Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:35, реферат
Топливный элемент (ТЭ) - устройство, которое напрямую преобразует химическую энергию топлива в электрическую в процессе электрохимической реакции (в отличие от традиционных технологий, при которых используется сжигание твердого, жидкого и газообразного топлива и "механическое" преобразование энергии). С практической точки зрения топливный элемент отдаленно напоминает обычную гальваническую батарею. Отличие заключается в том, что изначально батарея заряжена, т. е. заполнена «топливом». В процессе работы топливо расходуется, и батарея разряжается. В топливном элементе для производства электрической энергии использует топливо, подаваемое от внешнего источника.
Топливный элемент (ТЭ) - устройство, которое напрямую преобразует химическую энергию топлива в электрическую в процессе электрохимической реакции (в отличие от традиционных технологий, при которых используется сжигание твердого, жидкого и газообразного топлива и "механическое" преобразование энергии). С практической точки зрения топливный элемент отдаленно напоминает обычную гальваническую батарею. Отличие заключается в том, что изначально батарея заряжена, т. е. заполнена «топливом». В процессе работы топливо расходуется, и батарея разряжается. В топливном элементе для производства электрической энергии использует топливо, подаваемое от внешнего источника.
При использовании
чистого водорода в качестве
топлива продуктами реакции, помимо
электрической энергии, являются
тепло и вода (или водяной пар),
т. е. в атмосферу не выбрасываются
газы, вызывающие загрязнение
Одним из мотивирующих
факторов для развития этого
направления в промышленных
Виды ТЭ
Существуют различные виды ТЭ. Их обычно классифицируют по используемому топливу, рабочему давлению и температуре, что определяет область применения, КПД, вид топлива и тип катализатора, используемый в ТЭ.
Наибольшее распространение
получила классификация
В настоящее время
известно несколько типов
1. Топливные элементы
с ионообменной мембраной (Proton Exchange Membrane Fuel
Cells)/твердо-полимерные ТЭ (Polymer Electrolyte Membrane
2. Топливные элементы на основе ортофосфорной (фосфорной) кислоты (Phosphoric Acid Fuel Cells, PAFC).
3. Топливные элементы
на основе расплавленного
4. Твердотельные оксидные топливные элементы (Solid Oxide Fuel Cells, SOFC).
5. Щелочные топливные элементы (Alkaline Fuel Cells, AFC).
6. Топливные элементы с прямым окислением метанола (Direct Methanol Fuel Cells,DMFC), топливные элементы с прямым окислением этанола (Direct Еthanol Fuel Cells,DЕFC).
Во многом именно
температура определяет
Для автономного энергоснабжения зданий необходимы топливные элементы высокой установочной мощности, и при этом имеется возможность использования тепловой энергии, поэтому для этих целей могут использоваться и топливные элементы других типов.
Для автомобильной
промышленности наиболее
Топливные элементы с ионообменной мембраной (PEMFC)
Твердо-полимерные топливные элементы, называемые также ТЭ с ионообменной мембраной, обеспечивают высокую мощность и обладают низким весом и объемом по сравнению с другими топливными элементами. Отличительной особенностью PEM-элементов является применение графитовых электродов и твердополимерного электролита (или, как его еще называют, ионообменной мембраны — Proton Exchange Membrane). В качестве топлива в PEM-элементах используется чистый водород, а роль окислителя выполняет содержащийся в воздухе кислород.
Водород подается со стороны анода, где происходит электрохимическая реакция: 2H2 = 4H+ + 4e.
Ионы водорода
перемещаются от анода к
O2 + 4H+ + 4e = 2H2O.
Рис. 1. Схема устройства PEMFC.
Одна ячейка такого
элемента (Рис. 1), состоящая из пары
электродов и ионообменной
Рабочая температура PEM-элементов составляет около 80 °С. При таких условиях электрохимические реакции протекают слишком медленно, поэтому в конструкции элементов данного типа используется катализатор — обычно тонкий слой платины на каждом из электродов.
Существует несколько
ограничений, препятствующих более
широкому распространению
Эти топливные
элементы отличаются высокой
удельной мощностью, позволяют быстро
регулировать выходную
Топливные элементы с протонообменной мембраной первоначально были разработаны корпорацией «General Electric» в 1960-х годах по заказу НАСА. Этот тип топливных элементов применяется в качестве источников питания для широкого спектра различных устройств, в т. ч. опытных образцов и прототипов, от мобильных телефонов до автобусов и стационарных систем питания. Низкая рабочая температура позволяет использовать такие элементы для питания различных типов сложных электронных устройств. Менее эффективно их применение в качестве источника тепло- и электроснабжения общественных и промышленных зданий, где требуются большие объемы тепловой энергии. В то же время, такие элементы перспективны в качестве автономного источника электроснабжения небольших жилых зданий типа коттеджей, построенных в регионах с жарким климатом.
Твердотельные оксидные топливные элементы (SOFC)
Твердотельные оксидные
топливные элементы отличаются
простотой конструкции (Рис. 2), но
пока что обычно функционируют
при достаточно высоких
Рис. 2. Схема устройства SOFC.
В SOFC применяется
керамический электролит на
Отрицательно заряженные ионы кислорода движутся в электролите по направлению от катода к аноду, где происходит окисление топлива (обычно — смеси водорода с монооксидом углерода с образованием воды и углекислого газа): H2 + O2– = H2O + 2e–
CO + O2– = CO2 + 2e–
Теоретические основы создания твердотельных оксидных топливных элементов были заложены еще в конце 1930-х годов, когда швейцарские ученые Бауэр (Emil Bauer) и Прейс (H. Preis) экспериментировали с цирконием, иттрием, церием, лантаном и вольфрамом, используя их оксиды в качестве электролитов.
Первые опытные
образцы таких топливных
Топливные элементы
типа SOFC продемонстрировали очень
высокую надежность. Например, прототип
топливного элемента
Компоненты SOFC обладают
более высокой химической
В таблице представлены сравнительные характеристики PEMFS и SOFC.
Тип элемента |
Рабочие темпера-туры, °С |
КПД , % |
Используемые реагенты |
Применение | ||
элек-трич. |
сумм. |
топливо |
окисли-тель | |||
Твердо-полимерныеТЭ (PEMFC). |
30–160 |
до 40 |
50–70 |
водород, метанол, и др. |
воздух |
спецтехника, электромобили, портативная аппаратура, децентрал.энерго-снабжение |
Твердо-оксидныеТЭ (SOFC). |
700–1000 |
50–60 |
70–80 |
метан, продукты конверсии углеводо-родов, биогаз |
воздух |
стационарные и мобильные источники электро- и теплоснабжения, |
В PEMFC в качестве
электролита используется
В SOFC в качестве
электролита используется
На данный момент
из известных топливных
Топливные элементы с прямым окислением метанола (DMFC) и топливные элементы с прямым окислением этанола (DЕFC)