Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 08:33, статья
В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб и такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Сберечь её - задача Человечества. Наиболее надёжным гарантом сохранения природы является уровень экологической культуры населения. Важнейшим механизмом формирования такой культуры выступает общее экологическое образование. Необходимо формировать у людей осознанную гордость за природные территории своей страны и начинать необходимо с детей.
Применяемые формы и методы воспитательной работы различны. Это и коллективные творческие дела, и тренинги, и беседы, и экскурсии, занятие – диспут, занятие – викторина; оформление кабинета, изготовление подарков и сувениров, и изделий для ярмарок-продаж, занятия по формированию этических норм, приобщению детей к нравственным и культурным ценностям (беседы, ситуативные тренинги, ролевые игры, виртуальные экскурсии в музеи, участие в выставках).
Для создания целостной системы воспитания и обучения в работе объединения большое место отводится работе с родителями по выявлению воспитательных возможностей семьи, приобщению родителей к участию в коллективных творческих делах.
Воспитательный блок служит ориентиром для педагога при отборе воспитательных мероприятий, специального воспитывающего материала, определении его тематики, глубины, объема, последовательности реализации в процессе образовательной деятельности.
Результатом анализа воспитательной работы является оценка социальной активности обучающихся, их готовности к продолжению образования, к самостоятельной жизни и труду, сформированности навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития.
Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса: проблемное обучение, умение налаживать междисциплинарные связи, воспитание творческого отношения к изучению дисциплин, умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал, развитие у обучающихся способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации, умение оценивать практические ситуации.
Таким образом, экологическое воспитание обучающихся через программу «Мой край любимый» является одним из важнейших элементов формирования личности. Я считаю, что проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся универсальна по отношению к предметному содержанию и эффективна, поскольку стимулирует практическую деятельность обучающихся и позволяет формировать весь набор компетенций (самоуправление (решение проблем), информационную (или технологическую), коммуникативную).
Приложение 1
Оценка результативности программы
Показателями результативности программы служат:
Участие обучающихся в мероприятиях за три года (2011-2014)
Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ – 123 работы, 65 – победителей (районный уровень), на область направлено – 60 работ, 26 – победителей.
Участие обучающихся в экологических олимпиадах – окружной уровень – Иванова Ольга – 2 место, Ужин Виталий (экология) - 3 место, Мхитарян Грануш (биология) -3 место;
Призеры и победители в мероприятиях за три года (2011-2014)
Результаты воспитанников:
- Лукьянова Юлия награждена премией Губернатора Самарской области;
- Захарова Дарья награждена путевкой в Италию;
- 30 воспитанников награждено районной премией для Одаренных детей;
- 7 поступили в ВУЗы на эколого-биологический факультет;
- лауреаты всероссийского форума «Зеленая планета» (2007 г., 2014г.);
- участники всероссийского конкурса «Моя малая Родина» (2009 г.);
- участники регионального
конкурса по итогам Акции «
- участники регионального конкурса «ЭкоЛидер» (2008-2014);
- призеры областной олимпиады по биологии (2006-2010 г.г.);
- призеры областного слета юных экологов «Экотропы» (2005-2014 г.г.);
- призеры областного фестиваля «Экобудущее» (2005-2014 г.г.);
- призеры областного конкурса сочинений «Самарская Губерния – здесь сердце мое» (2007г.);
- призеры областного конкурса «Мое любимое животное» (2007-2014 г.г.);
- призеры областного конкурса «Моя малая Родина» (2010 - 2014);
- призеры окружной научно-практической конференции (2008);
-призеры районных конкурсов «Зеркало природы», брейн-ринг «Загадки нашей планеты», «Мое любимое животное»;
- призеры районного фестиваля «Экобудущее» (2010-2014);
- призеры районной научно-практической конференции (2011-2014);
-участники региональных экологических фестивалей: «Зеленый ковчег», «Колесо жизни», «Солнечный ветер», «Радуга» (2010-2014).
Практическая включенность детей в экологическую деятельность ОДОД
– приняли участие в благоустройстве
территории памятников природы регионального
значения: «Зеленая гора», Березовский
родник, Мордвинский родник;
- сделали и развесили 40 скворечников, 50 кормушек для птиц, 15 – для кабанов, лосей;
- приняли участие в областной акции «День Земли», «День птиц», «День леса», «Марш парков», «Летопись добрых дел»;
- созданы 2 образовательных маршрута (экологические тропы) и проведены экскурсии на комплексный памятник природы – Зеленая гора, Лысая гора;
- организованы районные конкурсы и выставки детских творческих работ «Зеркало природы», «Мое любимое животное», «Моя малая Родина», «Зеленая планета – 2014».
· Результаты мониторинга и анкетирования детей - проведен мониторинг экологического воспитания обучающихся, в нем приняло участие – 725 воспитанников.
Результативность практической деятельности детского объединения «Мой край любимый» характеризуется 100%-ной успеваемостью воспитанников.
Сохранность контингента стабильная на протяжении 3-х лет обучения и составляет 100% (2011-2012 учебном году – 100%, 2012-2013 учебном году – 100%, 2013-2014 учебном году – 100%). Одним из положительных критериев воспитательно-образовательного процесса детского объединения «Мой край любимый» является сохранность и поддержание своего здоровья - 97% воспитанников не пропускали занятия по болезни.
Результаты деятельности педагога:
- победитель областного
конкурса педагогического
- призер областного конкурса авторских дополнительных образовательных программ (2009);
- лидер школьного
- дипломант 2 степени регионального конкурса «ЭкоЛидер 2009» в номинации «Профи» (2010);
-лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства педагогов дополнительного образования в номинации «Эколого-биологическая направленность» (2010);
Публикации:
- Сборник статей. Всероссийская конференция, посвященная 80-летию юннатского движения в Самарской области «Перспективы развития эколого-биологического образования» (2009);
- Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы» (2013);
- Сборник статей окружной Интернет - конференции «Формирование воспитательного пространства образовательного учреждения» (2014);
- Методические рекомендации при подготовке к областному конкурсу педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (2012-2014);
- Журнал «Самарский внешкольник» (2014).
Обмен опытом:
- проведено 4 областных авторских семинара «Калейдоскоп педагогического мастерства» (2009-2014);
- проведено (6) мастер-класс, (5) открытых занятий областного, окружного, районного уровня (2009-2014).
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2.Типовое положение об
образовательном учреждении
3. О развитии учебно-
Список литературы Интернет-ресурсов:
1. Воронцов А.В. Методический проект: от теории к практике. – Самара - 2006.
2.Петрянкина Е.Н., Кугаткина Н.А. Какой проект мы создаем? Методические рекомендации по созданию учебно-исследовательских и практико-ориентированных проектов обучающихся в ОУ. МОУ ДОД ЦВР Похвистневского района - 2010.
3. Пудовкина Н.В., Рабочев
Г.И. и др. Воспитание экологической
культуры во внеурочной
4. Харитонов Н.П. Технология
исследовательской
Информация о работе Экологическое воспитание обучающихся через программу «Мой край любимый»