Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 20:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение агропромышленного комплекса Республики Беларусь, а также проблемы и перспективы его развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
-рассмотреть понятие и сущность агропромышленного комплекса;
- дать структуру агропромышленного комплекса;
- рассмотреть социально-экономическую эффективность агропромышленного комплекса;
- рассмотреть агропромышленную интеграцию как инструмент повышения агропромышленного комплекса;
- провести анализ состояния агропромышленного комплекса Республики Беларусь за 2010-2011 гг.;
- выявить проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА......................................................................................................6
1.1 Понятие и сущность агропромышленного комплекса………………………6
1.2 Структура агропромышленного комплекса…………………………………7
1.3 Социально-экономическая эффективность агропромышленного комплекса…………………………………………………………………………..12
2 АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА…………………16
3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……19
3.1 Анализ состояния агропромышленного комплекса Республики Беларусь за 2010-2011гг………………………………………………………………………….19
3.2 Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………32
Источник: [15].
По итогам данных таблицы 3.2 можно увидеть, что численность населения, занятых в сельском хозяйстве существенно сокращается. По сравнению с 2010 годом в 2011 году численность занятого населения сократилась на 68,6 тыс. чел. Для структуры сельского хозяйства это существенная цифра. Даже не смотря на проводимые государственные программы, которые предусматривают, удержание и призыв людей к работе в аграрном секторе, видимо действующие программы не приносят предполагающего эффекта.
Далее следует рассмотреть динамику среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Динамика среднемесячной заработной платы населения занятого в сельском хозяйстве начисленной за 2010-2011 гг.
Номинальная среднемесячная з/пл (тыс.руб.) |
2010 г. |
2011 г |
Абсолютное отклонение, +/- |
Работников Занятых в с/х |
803,9 |
1275,9 |
472 |
Работников всей структуры экономики |
1217,3 |
1899,8 |
682,5 |
Источник: [15].
Рассмотрев динамику, можно сделать выводы, что заработная плата растет, в среднем темп роста заработной платы работников занятых в с/х составляет 158,8%. Однако людей не удерживает в аграрной структуре такая заработная плата. Хотя сейчас разрабатываются такие мероприятия государственных программ, которые направлены на увеличение заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве, но они не в достаточной мере направлены на развитие аграрного сектора.
Кооперация является одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий и повышение их организационно-экономической и финансовой устойчивости.
Наиболее
развивающимися формами кооперативно-
Также интеграционные
процессы АПК Республики Беларусь отражены
и в Программе развития села, где
предусматривается объединение
субъектов хозяйствования в АПК
по производству и переработке сырья,
торговых и финансово-кредитных
организаций. В этой Программе также
предусмотрена перспектива
Для реализации
этого важного государственного
проекта в сфере производства
и переработки
Одними из первых интегрированных структур на территории РБ являются:
В условиях государственного
регулирования экономикой создание
интегрированных структур - это оптимальный
вариант развития АПК, позволяющий
обеспечить продовольственную безопасность
страны и повысить рентабельность производства
продукции. Эти структуры могут
быть узкоспециализированными или,
напротив, многоотраслевыми. Суть в
том, что вокруг одного эффективно работающего
предприятия-интегратора под
Белорусский агропромышленный комплекс пошел путем простого слияния нескольких сельхозорганизаций с крупными перерабатывающими предприятиями. И надо сказать, они сейчас неплохо работают.
Наиболее успешными из них признаны агрокомбинаты «Дзержинский», «Снов», совхоз-комбинат «Заря», «Гроднохлебопродукт». Их финансово-экономические показатели говорят о хорошей адаптации к условиям современной экономики. Предприятия ежегодно обеспечивают прирост производства не менее чем на 10-15%, а рентабельность по отдельным структурам составляет более 30%.
В настоящее время государством рассматриваются проекты дополнительных законодательных актов для урегулирования вопросов, возникающих в процессе интеграции и кооперации сельхозпереработчиков и других участников. В частности, речь идет о подготовке нормативных актов, которые позволят на некоторое время отложить уплату долгов, произвести реструктуризацию кредитов.
Таким образом, можно сделать вывод, что агропромышленный комплекс находится на должном уровне, однако существуют проблемы, которые требуют их дальнейшего решения.
3.2 Проблемы и перспективы
Обстановка, сложившаяся в агропромышленном комплексе Беларуси непростая. Существуют ряд проблем, которые тормозят эффективность сельскохозяйственного производства. К числу основных можно отнести две. Первая – имеющийся ресурсный потенциал села используется не в полной мере. Большинство производственных объектов в сельской местности, особенно в животноводстве, используются неэффективно. Но самое главное – низкая продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Вторая проблема заключается в том, что сельское хозяйство не располагает достаточным количеством оборотных активов и не может обеспечить свою работу собственными средствами. Значительная доля на весенне-полевую и уборочную компании, включая и выплаты заработной платы, по-прежнему ложатся на государство. Дотации аграрной отросли достаточно высоки. В то же время, очевидно, что для кардинальных улучшений в сельском хозяйстве необходимы, в первую очередь, разработка и реализация научно- обоснованного комплекса мер по повышению эффективности по всех сферах деятельности АПК. Поэтому на уровне Правительства разработана «Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь», которая была одобрена Указом Президента Республики Беларусь.
Ее цель – сформировать систему хозяйствования, обеспечивающую наиболее рациональное использование почвенного климатического потенциала, внутриотраслевых резервов материально-технической базы предприятий АПК и трудовых ресурсов для дальнейшего устойчивого роста сельхозпроизводства, повышение экономической эффективности, обеспечение продовольственной безопасности республики, существенного повышения уровня благосостояния тружеников села.
В последнее
время Правительство страны, Министерство
сельского хозяйства и
Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства [17, c.127]. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Сокращается убыточность отрасли. Но, несмотря на достигнутые позитивные сдвиги, в развитии отрасли существует ряд нерешенных проблем:
• низкая эффективность функционирования производства;
• высокая степень износа активной части основных производственных фондов, превышающих предельно-критический уровень;
• недостаточная обеспеченность предприятий сырьем;
• дефицит инвестиций на модернизацию производственно-технической базы;
• низкий уровень потребления на душу населения важнейших продуктов питания (мясо, и молоко, продуктов, рыбы, овощей и фруктов).
Развитие
перерабатывающей промышленности должно
быть ориентировано на полное удовлетворение
потребности населения страны в
продуктах питания и увеличение
экспортного потенциала, снижение издержек,
повышение эффективности
В ближайшей перспективе (до 2015 г.) необходимо: повысить уровень самообеспечения сахаром, маслом растительным, улучшить структуру питания населения за счет увеличения производства и потребления белковых продуктов (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, рыбы и рыбопродуктов), а также овощей, фруктов, растительного масла.
Ключевым условием обеспечения устойчивого развития перерабатывающей промышленности является повышение технического и технологического уровня производства до соответствующего мировым аналогам и обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции за счет активного вложения средств на модернизацию производства с внедрением новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.
Улучшение обеспечения предприятий перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем предусматривается на основе развития интеграционных процессов и будет осуществляться путем укрепления производственных связей и объединения на договорных и кооперативных началах партнеров по агропромышленной деятельности (сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных предприятий, финансовых структур, в том числе с участием иностранных юридических лиц).
В целях повышения
конкурентоспособности
К 2020 г. за счет собственного производства население страны может быть полностью обеспечено мясо – и молокопродуктами, хлебопродуктами, картофелем, сахаром. Возрастет уровень самообеспечения маслом растительным, рыбой и рыбопродуктами, однако из-за отсутствия прочной сырьевой базы достичь полного самообеспечения этими видами продукции проблематично. Перерабатывающая промышленность должна снизить негативное влияние на природу.
В агропромышленном
комплексе в целях повышения
эффективности производства, получения
экологически чистой продукции следует
осуществить более широкое
Страна должна развивать сельское хозяйство за счет широкомасштабного освоения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличения в энергобалансе доли местных энергоносителей, вторичных энергоресурсов предприятий, разработки и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и оборудования, использующих энергию солнца, ветра, воды, низкопотенциального тепла земли и животных, озона-холода, биогаза и других возобновляемых источников.
Также не обеспечивается
приоритет развития АПК. Наоборот, с
позиции воспроизводства
Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политика должна базироваться на следующих основных принципах.
Основные
принципы государственной
1. Целевой характер и программность реализации государственных приоритетов
Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через научно-обоснованные целевые республиканские и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы
2. Адресность государственной поддержки
Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями
3. Устойчивость
механизмов государственного