Экология Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

Человек с давних времен оказывает влияние на окружающую среду. В результате этого разносторонняя многовековая деятельность человека наложила глубокие следы на современный почвенный и растительный покров, воздушную и питьевую (водную) среду, животный мир. Человек истощает невозобновимые природные ресурсы и ставит под угрозу продукцию тех элементов, которые можно было бы возобновить. Он меняет среду природы, от которой зависит его физическое и умственное существование, как биологического и социального феномена. Загрязнение окружающей среды приобретает все более острый, тревожный характер.

Содержание

I. Введение
II. Основная глава:
1. Национальные экологические проблемы
2. Воздействие полигонов военно-космического и испытательного комплексов
3. Бактериологическое и химическое загрязнение
4. Промышленные и бытовые отходы
5. Нефть и экология
6. Загрязнение воздушного бассейна
7. Загрязнение атмосферы от подвижных источников
8. Влияние загрязнения атмосферы на человека, животный и растительный мир
9. Экологическая обстановка в г. Алматы
III. Вывод
IV. Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экология Казахстана.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

     Проблемы Казахстанского Прикаспия являются частью общих ключевых проблем всего каспийского сектора. Для их решения необходимы современные мероприятия по сбалансированному использованию биоресурсов и углеводородного сырья. Какзахстан является одной из 5 частиц международной каспийской экологической проблемы. Целью этой долгосрочной программы является оздоровление и сохранение чувствительной экологической системы Каспия. Активная позиция РК нашла

 

отражение в возложении ответственности  на Казахстан за деятельность руководящего комитета.

     Благодаря широкому применению нефти ее добыча увеличилась с 10 млн. баррелей в день в 1950 годах до 65 млн. баррелей в 1990 г. И за эти 40 лет нефть стала основным источником сырья в мире. Нефть стала играть ключевую роль в мекждународных отношениях. В 1960 г. была создана ОПЕК (организация стран экспортеров нефти) в которую вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.

     На Каспии не было еще крупных экологических катастроф подобных катастрофе 1989 г. в Заливе принца Вильяма на Аляске, когда нефтяной танкер Эксон Вальдес напоролся на подводный риф. Тогда в море вылилось около 240 тысяч баррелей нефти, что привело к загрязнению 1600 км береговой линии, включая побережье 3 национальных парков и 5 заповедников. Несмотря на меры по ликвидации последствий аварии, природе был нанесен непоправимый ущерб. Проблемы добычи нефти на Каспии не могут не волновать. Выбросы нефти в море происходят при мойке танкеров, при авариях на морских нефтедобывающих платформах, при ее транспортировке. По поверхности воды тонкой пленкой разливается нефтяное пятно. Что привело к уменьшению количества рыб осетровых пород на Каспии и приводит к массовой гибели Каспийских тюленей и птиц.  

 

Загрязнение воздушного бассейна

     Основное загрязнение атмосферы связано с выбросами от предприятий цветной металлургии, теплоэнергетики, черной металлургии, нефтегазового комплекса и транспорта. Реальность угроз от загрязнения атмосферного воздуха сказывается на ухудшении здоровья населения и деградации окружающей среды.

     Проблема загрязнения атмосферного воздуха присуща в основном крупным городам и промышленным агломерациям, где проживает около половины населения страны. К наиболее загрязненным отнесены 10 городов, 8 из которых - с высоким уровнем загрязнения воздуха. Причинами высокого уровня загрязнения воздуха в городах являются устаревшие технологии производства, неэффективные очистительные сооружения, низкое качество применяемого топлива, слабое использование возобновляемых источников и нетрадиционных источников энергии. Резкое увеличение числа автомобилей вызывает рост концентрации оксида углерода и диоксида азота к крупных городах (Алматы, Усть-Каменогорск, Шымкент) , где среднегодовые концентрации этих веществ превышают предельно -допустимые.

     Загрязнение воздушного бассейна так же связано с разработкой старых и освоением новых месторождений углеводородного сырья, что приводит к увеличению загрязнения атмосферы сероводородом и меркаптанами. Сжигание на факелах попутного газа сопровождается выбросом в атмосферу большого количества парниковых газов, оксидов серы и азота, вокруг месторождения формируется повышенный тепловой фон. В главное меню 

 

Основные загрязняющие вещества

     Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию, и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Получаемое тепло было для человека важнее, чем чистый воздух и не закопченные стены пещеры. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая незначительную территорию. И даже значительное сосредоточение людей на сравнительно небольшой территории, как это было в классической древности, не сопровождалось еще серьезными последствиями.

     Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионеры, рост которых остановить нельзя. Все это результат великих изобретений и завоеваний человека. Существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнения - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов. Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются следующие:

1) Оксид углерода - получается при  неполном сгорании углеродистых  веществ. Является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

2) Сернистый ангидрид - Выделяется  в процессе сгорания серосодержащего  топлива или переработки сернистых  руд

3) Серный ангидрид. Образуется при  окислении сернистого ангидрида.  Конечным продуктом реакции является  аэрозоль или раствор серной  кислоты в дождевой воде, который подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных путей человека.

4) Сероводород и сероуглерод.  Поступают в атмосферу раздельно  или вместе с другими соединениями  серы. Основными источниками выброса  являются предприятия по изготовлению  искусственного волокна, сахара, коксохимические, нефтеперерабатывающие,  а также нефтепромыслы.

5) Оксиды азота. Основными источниками  выброса являются предприятия,  производящие азотные удобрения,  азотную кислоту и нитраты,  анилиновые красители, нитросоединения, вискозный шелк, целлулоид.

6) Соединения фтора. Источниками  загрязнения являются предприятия  по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных  удобрений.

7) Соединения хлора. Поступают  в атмосферу от химических  предприятий, производящих соляную  кислоту, хлорсодержащие пестициды,  органические красители, гидролизный  спирт, хлорную известь, соду. 

 

Загрязнение атмосферы от подвижных источников

     В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автотранспорта и авиации существенно увеличилась доля выбросов поступающих в атмосферу от подвижных источников: грузовых и легковых автомобилей, тракторов, тепловозов и самолетов. Согласно оценкам, в городах на долю автотранспорта приходится (в зависимости от развития в данном городе промышленности и числа автомобилей) от 30 до 70 % общей массы выбросов. Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине , затем самолеты, автомобили с дизельными двигателями тракторы и другие сельскохозяйственные машины железнодорожный и водный транспорт.  

 

 

 

Влияние загрязнения атмосферы на человека, животный и растительный мир

     Все загрязняющие атмосферный воздух вещества в большей или меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Эти вещества попадают в организм человека преимущественно через систему дыхания. Органы дыхания страдают от загрязнения непосредственно, поскольку около 50% частиц примесей, проникающих в легкие, осаждаются в них.

     В некоторых случаях воздействие одни из загрязняющих веществ в комбинации с другими приводят к более серьезным расстройствам здоровья, чем воздействие каждого из них в отдельности. Большую роль играет продолжительность воздействия. Статистический анализ позволил достаточно надежно установить зависимость между уровнем загрязнения воздуха и такими заболеваниями, как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз. Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. В главное меню 

 

Экологическая обстановка в г. Алматы

     Южная столица Казахстана, город Алматы расположен на юго-восточной части РК на севере горных отрогов Тянь-Шаня у подножия склона Заилийского Алатау на высоте 600-900 метров над уровнем моря, в долинах рек Большой и Малой Алматинки. Территория, примыкающая к городу и лежащая на отметке 600 м . над уровнем моря, плодородная, обильно поросшая лесом и кустарником. Как и любой большой город Алматы сталкивается с большими экологическими проблемами, о которых речь пойдет ниже. Алматы - крупнейший город Казахстана, на территории которого расположены крупные предприятия, теплоэлектростанции и сектор частных домостроений, которые наряду с автотранспортом являются интенсивными источниками загрязнения окружающей среды. Площадь водосбора рек города Алматы, впадающих в Или, отличается высокой степенью загрязнения, в том числе и тяжелым металлам. По территории города Алматы протекают реки Большая Алматинка, Малая Алматинка, Есентай, в которые сбрасываются сточные трубы ряда предприятий. Река Есентай впадает в Большую Алматинку далее в реку Каскелен и в Или, река Малая Алматинка впадает в Капчагайское водохранилище. Многогранность процессов распространения загрязненных вод, самоочищение и превращение загрязняющих веществ в водных объектах является причиной того, что до настоящего времени проблема формирования качества воды в реках и водоемах, испытывающих антропогенное воздействие, не решена достаточно полно. Кроме этого, в воды этих рек сбрасываются неорганизованные и неочищенные воды частного жилого сектора и многочисленных автомоек, пунктов общественного питания и других объектов малого бизнеса, контроль за этими сбросами фактически не ведется.

     Загрязнение пресных вод в наши дни стало столь значительным, что принимает характер бедствия и вызывает тревогу во многих странах мира

Республика Казахстан относительно бедна водными ресурсами по сравнению  с республиками европейской и  сибирской частей СНГ, но богаче государств центрально - азиатского региона. Дефицит  пресной воды является наиболее острой экологической проблемой затрудняющей устойчивое развитие Казахстана.

     Водные ресурсы Казахстана по своим источникам подразделяются на поверхностные, подземные, ледниковые и искусственные водоемы.

     Южная столица Республики Казахстан - уникален по своим физико-географическим и природно-климатическим характеристикам. Алматы расположен на севере горных отрогов горной системы Тянь-Шань, у се- верного подножия Заилийского Алатау, на конусах выноса междуречья Улькен (Большая) - Алматы и Киши (Малая) Алматы. В Алматы как бы скрещиваются природные зоны сурового севера и знойного юга.

     Сложный рельеф местности, климатические особенности создают неблагоприятные условия для рассеивания примесей от низких источников выбросов, вследствие чего накапливаются вредные вещества в высоких концентрациях, которые затем принимают участие в образовании смоговых явлений.

     Загрязнение атмосферного воздуха города является одним из серьезных факторов загрязнения воды и почвы, так как из-за отсутствия ливневой канализации происходит смыв загрязняющих веществ в водные объекты с талыми и ливневыми водами.

     Наиболее загрязненной природной средой г. Алматы, по оценкам Центра мониторинга природной среды, является атмосферный воздух города.

Основным источником загрязнения  атмосферного воздуха г. Алматы является автотранспорт. Вследствие этого в атмосферном воздухе г. Алматы отмечены повышенное содержание формальдегида, диоксида азота, фенолов, окиси углерода. Наиболее неблагополучными районами города являются районы ТЭЦ-1, автомагистраль по проспекту Райымбека, район Плодоконсервного завода. 

     Крупнейшей экологической проблемой для г. Алматы была и остается проблема накопления и хранения твердых производственно-бытовых отходов. Твердыми бытовыми отходами загрязнено около 24 га земли города, из них 10 ra заняты городской мусороперегрузочной станцией и ТОО "Спецтранс", стихийными свалками в различных районах города. Экологическое состояние любого региона, города, населенного пункта, как известно, является фактором, характеризующим их демографическую ситуацию. По данным Алматинского городского статистического управления за последние 10 лет практически все показатели демографической ситуации в г. Алматы ухудшились. Так, рождаемость (на 1000 человек населения) с 1990 года снизилась от 15,8 до 10 - 11 при среднереспубликанском значении равном 14,7.

     На территории г. Алматы в настоящее время функционирует всего 6 постов, осуществляющих контроль за атмосферным воздухом вместо 10 - 20 пунктов, необходимых для городов в соответствии с нормативными требованиями. Являясь одним из красивейших городов нашей страны, Алматы остается одним из самых неблагополучных в экологическом плане. Алматинским городским Маслихатом утверждены "Правила охраны растительного фонда общественного пользования г. Алматы. Однако в силу экономических, технических, экологических и др. причин до сих пор не разработана "программа по реконструкции и восстановлению зеленых насаждений города до 2005 г. , принятие которой должно быть ориентированио на "выходную " мощьность местных питомником АО "Зеленстроя", Алматинского областного лесоуправления, Ботанического сада, ПЧЛ Алматинской эжелезной дороги. Озеленение планируется провести в первую очередь в мкрн Аксай, Алмагуль, Айнабулак Жетысу, Мамыр, Самал.

Информация о работе Экология Казахстана