Акционерные общества, как
организационно правовые формы появились
в основном в процессе приватизации, т.е.
путем преобразования крупных государственных
предприятий в акционерные общества.
Нынешнюю ситуацию характеризуют:
1)практически полное преодоление
монополии государственной собственности
во всех сферах народного хозяйства;
2)превращение частной собственности
в одну из основных форм собственности
в экономике;
3)разнообразие форм собственности;
4)становление новых форм хозяйствования,
адекватных изменениям в отношениях собственности;
5)утверждение таких форм организации
экономической деятельности, как акционерные
общества, товарищества, благотворительные
и иные общественные организации;
6)формирование инфраструктуры
рынка и механизмов, обслуживающих новые
формы собственности.
Очень важным шагом на пути
развития акционерной собственности в
Беларуси стало принятие в 1998 году Гражданского
кодекса Республики Беларусь, в котором
были разработаны принципиальные основы
экономических отношений при переходе
к рыночным методам хозяйствования, сформировал
основные правила, нормы их правового
регулирования, обобщил и законодательно
закрепил новые формы организации экономической
жизни, возникшие в последние годы.
В Кодексе, в частности, жёстко
регламентированы организационно-правовые
формы. А это означает, что все без исключения,
действующие структуры должны быть приведены
в соответствие с введёнными Гражданским
кодексом нормами.
Первый этап для Беларуси - процесс
создания акционерных обществ, когда отрабатывались
отдельные правовые схемы, обеспечивающие
их функционирование, окончился. С принятием
первого в истории Республики Беларусь
Закона «Об акционерных обществах, обществах
с ограниченной ответственностью и обществах
с дополнительной ответственностью» 9 декабря 1992
г., начался этап формирования
стабильной правовой базы акционерных
обществ.
В Беларуси по состоянию на
1 января 2006 года действовало 895 открытых
акционерных обществ. В настоящее время
зарегистрированы акции 892 открытых акционерных
обществ, из них в 793 обществах (или 88,9 %)
есть акции, принадлежащие административно-территориальным
единицам. В 99 открытых акционерных обществах
(11,1%) отсутствует доля коммунальной собственности.
Министерство экономики провело
анализ участия административно- территориальных
единиц в управлении открытыми акционерными
обществами, созданными на базе объектов
коммунальной собственности. За весь период
реформирования с 1991 по 2005 годы в ходе
разгосударствления и приватизации государственной
собственности преобразовано в открытые
акционерные общества 1076 объектов коммунальной
собственности.
В разрезе отраслей удельный
вес созданных открытых акционерных обществ
составляет: в агропромышленном комплексе
- 49,5%, в торговле - 19,7%, в промышленности
– 11,2%, в бытовом обслуживании населения
- 6,8%, в строительстве - 3,5%, в жилищно-коммунальном
хозяйстве - 2,9%, в общественном питании
- 2,7%, в прочих отраслях народного хозяйства
- 3,7%3.
По состоянию на 01.01.2006 г. в собственности
Республики Беларусь находилось 7,3 млрд.
акций открытых акционерных обществ, созданных
в процессе приватизации объектов государственной
собственности, или 68,5% от общего количества
эмитированных акций. Указанные акции
имеются в уставных фондах 634 акционерных
обществ 22 министерств и ведомств.
В 355 открытых акционерных обществах
доля государства составляет свыше 75%,
в 80 - от 50% до 75%, в 122 - от 25% до 50%, в 77 акционерных
обществах - до 25%.
Также доля Республики Беларусь
имеется в 11 закрытых акционерных обществах,
двух обществах с ограниченной ответственностью
и четырех открытых акционерных обществах,
созданных не в процессе приватизации.
Проведенная в прошедшем году
работа по совершенствованию правовой
базы по управлению принадлежащими государству
акциями акционерных обществ и принятые
органами владельческого надзора меры
по повышению эффективности деятельности
обществ обеспечили рост поступлений
в республиканский бюджет дивидендов
на акции (доли), принадлежащие Республике
Беларусь.
На сегодняшний день законодательная
база Республики Беларусь содержит значительный
нормативный массив акционерного законодательства.
Сюда входят документы, принятые Президентом
и Правительством Республики Беларусь,
а также ведомственные акты.
Развитие законодательства
получило мощный импульс, связанный с
принятием Закона Республики Беларусь
от 10.01.2006 г. «О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Беларусь «Об акционерных
обществах, обществах с ограниченной ответственностью
и обществах с дополнительной ответственностью».
Закон является новой редакцией
Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 г.
«Об акционерных обществах, обществах
с ограниченной ответственностью и обществах
с дополнительной ответственностью».
Новой редакции указанного Закона присвоено
название по аналогии с названием § 2 главы
4 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Необходимость подготовки и
принятия Закона была обусловлена:
- во-первых, большинство
коммерческих организаций в Республике
Беларусь созданы и осуществляют
свою деятельность в одной
из форм хозяйственных обществ.
Закон закрепил правовые условия
их деятельности;
- во-вторых, большинство
статей Закона Республики Беларусь
от 09.12.1992 г. «Об акционерных обществах,
обществах с ограниченной ответственностью
и обществах с дополнительной
ответственностью» требовало внесение
изменений и (или) дополнений ввиду
их несоответствия вступившему
в силу с 01.07.1999 г. Гражданского
кодекса Республики Беларусь, Положения
о государственной регистрации
и ликвидации (прекращении деятельности)
субъектов хозяйствования, утвержденному
Декретом Президента Республики
Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (в редакции
Декрета Республики Беларусь
от 17.12.2002 г. № 29), и ряду иных законодательных
актов.
Заключение
Акционерная собственность
– это закономерный процесс развития
и трансформации частной собственности,
когда на определённом этапе масштабы
производства, уровень технологий приводят
к формированию абсолютно новой формы
организации производства, которая основывается
на добровольном участии акционеров.
Акционерная форма собственности
выполняет множество функций, из которых
наиболее значимы 3. Во-первых, акционерная
собственность служит средством накопления
и перелива капитала. Во-вторых, служит
средством приобщения акционеров к расширению
собственности и участия в контроле над
аппаратом, управляющем ей. В-третьих,
служит средством хозяйственной мотивации,
когда акционеры и работники совмещаются
в одном лице для достижения общих целей.
Как уже было отмечено, акционерная
форма собственности предполагает добровольное
участие акционеров. Это является базой
функционирования любого акционерного
общества. Таким образом, основа – взаимодействие
трёх групп: акционеров, доверивших своё
имущество обществу, органов управления,
управляющих обществом и осуществляющих
контроль, наёмных работников. Причём
никакая их этих групп не должна доминировать
над другими в обществе.
Управление акционерным обществом
представляет собой систему мер, предназначенных
для успешного функционирования общества.
Система органов управления акционерным
обществом включает в себя:
1)общее собрание акционеров;
2)совет директоров (наблюдательный
совет);
3)коллегиальный исполнительный
орган (правление);
4)единоличный исполнительный
орган (генеральный директор).
Акционерные общества, благодаря
выпуску акций, получают более широкие
возможности в привлечении дополнительных
средств. Поскольку акции обладают достаточно
высокой ликвидностью, их гораздо проще
обратить в деньги при выходе из акционерного
общества, чем получить назад долю в уставном
капитале общества с ограниченной ответственностью.
Создается возможность реального
превращения всего трудового коллектива
предприятия, в собственников путем приобретения
каждым из них акций общества. Таким образом,
акционерное общество, объединяя всех
участников, обеспечивает уникальную
форму коллективной собственности, где
каждый заинтересован в конечных результатах
работы.
Создание акционерного общества
сопряжено с большими трудностями. Помимо
поиска соучредителей, которые должны
быть союзниками в интеллектуальном плане,
и подготовки учредительных документов
акционерного общества должно быть зарегистрировано
в государственном органе. При регистрации
проверке подлежат не только учредительные
документы. Учредителям надо доказать
наличие уставного капитала и некоторых
других аспектов деятельности. Кроме того,
при создании акционерного общества необходимо
зарегистрировать эмиссию акций в региональном
органе федеральной комиссии по ценным
бумагам. Должно быть зарегистрировано
и каждое увеличение уставного капитала.
Список использованной
литературы
1 Постановление Комитета по
ценным бумагам при Совете Министров Республики
Беларусь от 11 апреля 2006 г. № 09/П «Об утверждении
Инструкции о порядке выпуска и государственной
регистрации ценных бумаг» // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь.
2006. № 72.
2 Постановление Министерства
экономики Республики Беларусь от 24 марта
2006 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о
порядке выбора других, кроме государства,
учредителей открытых акционерных обществ,
создаваемых в процессе приватизации
республиканской собственности» // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь.
2006. № 59.
3 Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. №
970 «Об утверждении Положения о порядке
создания открытых акционерных обществ
в процессе разгосударствления и приватизации
4 Правовой портал Беларуси
pravo.by
5 Основы права: Учеб. Пособие
/ С.Г. Дробязко., Т.М. Шамба, Г.А. Василевич
и др.; под .ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини,
Г.Б. Шишко. Мн.: БГЭУ, 2002. 784 с.
6 Об акционерных обществах,
обществах с ограниченной ответственностью
и обществах с дополнительной ответственность.
Мн.: Амалфея, 2005. 32 с.
7 Интернет – сайт информационная
система «Фондовый рынок Республики Беларусь»
http://www.stock.bcse.by
8 Закон Республики Беларусь
от 12 марта 1992 г. № 1512-XII «О ценных бумагах
и фондовых биржах» // Ведамасцi Вярхоўнага
Савета Рэспублiкi Беларусь. 1996. № 24, Ст.
439.
9 Закон Республики Беларусь
Верховного Совета Республики Беларусь
от 19 января 1993 г. № 2103-XII «О разгосударствлении
и приватизации государственной собственности
в Республике Беларусь» // Ведамасцi Вярхоўнага
Савета Рэспублiкi Беларусь. 1993. № 7. Ст.
41.
10 Акционерное общество: история
и теория / Я. Функ, В. Хвалей, В. Михальченко.
Мн.: Амалфея, 1999. 608 с.
11Республика Беларусь в цифрах:
краткий статистический сборник. – Мн.
2011
12 Этапы учреждения акционерного
общества в соответствии с Законом Республики
Беларусь "О хозяйственных обществах"
// Юрист. 2006. № 7. С. 15.
13 Владимир Филипповский, Наталья
Мысливец. Исторический обзор развития
акционерных обществ и проблемы правового
регулирования их деятельности // Вестник
ВХС. 2004. № 8. С. 66-76.
14 Интернет - сайт «Белорусский
бизнес» http://bel.biz
15 Официальный Интернет - сайт
Высшего хозяйственного суда Республики
Беларусь http://www.court.by
1
Фикшер С, Дорнбуш Р. ,Шмалензи Р. Экономика:
Пер. с англ.: - М: «Дело ЛТД», 1999
2
В.А. Каменецкий, В. П. Патрикеев Собственность
в ХХI столетии.- М: ЗАО «Издательство «Экономика»,
2004.
3 Отчет о работе Комитета по
ценным бумагам в первом полугодии 2006
года./ Лилия Крапивина.- ИС «Фондовый рынок
Республики Беларусь»., http://www.stock.bcse.by