Экологическое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

Отдельный инструмент – экологическая пропаганда, позволяющая распространять конкретные идеи, например, об опасности лесных пожаров в данное время года. Экстремальная экологическая пропаганда часто вполне оправданна, но она может иметь и не только благие намерения. Например, когда она организуется, чтобы создать антирекламу конкурирующему предприятию или добиться его закрытия. Либо для привлечения скандального внимания к своей организации, чтобы снискать средства, добиться влияния, а то и получить «отступные» деньги. В этом случае говорят о фактах «экологического терроризма».

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое образование контрольная.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Экологическое образование также заменило и вобрало в себя природоохранное образование. Однако, и это особое направление. Природоохранное образование формирует этические, гражданские и правовые представления. Человек должен знать основные законы, правила и неписанные нормы, которые в данном обществе и государстве регулируют его деятельность по отношению к живой природе и окружающей среде. Он обязан представлять меру ответственности за нарушения, знать механизмы, пресекающие опасную и преступную деятельность, не оставаться равнодушным к этой деятельности в силу гражданской позиции. 

Природоохранное образование – немаловажный компонент экообразования. Как ни странно, его уровень в советском обществе был гораздо выше, чем в современной России, где созданы тысячи экологических организаций. В СССР последствия хозяйственной деятельности, разрушительные для природы, чаще диктовались не столько недостатком образования, сколько спецификой социального строя, приоритетами ВПК. Партия сказала «надо» - и все отправились поднимать Целину или строить промышленные объекты. Протестовать, предвидя экологические последствия, не имели права. 

При этом в обществе существовала целая система природоохранного образования и просвещения, все эти слеты юннатов и туристов, инструктажи, экскурсии, зеленые патрули, дружины охраны природы, пришкольные теплицы. И эта система дала блестящий эффект! После того, как к концу 1980-х общество получило некоторую свободу, природоохранная тематика стала лидировать в списке интересов общественности и получала огромный резонанс. Теперь уже можно сказать: «Это было недавно – это было давно…»

 

Образование для устойчивого развития

В последнее время развивается новая модель – образование для устойчивого развития. Ее пропагандировали на Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), где была объявлена Декада образования для устойчивого развития, начинающаяся в 2005 году. Модель объединяет экологическое образование и образование для развития и мира (environmental education, development education and peace studies). В ее основе лежит концепция устойчивости, опирающаяся на три принципа. 

- Экономическая устойчивость – достижение обеспеченной и комфортной жизни.

- Социальная устойчивость - достижение социальной справедливости, эффективного (демократического) управления, мирного сосуществования и сотрудничества, искоренения бедности и других социальных проблем.

- Экологическая устойчивость – сохранение и восстановление живой природы, неистощительное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека.

«Образование для устойчивого развития» развивает возможности людей адаптироваться, выживать и успешно действовать в нашем постоянно меняющемся мире и вдобавок изменяет жизненный сценарий, стимулируя людей к постоянному обучению (а не только к учебе в молодом возрасте). Поэтому для системы образования такая модель выгодна. Тем не менее, для того, чтобы «Образование для устойчивого развития» заняло свою нишу, или даже переориентировало существующую систему образования, потребуется преодоление огромной инерции этой системы.

- Экологическое образование - это  образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества. (Гражданское Законодательство США 91-516, Закон об экологическом образовании). 

- Государственная политика в  области экологического образования  населения - деятельность органов  государственной власти по созданию  условий для осуществления экологического образования населения и координации деятельности государственных органов, общественных объединений, иных организаций и физических лиц по формированию общей и профессиональной экологической культуры человека и общества. Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. (Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. 17 февраля 1996 г. N 7-19. г.Санкт-Петербург)

- Образование в области экологии - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности; экологическая культура

- наследуемый опыт жизнедеятельности  человека в его взаимодействии  с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу  жизни, устойчивому социально - экономическому  развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. (Федеральный закон «О государственном регулировании образования в области экологии»)

 

  1. Организация деятельности дошкольников в природной среде

 

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Целенаправленность общения школьников с окружающей средой. Подлинно экологичное отношение к природе связано с развитием чувственно-эмоциональной сферы личности и требует упражнения в практических действиях. Эти действия могут правильно реализовываться лишь при педагогически организованных ситуациях взаимодействия школьников как с природной средой, так и с людьми, осуществляющими различные виды природопользования. Такое общение осуществляется в ходе познавательной, игровой, организационно-практической, трудовой и других видов деятельности. Содержательная сторона этой деятельности основывается на требованиях учебных программ по природоведению, физической и экономической географии, биологии, химии, касающихся умений определять объекты природы, устанавливать связи между ними; владеть способами фиксации и оформления результатов измерений, определений, наблюдений; изучать и оценивать деятельность человека.

Таким образом, психолого-педагогические основы формирования ответственного отношения школьника к природе включают в себя:

единство целей, задач и принципов экологического образования;

определение цели экологического образования как сформированности ответственного отношения школьника к природной среде и умений понимать и ценить богатство и красоту родной природы;

конкретизацию цели экологического образования в системе воспитательных и образовательных задач, направленных на преодоление утилитарно-потребительского отношения к природе и формирование ответственного отношения к ней;

раскрытие экологического содержания, дидактических принципов и принципов коммунистического воспитания;

обоснование специфических для экологического образования принципов;

раскрытие сложной структуры экологической ответственности как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к деятельности по охране и улучшению окружающей среды;

характеристику отношения к природе как составного элемента мировоззрения личности.

Познавательные интересы младших школьников не устойчивы и не дифференцированы. Они находятся в стадии развития и становления. Детей занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т. д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновременно всем, они быстро переключаются с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия, которые бы наиболее активно способствовали становлению личности школьника.

Формирование экологической культуры отношения к окружающей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для осуществления конкретных экологически грамотных и социально значимых поступков.

Экологическое мышление – одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении, в решении задач оптимизации природопользования.

Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципам бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе. Ценны в воспитательном отношении трудовые задания по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей природной среды, знакомству с природоохранительными профессиями.

Обеспечение единства всех сторон воспитания – социально-политической, нравственно-эстетической и трудовой – предполагает формирование отношения к природе в тесной связи с отношением к людям, к труду, к материальным и духовным ценностям общества.

Деятельность учащихся по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей.

Учебная деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, игровые ситуации формируют опыт принятия экологически целесообразных решений и, развивают понимание психологии отношения к природе людей разных профессий. Труд реально закрепляет интеллектуальный и эмоциональный аспекты отношения к природе. Школа и внешкольные учреждения должны придавать высокую общественную значимость экологизации всех видов труда учащихся.

Общественно полезная деятельность, организованная с опорой на межпредметные связи, разнообразна. Она может включать оценку состояния ландшафта и экосистем родного края, уход за природной средой (инвентаризацию охраняемых природно-территориальных комплексов, экосистем и отдельных видов, а также памятников природы), поддержание оптимального состояния природной среды (защита от эрозии, лесовосстановление, биотехнология, очистка территорий), пропаганду экологических знаний, норм и правил отношения к природной среде и природным ресурсам, техническое творчество в области экологизации природопользования.

Практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является показателем эффективности экологического образования и воспитания.

Формирование экологического сознания школьников способствует выполнению важнейших требований реформы школы: укреплению связи школы с жизнью, соединению обучения с производительным трудом, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. Проблемы экологии благодатны для использования активных методов и приемов в обучении: семинаров, дискуссий, диспутов, ситуативных игр, экологических задач и т.п. Все это усиливает развивающую и воспитывающую функции обучения, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, способствует формированию теоретических и практических умений и навыков школьников.

Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы с детьми.

 

Список литературы:

 

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. М., 2005. 
  2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. М., 2008.
  3. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению /Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М.,2001.
  5. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. – М., 2003.
  6. Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. – М., 2010.
  7. Гирусов Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. //Философские проблемы глобальной экологии. – М.,2003.
  8. Горощенко В. П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Григорьянц А.Г., Малкина Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. Книга для учителя. – Ташкент, 2007.

 


Информация о работе Экологическое образование