Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Перечислить основные документы, проанализировать их с позиции экономики рационального природопользования: «Загрязнение почвы нефтеперерабатывающим предприятием». Рассмотреть теоретические основы экологической статотчетности на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Закирова Эльвина. Курсовая работа.docx

— 474.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, нефти.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В статье 14 ЗК РФ. Использование земель, подвергшихся химическому загрязнению, говорится, что

1. Земли, которые подверглись  химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

2. Порядок использования земель, подвергшихся химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

3. Лица, в результате деятельности которых произошло химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Статья 21. Написано, что содержание территорий промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве определены в Гигиеническом нормативе ГН 2.1.7.2041-06, например для бензина этот показатель составляет 0,1 мг/кг, для нефти четкого ПДК в почвах не существует.

 

1.3 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Плата за землю

 

В Федеральном Законе РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ экономическому регулированию в области охраны окружающей среды посвящена 4 глава. В статье 14 прописаны методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относятся:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

В статье 16 сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ в поверхностные водные объекты, на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Все эти негативные воздействия есть на нефтеперерабатывающем заводе.

Плата за землю и оценка земли законодательно утверждены в ЗК РФ:

Статья 65. Платность использования земли

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Об особенностях установления размера арендной платы для юридических лиц за использование земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды.

Статья 66. Оценка земли

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (есть исключения). Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 В случаях определения  рыночной стоимости земельного  участка кадастровая стоимость  этого земельного участка устанавливается  равной его рыночной стоимости.

 

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации – Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В законе так же сказано, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Экологическое страхование, как один из механизмов экономического регулирования, статья 18  ФЗ –№ 7 от10.01.2002 г. осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

 

1.4 Теоретические основы экологической  статотчетности на предприятии

 

Следуя требованиям природоохранного законодательства, промышленным предприятиям необходимо отчитываться о своей деятельности. Для этого они направляют формы федеральной государственной статистики наблюдения в органы государственной статистики.

Для нефтеперерабатывающего предприятия раздел «Документация по охране почв» включает в себя следующие формы государственного статического наблюдения:

18-КС «Сведения об инвестициях  в основной капитал, направленных  на охрану окружающей среды  и рациональное использование  природных ресурсов»;

4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах»;

2-ТП отходы «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»;

N 1-экозатраты «Сведения  о затратах на охрану окружающей среды».

Также могут заполняться такие формы статотчетности как:

2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» (если НПП имеет в своем составе площадку под промышленные отходы, например щламонакопитель).

Форма 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

Информацию по форме N 18-КС представляют юридические лица и их обособленные подразделения всех форм собственности, осуществляющие строительство природоохранных объектов, кроме субъектов малого предпринимательства.

Сведения показываются по мероприятиям, осуществляемым как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях.

Все мероприятия и затраты, показываемые в данной форме, должны иметь целевой природоохранный характер, т.е. должны быть направлены на охрану окружающей среды. В данной форме не отражаются мероприятия, осуществляемые в целях удешевления используемых видов топлива, сырья и материалов, общего снижения издержек производства или по оказанию соответствующих услуг и т.п., которые могут иметь также некоторый экологический эффект.

Форма 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах»

Форму № 4-ОС заполняют юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, а также производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду. Настоящую форму предоставляют в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению), индивидуальному предпринимателю с объемом затрат, и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 10 тыс. руб. в год.

Форма № 2-ТП отходы «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»

Форма № 2-ТП отходы «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют граждане (физические лица), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Юридические лица (в том числе являющиеся субъектами малого предпринимательства), включая их обособленные подразделения, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а так же осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Сельскохозяйственные организации представляют отчет о наличии, образовании и передаче на сторону (для хранения, обезвреживания) пришедших в негодность или запрещенных к применению пестицидов.

Транспортные организации, осуществляющие только транзитные операции по перевозке и перемещению отходов от мест их образования (накопления) до не находящихся в их ведении мест постоянного хранения, складирования, захоронения, обезвреживания или утилизации, отчитываются о поступлении от других организаций и передаче другим организациям отходов производства и потребления.

Заполненные формы предоставляются в территориальные органы Ростехнадзора в целом по юридическому лицу и его обособленных подразделений, за исключением подразделений находящихся на территории других субъектов Российской Федерации.

Форма N 1-экозатраты «Сведения о затратах на охрану окружающей среды»

Форму заполняют юридические лица, осуществляющие природоохранную деятельность, инвестирующие средства в мероприятия, включая мероприятия, имеющие сопряженную значимость, заполняют и предоставляют настоящую форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. При наличии у юридического лица обособленных подразделений - настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Юридические лица, предоставляющие специализированные природоохранные услуги: сбор и очистку сточных вод, сбор и переработку твердых отходов, ассенизацию, уборку территории и т.д., должны составлять два отчета, один - по специализированным природоохранным услугам, предоставляемым предприятием, и второй - по другим видам экономической деятельности, которым занимается юридическое лицо.

Форма 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы»

Юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Форма заполняется на основании данных учета нарушенных земель, материалов инвентаризации, контрольных обмеров, а также актов приемки-передачи рекультивированных земель.

 

2 Расчет платы, ущерба, экономического эффекта. Форма  платы

 

2.1 Размер платы  за размещение отходов

 

Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом класса опасности размещаемого отхода на его массу и суммирования полученных произведений.

Информация о работе Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве