Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:02, научная работа
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья.
Элективный курс «Экология человека.
Элективный курс «Экология человека» для 10 класса рассчитан на 17 часов.
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.
Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.
Курс «Экология человека»
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.
Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.
Задачи курса:
по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;
-эндемические и
-биологические ритмы;
-приспособительную
-причины изменения природной среды;
учащиеся должны уметь:
-составлять родословную;
-прослеживать наследование
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества
окружающей среды своей
Содержание программы.
1.Введение(1ч.)
Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.
2.Здоровье и наследственность(
Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»
3.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.)
Эндемические и
Оценка среды учебных
Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»,
Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».
4.Здоровье-профессиональная за
Профессия врача. Научное и социальное
содержание врачебной деятельности.
Социально-психологический
Экскурсия «Профессия врача».
Экскурсия «Профессия эколога»
Тематическое планирование.
№ п.п. |
Наименование тем курса |
Всего часов |
лек
ции |
Практические работы,экскурсии |
семинары |
Конференции |
Формы контроля |
I |
Введение |
||||||
1. |
Что такое здоровье?Социальная обусловленность здоровья. |
1 |
+ |
||||
II |
Здоровье и наследственность |
||||||
2. |
Место человека в системе живой природы |
1 |
+ |
тест | |||
3. |
Наследственность – важный фактор здоровья |
1 |
+ |
||||
4. |
Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья.Составление родословной. |
1 |
+ |
||||
III |
Природная,социальная среда и здоровье |
||||||
5. |
Эндемические и природноочаговы |
1 |
+ |
||||
6. |
Космические факторы здоровья.Биологические ритмы,их устойчивость |
1 |
+ |
тест | |||
7. |
Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. |
1 |
+ |
||||
8. |
Изменение природной среды под влиянием деятельности человека |
1 |
+ |
||||
9. |
«Свалка по имени - Земля» |
1 |
+ |
||||
10. |
Оценка среды учебных |
1 |
+ |
||||
11. |
Оценка качества среды своей местности ,пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка» |
1 |
+ |
||||
12. |
Научные основы озеленения интерьера |
1 |
+ |
||||
IV |
Здоровье-профессиональная забота врача и эколога. |
||||||
13. |
Профессия врача |
1 |
+ |
||||
14. |
Профессия эколога |
1 |
+ |
||||
15. |
Выдающиеся медики и экологи |
1 |
+ |
||||
16-17. |
Итоговая конференция |
2 |
+ |
тест |
Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.