологической культуры у будущих учителей характеризуется следующими показателями:

- наличие глубоких и  прочных знаний современных проблем экологии и охраны окружающей среды;

  • умение оперировать и руководствоваться ими в своей эколого-педагогической деятельности;
  • умение прогнозировать экологические последствия своей деятельности;
  • осознание отношение к окружающей среде;
  • доброжелательность и чуткость по отношению к природе;
  • гуманное поведение в природе, которое является их внутренней нравственной потребностью;
  • понимание социальной значимости экологического образования и воспитания, потребность в проведении экологической деятельности;
  • умение отбирать и конструировать учебный материал 
    в соответствии с задачами экологического образования и 
    воспитания школьников, подбирать оптимальные методы 
    и средства экологического образования;
  • умение педагогически грамотно организовывать 
    разнообразные виды учебной, внеучебной  и внеклассной 
    экологической деятельности школьников;

- умение анализировать поступки детей в природе, выяснить их мотивы, определять изменения в экологическом 
сознании и поведении учащихся, перестраивать систему 
деятельности на основе «обратной связи»;

- знание психологических особенностей школьников и 
особенностей их отношения к природе;

- умение принимать осознанное решение в экологических проблемных ситуациях;

- навыки экологического  самообразования и оценки 
степени эколого-профессиональной подготовки.

Для среднего уровня сформированности экологической культуры будущих учителей характерны такие показатели;

- знание современных проблем экологии и охраны при 
роды глобального масштаба при недостаточной ориентировке 
в локальных и региональных экологических ситуациях;

- понимание ценности природы, единства с ней;

-выражение отношения  к природе происходит преимущественно на уровне чувств и эмоций, без развития их в экологические убеждения;

  • понимание педагогической и социальной важности 
    экологического образования и воспитания учащихся;
  • наличие общих представлений по вопросам экологического воспитания школьников;
  • недостаточно правильное и полное понимание цели 
    и задач экологического образования и воспитания школьников, путей их реализации;

- преобладание теоретической  деятельности в эколого-природоохранительной  работе будущего учителя,

- затруднения в правильном  руководстве экологической деятельностью школьников;

- затруднения в организации  природоохранительной работы в школе с использованием различных форм учебной,  внеучебной и внеклассной деятельности.

Низкий уровень сформированности экологической культуры будущего учителя характеризуется следующими показателями:

- недостаточно полное знание современных проблем экологии и охраны природы;

- затруднения в правильной  организации своей деятельности и экологической деятельности учащихся;

- недопонимание важности  проводимой природоохранительной работы в школе;

  • отсутствие умения принимать обоснованнее решение 
    проблемной  экологической ситуации;
  • слабое знание методики экологического образования 
    и воспитания школьников;

- отсутствие применения  в эколого-педагогической деятельности будущего специалиста разнообразных форм организации экологического образования и воспитания.

Как видно из характеристики показателей уровней сформированности экологической культуры будущих учителей, чем меньше обнаруживается показателей, тем ниже уровень сформированности экологической культуры студентов.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе