Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:11, курсовая работа
Цель исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и справочные пособия по экологическому воспитанию с целью отбора материала для организации внеклассной работы.
2. Выявить возможности расширения круга экологических знаний при организации учебной и внеклассной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Содержание экологического воспитания младших школьников 6
1.2 Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников 8
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 15
2.1 Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности 15
2.2 Методы и приемы формирования экологического опыта у младших школьников 17
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Таблица1
Критерии и показатели сформированности экологической культуры будущих учителей
Критерии |
Показатели |
познавательный |
- система усвоенных научных
знаний по экологии и - знание норм и правил
организации деятельности и |
деятельностный |
-владение системой эколого-педагогических умений и навыков, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем; - чувство ответственности
за свое поведение в |
мотивационно-ценностный |
- понимание ценности природы; единства с ней; - эмоционально-личностное отношение к окружающей среде; - положительное отношение к природоохранительной работе; - стремление к овладению
экологическими и |
предметно-методический |
- знания по методике экологического воспитания школьников; - знание психолого- - владение конструктивными,
организационными, коммуникативными,
аналитическими умениями, необходимыми
для организации - понимание будущим учителем
общекультурной, мировоззренческой, социально-педагогической,
развивающей функции |
Анализ включенного в состав каждого из критериев Показателей экологической культуры привел к выделению следующих уровней ее сформированности у будущих учителей: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень сформированности экологической культуры у будущих учителей характеризуется следующими показателями:
- наличие глубоких и
прочных знаний современных про
- умение анализировать поступки
детей в природе, выяснить их мотивы, определять
изменения в экологическом
сознании и поведении учащихся, перестраивать
систему
деятельности на основе «обратной связи»;
- знание психологических особенностей
школьников и
особенностей их отношения к природе;
- умение принимать осознанное решение в экологических проблемных ситуациях;
- навыки экологического
самообразования и оценки
степени эколого-профессиональной
подготовки.
Для среднего уровня сформированности экологической культуры будущих учителей характерны такие показатели;
- знание современных проблем
экологии и охраны при
роды глобального масштаба при недостаточной
ориентировке
в локальных и региональных экологических
ситуациях;
- понимание ценности природы, единства с ней;
-выражение отношения
к природе происходит
- преобладание теоретической
деятельности в эколого-
- затруднения в правильном руководстве экологической деятельностью школьников;
- затруднения в организации природоохранительной работы в школе с использованием различных форм учебной, внеучебной и внеклассной деятельности.
Низкий уровень сформированности экологической культуры будущего учителя характеризуется следующими показателями:
- недостаточно полное знание современных проблем экологии и охраны природы;
- затруднения в правильной организации своей деятельности и экологической деятельности учащихся;
- недопонимание важности
проводимой
- отсутствие применения
в эколого-педагогической деяте
Как видно из характеристики показателей уровней сформированности экологической культуры будущих учителей, чем меньше обнаруживается показателей, тем ниже уровень сформированности экологической культуры студентов.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе