Экология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:02, научная работа

Краткое описание

Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья.

Вложенные файлы: 1 файл

Экология человека.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Элективный  курс «Экология человека.

 

Элективный курс «Экология человека» для 10 класса рассчитан на 17 часов.

Программа курса построена с  учетом положения экологии человека как интегрированной области  знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Данный курс по выбору углубляет  содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.

Курс «Экология человека» имеет  профориентационную направленность в  области медицины и охраны природы.

Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала  и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.

Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.

 

 

Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.

 

Задачи курса:

по окончанию курса учащиеся должны знать:

-место человека в системе  живой природы;

-факторы здоровья, что такое  здоровье;

 

 

-эндемические и природноочаговые  заболевания;

-биологические ритмы;

-приспособительную изменчивость  человеческих популяций;

-причины изменения природной  среды;

 

учащиеся должны уметь:

-составлять родословную;

-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;

-определять причины изменения  природной среды;

-оценивать санитарно-гигиеническое  состояние помещения;

-давать эстетическую  оценку помещения;

-давать оценку качества  окружающей среды своей местности.

 

 

Содержание программы.

 

1.Введение(1ч.)

 

Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность  здоровья.

 

2.Здоровье и наследственность(3 ч.)

 

Место человека в системе  живой природы. Этапы и факторы  становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.

Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»

 

3.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.)

 

Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы  здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.

Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные  основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.

Практическая работа №2. «Оценка  санитарно-гигиенического состояния  школьного помещения»,

Практическая работа №3 «Оценка  качества среды пришкольного участка».

 

4.Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(5 ч.)

 

Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет  врача. Профессиональная ответственность  врача и врачебная тайна. Профессия  эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.

 

Экскурсия «Профессия врача».

Экскурсия «Профессия эколога»

 

 

 

Тематическое планирование.

 

№ п.п.

Наименование тем курса

Всего часов

лек

 

ции

Практические работы,экскурсии

семинары

Конференции

Формы контроля

I

Введение

           

1.

Что такое здоровье?Социальная обусловленность  здоровья.

1

+

       

II

Здоровье и наследственность

           

2.

Место человека в системе живой  природы

1

+

     

тест

3.

Наследственность – важный фактор здоровья

1

+

       

4.

Семейное наследование признаков  здоровья и нездоровья.Составление  родословной.

1

 

+

     

III

Природная,социальная среда и здоровье

           

5.

Эндемические и природноочаговые заболевания

1

   

+

   

6.

Космические факторы здоровья.Биологические ритмы,их устойчивость

1

   

+

 

тест

7.

Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных  географических зонах.

1

+

       

 

 

8.

Изменение природной среды под  влиянием деятельности человека

1

   

+

   

9.

«Свалка по имени - Земля»

1

     

+

 

10.

Оценка среды учебных помещений.Санитарно-гигиенические  нормы.Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»

1

 

+

     

11.

Оценка качества среды своей  местности ,пр.р. «Оценка качества среды  пришкольного участка»

1

 

+

     

12.

Научные основы озеленения интерьера

1

+

       

IV

Здоровье-профессиональная забота врача  и эколога.

           

  13.

Профессия врача

1

 

+

     

  14.

Профессия эколога

1

 

+

     

  15.

Выдающиеся медики и экологи

1

   

+

   

16-17.

Итоговая конференция

2

     

+

тест


 

 

 

Список литературы, рекомендуемой  для учащихся.

 

1.Энциклопедия для детей:  Биология, география. –М.: Аванта1994.

2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.

3. Лебедева Н.Т. Школа  и здоровье учащихся. –Минск, 1998.

4. Рохлов В.С. Школьный  практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.

5. Монин А.С., Шишков  Ю.А. Глобальные экологические  проблемы. М.: Знание, 1991.

6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экология человека