Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 17:27, реферат
Название Океания вошло в обиход вначале XIX в. Океания – самое большое в мире скопление островов, разбросанных по огромным просторам Тихого океана. Общее их количество составляет более 10 тыс. островов, однако, заселено гораздо меньше. Острова от Гавайев на севере до Новой Зеландии на юге, от Новой Гвинеи на западе до о-ва Пасхи на востоке (хотя они и не связаны общим происхождением) все это и образует пятую часть света – Океанию.
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Географическое положение Океании.
2. Этногенез и этническая история.
3. Коренное население Меланезии.
4. Материальная и духовная культура полинезийцев.
5. Микронезийцы.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
Господствующую касту на островах Полинезии составляли наследственные вожди и знать. По своему происхождению это были потомки родовой аристократии, отпрыски старших ветвей древних родов. По своему экономическому положению это была землевладельческая аристократия, которая держала в подчинении малоземельную и безземельную массу народа.
Рядовое свободное население составляло слой общинников-земледельцев. Он включал в себя две группы: членов земледельческих общин и безземельных. Мелкие общины платили вождям и главарям крупных и знатных общин подать, то есть. Отдавали часть урожая, изготовляли для них циновки и т.д. Безземельные исполняли ряд других обязанностей и находились в полной зависимости о тех общин, на землях которых селились.
Первобытные религиозные представления находились в Полинезии в стадии разложения, отмирания. Полинезия является не только классической страной табу, но и такой же классической страной маны. Мана – это некая особая сила, приносящая удачу и счастье. Но обладали ею далеко не все. Мана особенно выделяла вождей и благородных. Они обладали сильной маной и прилагали все усилия к тому, чтобы ее не утратить.
Вождь маори, будучи взят в плен, терял ману. Нарушение этикета при разговоре с вождем наносило ущерб именно мане вождя. Жрец не смел, садиться в той части дома, где сидели женщины, иначе он терял часть своей маны. Племя, побежденное врагами, теряло часть своей маны. Рабы же вообще считались лишенными маны.
Для верований полинезийцев характерно представление о множестве богов, из которых четверо считались главными – Тангароа, Тане, Ту, Ронго. Они, как полагали полинезийцы, сотворили мир, подняли небо, а затем исчезли из этого мира. А для повседневных нужд человека существовало множество местных божеств, которые воплощались во время обрядов либо в фигуру идола, либо в жреца. Существовало множество религиозных праздников, во время которых приносили жертвы, в том числе и человеческие. Жрец был профессиональным священнослужителем, т.е. не совмещал эту деятельность ни с каким другим занятием. Жрецы пользовались большим влиянием. На Тонга, Таити, Гавайских и других островах возводились храмы, нередко значительных размеров. Здесь не только приносили жертвы богам и предкам, но тут же жили и жрецы, хранили религиозную скульптуру, запасы пищи.
Помимо божеств существовали так называемые "культурные герои", которым приписывались множество подвигов. Один из них – Мауи – рыболовным крючком выловил из океана существующие ныне острова. Но культурные герои были также и трикстерами, фольклорными персонажами, излюбленным занятием которых были всевозможные проказы, иногда далеко не безобидные.
Основой верований полинезийцев было представление о так называемой мана – жизненной силе, вселявшейся в того или иного человека и дававшей ему возможность успешно заниматься определенной деятельностью (быть мастером, воином, вождем и т.д.). Мана обладала свойством накапливаться и передаваться по наследству. Концентрировалась она в голове. Этим объясняется стремление сохранить в виде мумий тела собственных вождей, а также культ черепов. На Новой Зеландии мумифицированные головы выдающихся людей – вождей и воинов хранились в специальном доме и должны были, по представлению аборигенов, охранять потомков от всяческих бед. С этими верованиями было связано отношение к личному имуществу. Мана хозяина распространялась также на его одежду, украшения, оружие и могла повредить любому, кто попытался бы присвоить эти вещи. Воинский плащ, после смерти хозяина можно было хранить и публично показывать, но пользоваться ими – никогда.
Таким образом, мана была связана с властью и авторитетом, и, теряя свой авторитет, нанося ему ущерб, человек в то же время терял свою Ману. Колдун, жрец, вождь обязательно должны были обладать маной, потому что именно в Мане заключена их власть и сила. Рабы же вообще считались лишенными маны.
Следовательно, наиболее яркая и определенная функция маны — ее социальная функция. Идея маны освящала и оправдывала социальную дифференциацию. Точно так же табу, представляющее собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным.
Силой табу обладали только вожди и «благородные». Они пользовались ею в своих классовых интересах; сама личность вождя была предметом табу. Бесспорно, что происхождение табу восходит к глубокой древности и связывается с явлениями, характерными для типичного доклассового общества, с регулировкой процессов общинного производства и т. п. Но с разложением первобытнообщинного уклада идея табу получает совсем новый смысл. Для Полинезии совершенно ясна классовая роль табу, его связь с общественным строем. Табу передавалось простым прикосновением, причем человек высшего сословия мог наложить табу на любую вещь, а люди низшего сословия не только теряли на нее всякое право, но даже не смели к ней прикоснуться.
Погребение в Полинезии обставлялось очень торжественно. Для знатных людей сооружались большие каменные гробницы, на о-вах Тонга – пирамиды с подземными склепами, устанавливались статуи. Наиболее известные из них каменные изваяния о-ва Пасхи.
Большинство жителей Полинезии не знали письменности, но кое-где она была, в частности, на о-ве Пасхи. Жители этого острова оставили когда-то множество деревянных табличек (из которых сохранилось лишь 12 и еще 8 фрагментов) с загадочными знаками. Письменность древних жителей о-ва Пасхи не дешифрована. Современные обитатели острова – рапануйцы – письменности своих предков не знают.
Микронезия, что означает с греческого «маленькие острова» включает в себя: Марианские острова, Палау и Яп, Каролинские, Маршалловы, острова Гилберта. В Микронезии можно насчитать свыше полутора тысяч островов, из них заселены 80. Острова Микронезии делятся по своему происхождению и строению на коралловые и вулканические. К числу коралловых принадлежат все острова Гилберта и Маршалловы. К числу вулканических – все Марианские. В группах Каролинских и Палау коралловые острова имеют маленькую площадь, вулканические – большую.
Коренные жители Микронезии по языку входят в большую группу малайско-полинезийских народов. Длительная самостоятельная история микронезийских групп населения привела к появлению специфических черт в их культуре. В этом плане отчетливо разграничиваются с одной стороны, западная Микронезия (острова Марианские, Палау, Яп), с другой – восточная (острова Маршалловы и Гилберта). В восточной Микронезии нет вулканических островов и, следовательно, нет камня, поэтому орудия изготовлялись из раковин, в то время как в западной Микронезии каменные орудия были широко распространены. В культуре восточной Микронезии преобладали полинезийские элементы, в западной – индонезийские. Каролинские острова составляли в этом отношении промежуточную группу.
Микронезия заселялась несколькими волнами, и потомки переселенцев, живущих там сейчас, говорят на различных языках. Именно здесь возникли и сохранились первые европейские поселения, и колонизаторы переселяли на захваченные ими острова индейцев из Мексики, филиппинцев и др. Микронезию обычно подразделяют на западную и восточную. При этом жители острова восточной части ближе по культуре к Полинезии, а на западе заметно влияние Индонезии и Меланезии. Отмечаются следы и более позднего собственно индонезийского влияния: возделывание риса на Марианских островах, гончарство, которое было известно только на Палау и Япе, стрелометательная трубка, встречавшаяся только на Палау. В восточной Микронезии нет, и не могло быть позднего индонезийского влияния.
Как и большинство жителей островного мира, микронезийцы занимаются огородничеством. Участки земли, особенно плодородные, очень высоко ценятся. Здесь сыграло роль и то, что лучшая часть земель в колониальные времена находилась под плантациями. Ныне земля принадлежит общине, которая распределяет ее между своими членами.
С давних нор микронезийцы торговали между собой, затем с европейцами. В качестве денег использовали самые разные предметы – редкие раковины, панцирь черепахи, зубы акулы, циновки и пр. Но наиболее знамениты каменные деньги с о-ва Яп (Каролинские о-ва). Это – отшлифованные каменные диски с отверстием в середине, чтобы удобнее было их переносить, надев на палку. Пока для изготовления этих "монет" применялся ручной труд, и доставляли их на местных лодках, стоили они очень дорого. Когда же их стали ввозить европейцы и делать механическим способом, стоимость "монет" резко упала. Самые большие диски, достигающие 3 м в диаметре, выставлялись публично как показатель богатства конкретного лица, семьи или организации.
У микронезийских "монет" есть еще одна особенность: часть из них – это мужские деньги, часть – женские. Чтобы понять, почему это так, надо сказать о положении женщины в Микронезии. Оно весьма высокое. Даже вожди на ряде островов получают этот статус потому, что они – братья "старшей женщины". Счет родства идет по матери, почти все наследство получают только дочери, земля принадлежит только женщинам. В таких условиях женщинам нужны свои деньги для расчетов между собой, а мужчинам – свои.
Подобное положение привело к созданию отдельных мужских и женских союзов. Женские союзы сравнительно мало изучены. Почти все они прекратили свое существование после окончания Первой мировой войны. Мужские союзы существуют до сих пор, членство в них обязательно. Центром союза являются мужские дома, в которых члены союзов проводят время, а иногда просто живут. В деревне может быть от двух до десяти домов собраний, в зависимости от количества населения, и каждый из них объединяет мужчин примерно одного возраста. Мужской дом имел также судебные функции и был штабом военного отряда, в который входили все его обитатели.
Часто дома собраний располагались в лодочных сараях на побережье. Там также хранилось оружие, лодки, сети, паруса и т.п. Это – важные стратегические объекты, в прошлом защищавшие островитян от нападения с моря.
Мужские дома выполняют еще одну функцию – старшие передают в них информацию младшим, иначе говоря, это подобие школы. Кстати, на некоторых островах (Маршалловы и др.) молодежь систематически обучали навигации, астрономии и вообще всему тому, что требуется для путешествий по морю. Поэтому взрослый островитянин в любое время суток всегда мог сказать, где какая звезда расположена.
На Маршалловых о-вах была традиция составления своего рода морских карт, на которых палочками и раковинами указывали, где располагались те или иные острова, а также направление движения волн и морских течений. Будущих моряков учили обращать внимание на скопление облаков над сушей, на "розу ветров", расшифровывать направление полета птиц. Эта традиция продолжается и в наше время, когда многие микронезийцы стали профессиональными лоцманами и навигаторами.
Живут микронезийцы в хижинах прямоугольной или полукруглой формы. Крыши домов устилаются листьями, стены изнутри покрываются циновками.
Микронезийцам известно ткачество. Так как ни льна, ни хлопчатника на островах не было, материалом для изготовления нитей служили волокна ананаса и банана. На примитивных ткацких станках женщинам удавалось воспроизводить даже сложные многоцветные орнаменты. Эта ткань составляла основу традиционного костюма, главной частью которого была набедренная повязка – лава-лава. Кроме этого, из сшитых вдоль полотнищ делали мужскую одежду типа туники. Конкуренция привозной материи погубила ткацкое ремесло, и только на небольшом о-ве Фаис оно еще сохраняется. Там делают, в частности, особо сложные пояса для мальчиков, проходящих инициации. Эти пояса – мачи – ценились настолько, что их охотно принимали в качестве дани правители крупных островов. Сейчас лава-лава делается из покупной материи. Наряду с гавайскими парео – кусками материи, из которых можно сделать все, начиная от шарфа до вечернего наряда, они активно используются приезжающими в Океанию туристами.
Обычной одеждой является саронг — заимствованный из Юго-Восточной Азии тип одеяния. Также носят набедренные повязки, травяные юбки, украшения из природных материалов (раковины). Тела обильно покрываются татуировкой, иногда по ней можно судить о положении человека в обществе. Так как у части океанийцев очень темная кожа, татуировку у них заменял определенный рисунок рубцов. Татуировке придавалось большое значение, и работа искусного мастера высоко оплачивалась. Как и на всякое украшение, на тот или иной узор существовала мода. Рисунок накалывали специальным инструментом (шипом растения, птичьей косточкой), обмакивая его в черную краску. Это была не только трудоемкая, но и очень болезненная операция. На разных островах стили и методы татуировки были разнообразные. Часто татуировкой покрывали определенные участки тела. Особо славятся своими татуировками районы Япа и Трука.
Кроме повседневного костюма, микронезийцы изготавливали военную одежду. Впрочем, одежду для этих целей знали и другие народы Океании, например, папуасы. Наиболее совершенный тип боевого костюма делали жители о-вов Кирибати (Гилберта). Это был уже не только панцирь, но и нечто вроде боевого комбинезона. Панцирь прикрывал место соединения верхней и нижней частей одежды. Микронезийцы искусно владели пращей и могли метать камни на значительное расстояние. Сплетенный из кокосовых веревок костюм защищал и от оружия, усаженного зубами акулы. Такой костюм дополнялся шлемом и поясом (у вождя они также были плетеными), у остальных воинов из кожи акулы или рыбы-шар.
В отличие от папуасов, микронезийцы и полинезийцы сами создавали музыку и песни, а не повторяли традиционные тексты.
Происходило выделение профессиональных музыкантов, танцоров и певцов, творчество которых не было анонимно и считалось собственностью автора. Необходимо было получить разрешение автора на право исполнения песен, танцев, музыки, а иногда и обрядов. Для использования этих произведений на других островах необходимо было заплатить. Традиционные музыкальные инструменты – флейты, свирели, доски для отбивания такта, барабаны, лук (использовавшийся тоже как музыкальный инструмент, а не как оружие), витые раковины (для подачи сигналов).
Шаманская религия микронезийцев включает культ предков, большой пантеон божеств (свой у каждого народа), веру в колдовство и табу. Есть синкретические религии, объединившие христианство с местными верованиями. Загадкой островов являются мегалиты — культовые сооружения из камня. Они есть на островах Яп, а на Бабелтуапе имеются также мощеные камнем старинные дороги. В обоих случаях неясно, как камень доставляли к месту строительства. Еще одна тайна — город Нан Мадол на острове Понапе. Он состоит из каменных сооружений, возведенных на искусственных островках. Неизвестно, кто построил этот комплекс, использующийся для захоронений воинов и вождей.
Информация о работе Этнологическая характеристика народов Океании