Актуальные проблемы региональной экономики: неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;
- исследование целевых программ развития регионов;
- определение проблем развития регионов России;
- определение критерии эффективности оценки развития регионов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Анализ основных понятий исследований ……………….……..5
1.1. Регион как социально-экономическая система…………………….. 5
1.2. Исследование понятия "региональная система"………………….... 9
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации ……………………………………………….11
2.1. Неравномерность развития регионов – как основная проблема………………………………………………………………….……... 11
2.2. Неблагополучные регионы России …………………………………12
Глава 3. Целевые программы в развитии регионов России. Их роль………. ……………………………………………………………………...16
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов……………. 16
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России…………………………………………………………………………… 19
Заключение………………………………………………………………. 23
Список использованных источников…………………………………... 25

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Под "программно-целевым  методом управления" следует считать  теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых  программ в вышеприведенном смысле или, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием для этого целевых программ.

В настоящее время  в России с целью решения региональных проблем реализуется Федеральная  целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" базируется на основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации, в которых поставлена задача адаптации программных механизмов к принципиально новой структуре приоритетов, формам и методам участия государства в решении социально-экономических проблем отдельных регионов.

Необходимость решения  этой задачи определяется наличием таких  общепризнанных недостатков современной практики федерального программного регулирования, как:

- размытость целей,

- отсутствие федеральных  приоритетов,

- формальность процедур  отбора программ,

- недостаточная ответственность  за исполнение программных мероприятий  и др.

В настоящее время  финансовая помощь из федерального бюджета  субъектам Российской Федерации  предоставляется через:

- Фонд финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации,

- Фонд компенсаций,

- Фонд регионального  развития.

Средства Фонда регионального  развития направляются на финансирование объектов, предусмотренных в десятках федеральных целевых программ развития субъектов Российской Федерации. Сложившаяся практика не позволяет проводить эффективную региональную политику государственной поддержки регионов. Программа сориентирована на смягчение межрегиональных контрастов, возникших в переходный период.

К числу важнейших  аргументов в пользу реализации мероприятий  Программы относятся:

- возможность объединения  многих федеральных целевых программ  развития регионов в одну программу  с сохранением при этом прежних  объемов их финансирования за  счет средств федерального бюджета (через Фонд регионального развития);

- упрощение процедуры  согласования решений по вопросам, связанным с получением субъектами  Российской Федерации государственной  поддержки;

- возможность формирования  в рамках Программы комплекса  нормативно-правовых и финансовых условий для повышения в дальнейшем бюджетной самодостаточности регионов, уровень социально-экономического развития которых отстает от среднероссийского.

Ресурсы Программы будут  адресно направлены на реализацию программных  мероприятий по государственной поддержке регионов, что позволит предупредить возникновение новых очагов политической и национально-этнической напряженности.

Достижение основных целей Программы-сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшения разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами-позволит решить такие важные задачи региональной экономической политики, как сохранение единого экономического пространства страны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского и регионального рынков, обеспечение экономической самостоятельности регионов.

Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.

Для каждого такого региона  разрабатываются определенные комплексы  мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на преодоление его отставания в социально-экономическом развитии.

Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе  ее реализации проводится оценка эффективности  и на этой основе осуществляется уточнение  как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.

Заключение

В работе осталось неисследованным  много вопросов, потому как тематика курсовой работы достаточно широка.

Но в результате проделанных  исследований охарактеризовать региональную систему можно следующим образом.

Во-первых, нужно отметить, что под региональной системой понимается комплекс регионов (субъектов) государства, обладающих целостностью, относительной  независимостью, хозяйственной самостоятельностью.

Нужно отметить, что основным методом управления регионального развития является программно-целевой метод.

Под "программно-целевым  методом" понимается научно-методические основы управления решением сложных  проблем с использованием для  этого целевых программ. В основе предпочтительности програмно-целевых метода управления развитием региона лежит уникальная способность данного метода системно воздействовать на предмет регулирования, как бы стягивая вокруг единой цели и политические, и социальные, и экономические, и экологические, и многие другие частные решения. Этим рассматриваемый метод наиболее соответствуют кругу именно региональных проблем, которые по своей сути почти всегда требуют соединения таких разноплановых решений.

Программно-целевой метод  управления позволяет решить одну из самых актуальных проблем региональной системы Российской Федерации – преодоление неравномерности развития субъектов государства, а вместе с тем ликвидации неблагополучных регионов.

Вместе с тем неравномерность  развития регионов Российской Федерации  связана неоднородностью социальной структуры населения: различная демографическая ситуация, природные и климатические условия, сложившиеся исторические условия расселения населения и размещения объектов народного хозяйства, различная степень концентрации природных ресурсов, экономического потенциала и иные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Волков Ю. Регионоведение: Учебное пособие – М.: Феникс, 2004. -184с.

2. Гаврилов А.И. Региональное  деление России // ОНС. – 2001. №  3. – С. 32-42.

3. Дергачев В.А., Вардомский  Л.Б. Регионоведение – М.: ЮНИТИ, 2004. -463с.

4. Карапетян Л. Международная  практика федерализма и проблемы  Российской Федерации. // Федерализм. – 2001. – №1. – С. 67-90.

5. Карапетян Л. Субъекты  Федерации: проблемы выравнивания конституционного статуса // Полис. – 2004. – №5. – С.15-27.

6. Каспэ С.И. Конструировать  Федерацию – Renovatio Imperii как метод  социальной инженерии. // Полис. –  2004. – №5. – С. 55-69.

7. Лексин В.Н., Швецов  А.Н. Основные понятия. Федеральные,  региональные и муниципальные программы. – М.: Наука, 2001. – С. 19.

8. Лысенко В.Н. Развитие  федеративных отношений в современной  России. –М.: Инфра-М, 2005.

9. Макарычев А.С. Федерализм  эпохи глобализма: вызовы для  региональной России // Полис. -2004. –  №5.-С.81-97

10. Мухаметшин Ф. Принципы  формирования Федерации нового  типа. // Федерализм. – 2004. – №2. –  С. 31-52.

11. Остром В. Смысл  американского федерализма. Что  такое самоуправляющееся общества. – М.: Арена, 2005.

12. Политологический словарь.  – М.: Инфра-М, 2005.

13. Ходачек В.М. Территориальное  деление государства // Вопросы  экономики. – 2003. – № 5. –  С. 15.

14. Швецов А.Н. Управление  процессами территориального и  хозяйственного развития – М.: Наука, 2001.

15. Фарукшин М.Х. Современный  федерализм: российский и зарубежный опыт. – Казань: Изд-во Каз. университета, 2005.

16. Федерализм в России. / Под  ред. Р.Хакимова. – Казань: Изд-во  Каз. университета, 2001.

17. Федеральное устройство: реализация  Конституции Российской Федерации.  – М.: Изд-во "Бек", 2005.

18. Федоткин В. Составляющие устойчивого  развития российской модели федерализма. // Федерализм. – 2004. – №2. – С. 5-30.

19. Шабо Ж.-Л. Государственная  власть: конституционные пределы  и порядок осуществления // Полис. 2005. С. 158–165.




Информация о работе Актуальные проблемы региональной экономики: неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов