Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:16, реферат
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое образование надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Два одинокие листа
На землю льют росу.
(А. Новик)
Нам жить в одной семье
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Вопросы и задания.
1. Почему надо охранять все цветы?
2. Нарисуйте условные знаки об охране редких растений.
Неподалеку от дорожки
Неподалеку от дорожки
Стоит цветок на тонкой ножке.
И вот он круглой головой
Над первой, робкою травой -
Следит широким глазом
За всем на свете разом!
За ветерками на реке,
И облаками вдалеке,
И за шмелем в пижаме,
И - с ужасом - за нами…
(И. Мазин)
Вопросы и задания.
1. Как вы представили цветок?
2. Почему цветок «с ужасом» следит за нами?
Загадки
О лесе
1. На горе шумит,
А под горой молчит.
2. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Костеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой!
3. Дом со всех сторон открыт,
Заходя в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.
4. Жаль озябшего бедняжку:
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
5. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет?
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч ее долой?
Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее …(Лиса)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге
Коль такого встретить довелось,
Знайте, это …(Лось)
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный … (Еж)
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий косолапый?
Летом ест малину, мед
А зимой сосет он лапу?
(Медведь)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был …(Кабан)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (Заяц)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит …(Рысь)
Телятки гладкие, привязанные к грядке. (Огурцы)
Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь (Репа)
Куда зайцу бежать удобней: с горы или в гору? (В гору)
Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают вход, в муравейнике собираются в кучу)
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев, куропатка, рябчик)
Бежит по снегу, а следа нет.(Ветер)
В земле крошки, а из земли лепешки. (Рожь, овес, пшеница)
Что ест зимой жаба? (Они спит и ничего не ест)
У каких птиц самка больше и сильнее самцов? (У хищных)
Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег)
Летом - гуляет, зимой - отдыхает. (Медведь, барсук)
Сидела бабка на грядках, вся в заплатках. (Капуста)
Дарит время молодцу ежегодно по кольцу.(Дерево)
В тюбетейке детки облепили ветки. (Желуди)
Ни зверь, ни птица, а нос, как спица. (Комар)
Гудит мохнатенький, летит за сладеньким. (Шмель)
Шевелились у цветка
Тексты для диктантов, изложений, проверочного списывания.
Белка.
Нашли ребята в лесу белку. У белки сломана лапка. Дети взяли ее в школу. Белка жила в живом уголке. Потом школьники отпустили белку на волю.
Лось.
Лось - лесной житель.
Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Мальчики стали носить в лес соль. Они кладут ее на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.
Митина шапка.
Весной Митя забыл в лесу шапку. Через месяц мальчик пошёл снова в лес. На суку он увидел свою шапку. Над ней кружились птички. А в шапке пищали птенцы.
Митя не тронул гнезда. Он покрошил на зелёную травку хлеб и тихо отошёл.
Задачи по математике
1. Ребята посадили около школы 7 кустов сирени, а шиповника на 3 куста больше. Сколько кустов шиповника посадили ребята?
2. Одна бабочка опылила 5 цветков, а другая 7. На сколько цветков больше опылила первая бабочка, чем вторая?
3. На реке утром раскрылись 4 кувшинки, а днем еще 2. Сколько всего кувшинок раскрыло свои лепестки?
4. Дятел на одном дереве нашел 2 личинки и 4 жука-короеда. Сколько всего насекомых съел дятел?
Практические и составные задачи
1. Высота дуба - 40 м, а сосны - 60 м. На сколько метров сосна выше дуба?
2. 1 кг шиповника содержит 20 г витамина С. Сколько витамина С в 30 кг шиповника?
3. Дикие гуси живут 80 лет, а собаки - 20 лет. Орёл живет столько, сколько собаки и гусь вместе. Сколько лет живет орёл?
4. Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?
5. В саду росло 43 дерева. 7 старых деревьев спилили и посадили 25 молодых деревьев. Сколько деревьев стало в саду?
6. Дети собрали для питомника 25 кг каштанов и 29 кг желудей. Всё это они упаковали в пакеты, по 9 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?
7. С одной пасеки собрали 23 кг мёда, а с другой 19 кг. Весь мёд разлили в бидоны по 3 кг в каждый. Сколько понадобилось бидонов?
Урок-экскурсия
Тема урока: «Мусор вредит природе»
Цель: донести до детей смысл охраны природы родного края
Ход урока:
- Вчера (некоторое время назад) мы с вами были на экскурсии. Вам понравилось? Давайте теперь это обсудим. Что мы видели хорошего и что плохого? (Ребята рассказывают о своих впечатлениях об экскурсии). Хорошо, ребята, давайте вы теперь меня послушаете, а я вам расскажу все про мусор.
Рассказ:
- А теперь, ребята давайте выполним задания и ответим на вопросы.
Оборудование: Экологическая азбука (количество экземпляров равно количеству учеников.), цветные карандаши, альбом или листок для рисования.
Ход урока:
- Дети! Сегодня мы познакомимся с экологической азбукой действий. Это такая азбука, которая вам подскажет как себя можно вести по отношению к природе и как нельзя. Пусть дежурный (староста) поможет мне раздать вам эти Азбуки.
- Посмотрите внимательно, каждой букве соответствует действие. Давайте мы сейчас вслух прочитаем их.
(Дети читают по - очереди каждый по одному действию, начиная с первой парты, первого ряда. Если действий нехватает на всех учеников, то остальные могут выбрать наиболее понравившиеся ему действия, и прочитать по одному вслух. Если действия остаются, то учитель дочитывает их сам).
А |
Аккуратно обращайся со своими вещами и книгами: чтобы их изготовить, пришлось затратить и природные ресурсы и труд многих людей |
Б |
Береги игрушки, чтобы не пришлось их выбрасывать и покупать новые |
В |
Выключай свет, когда последним уходишь из комнаты: экономь электроэнергию |
Г |
Гуляя по лесу или парку, старайся не нарушать их чистоту и красоту |
Д |
Делай домики и кормушки для птиц, помогай, чем можешь дикой природе |
Е |
Если ты вырос из своей одежды, не выбрасывай ее: отдай кому - нибудь другому |
Ж |
Жги костры в лесу очень осторожно: подальше от больших деревьев, и обязательно гаси их! |
З |
Закрывай плотнее водопроводные краны, чтобы из них не капала зря вода, напоминай взрослым, чтобы вовремя чинили их. |
И |
Играя с животными, не обижай их: они тоже часть природы |
К |
Когда просишь взрослых купить тебе новую вещь или игрушку, подумай сначала: не будет ли это излишеством, не лучше ли обойтись без них, приведя в порядок те, что у тебя есть |
Л |
Лекарства никогда не бери в рот, не посоветовавшись со взрослыми, чтобы не отравиться ненароком! |
М |
Мастерить любят многие дети, но убирать за собой инструменты и мусор нужно без маминых напоминаний. |
Н |
Неряхи невежды - главные враги природы: будь разумен и аккуратен |
О |
Объясняй малышам, что нужно делать для защиты природы от разрушения |
П |
Правильно пользоваться благами природы не очень просто, но постарайся научиться этому с раннего детства |
Р |
Ремонтируй предметы домашнего обихода - этим ты внесешь свой вклад в экономию природных ресурсов |
С |
Сажай деревья везде, где сможешь: они укрепляют почву и очищают воздух |
Т |
Тряпки и ветошь сдавай в утильсырье, чтобы они еще раз послужили на пользу людям |
У |
Учись всему, что может быть полезно нашей прекрасной голубой планете - нашему космическому дому! |
Ф |
Фотореактивы можно собирать после употребления и сдавать туда, где из них снова получают серебро: помогай взрослым это делать |
Х |
Ходи больше пешком, реже пользуйся транспортом: ты укрепишь свои мышцы и внесешь свой вклад в экономию природных ресурсов |
Ц |
Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сам! |
Ч |
Читай интересные книжки о том, как жить в дружбе с природой: они помогут тебе стать умнее и чутко относиться к несчастьям и радостям других. |
Ш |
Шум и шалости в лесу (а особенно - громкая музыка!) пугают животных и птиц, мешают им нормально жить. Не шуми и не шали в лесу пожалей его обитателей! |
Щ |
Щели в оконных рамах обязательно заделывай на зиму: береги тепло в доме |
Э |
Экономь воду, когда моешь посуду или стираешь |
Ю |
Юные техники! Изобретайте такие машины и устройства, которые не принесут вреда природе! |
Я |
Ядовитыми веществами (которые есть почти в каждом доме для борьбы с насекомыми и других целей) никогда не пользуйся без взрослых, иначе можешь тяжело заболеть |
- А теперь возьмите карандаши в руки, и нарисуйте к какой нибудь - букве рисунок.
Просмотр рисунков, выбор лучших рисунков. Автору рисунка дается возможность объяснить, к какой букве он придумал рисунок, почему?
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Экологическое образование младших школьников