Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:35, реферат
Приватизация в России проводилась как стратегическое преобразование, посредством которого «ничейную» якобы и потому малоэффективную собственность следовало передать действенным и эффективным собственникам, а те, обретя «чувство хозяина», должны были поднять эффективность ее использования как минимум на ступень выше. Основной формой для приватизируемых средних и крупных предприятий назначили акционерную.
Введение………………………………………………………………..3
Понятие акционерного общества……………………………………..5
Акции, их виды ,облигации…………………………………………….7
Создание акционерного общества…………………………………….10
Управление акционерным обществом………………………………..15
Эмиссионная деятельность акционерных обществ……………………17
Обеспечение прав акционеров : реальное и мнимое…………………21
Заключение……………………………………………………………..25
Использованная литература…………………………………………..26
Государственное предприятие по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа может быть преобразовано в акционерное общество путем выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и трудового коллектива предприятия. По совместному решению трудового коллектива государственного предприятия и уполномоченного на то государственного органа акции распространяются либо путем открытой подписки, ибо среди указанных в этом решении организаций и граждан.
Средства, полученные от продажи акций, после покрытия долгов государственного предприятия поступают в соответствующий бюджет. Держателем оставшейся нереализованной части акций является уполномоченный на то государственный орган. Представитель этого органа участвует в работе общего собрания акционеров с учетом количества имеющихся у него акций. Акционерное общество, созданное путем преобразования государственного предприятия, является его правопреемником. При этом, члены трудового коллектива на правах акционеров становятся полноправными собственниками данного предприятия и имеют право осуществлять производственную деятельность вне зависимости от вышестоящих органов управления.
С другой стороны, все неплатежи этого предприятия, его финансовые обязательства и задолженности переходят в ведение вновь созданного АО ,которое в данной ситуации уже не может рассчитывать на дотацию со стороны государства.
Учредительная конференция акционерного общества созывается после завершения подписки на акции в срок, указанный в извещении, который не может быть более 2 месяцев с момента завершения подписки. При пропуске указанного срока лицо, подписавшееся на акции, вправе потребовать возврата уплаченной им части стоимости акций. Способ участия лиц, подписавшихся на акции в учредительной конференции (очный, черед представителей, по переписке), определяется в извещении о ее проведении. Учредительная конференция принимает решение о создании акционерного общества и утверждает его устав, избирает совет акционерного общества, а также определяет льготы, предоставляемые учредителям.
Учредительная конференция признается
правомочной, если в ней участвуют
лица, подписавшиеся более чем
на 60 процентов акций, на которые
проведена подписка. Если из-за отсутствия
кворума учредительная
Голосование на учредительной конференции проводится по принципу : одна акция- один голос. Решения о создании акционерного общества, об избрании совета акционерного общества (наблюдательного совета), исполнительных и контрольных органов акционерного общества и о предоставлении льгот учредителям за счет акционерного общества должны быть приняты большинством в 3/4 голосов участвующих в работе конференции лиц, подписавшихся на акции, а остальные вопросы- простым большинством голосов. Устав акционерного общества должен содержать сведения о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости, соотношении акций различных категорий, количестве акций, приобретаемых учредителями, о последствиях неисполнения обязательств по выкупу акций.
Управление акционерное обществом.
Право акционера на участие в управлении акционерным обществом реализуется:
- в праве участвовать
в Общем собрании акционеров -
высшем органе управления
- избирать и быть избранным в органы управления общества.
При этом одна обыкновенная акция предоставляет своему владельцу один голос в управлении делами общества, который акционер может использовать на общих собраниях акционеров.
Таким образом, различные категории акционеров имеют различные интересы. Перевес того или иного интереса среди акционеров общества, определяющийся в конечном итоге тем, какой группе акционеров принадлежит больший пакет акций, во многом и определяет политику, проводимую акционерным обществом.
Контрольный пакет акций - это количество обыкновенных акций в собственности акционера, которое обеспечивает возможность практически единоличного принятия или блокировки решений по вопросам деятельности общества на общем собрании акционеров. ( Теоретически величина контрольного пакета акций соответствует (50% + 1) обыкновенных акций общества.)
В основе системы управления акционерного общества лежит следующая схема:
- высший орган власти в акционерном обществе, представляющий собственника объединенного капитала - Общее собрание акционеров общества;
- высший орган управления в промежутках между общими собраниями акционеров, избираемый акционерами на своем собрании для осуществления надзора за деятельностью общества в целях интересов собственника и несущий ответственность за управление делами общества - Совет директоров общества;
- глава общества, руководящий
текущей деятельностью
- орган управления
оперативной деятельностью,
- орган, осуществляющий
функции внутреннего финансовог
Таким образом, принцип формирования структуры власти в акционерном обществе основывается на разграничении компетенции его органов.3
Эмиссионная деятельность акционерных обществ.
По данным Минфина, на 1 января 1995 года в России зарегистрировано 39106 акционерных обществ открытого типа. По количеству зарегистрированных эмитентов лидируют крупные фондовые центры, прежде всего Москва и Санкт-Петербург. Именно на эти города приходится 14 процентов зарегистрированных в стране эмиссий. Большинство российских эмитентов- приватизированные предприятия (69 процентов),на так называемые “новые” АО, чье появление не связано с процессом приватизации, приходится 31 процент.
Соотношение количества “новых” компаний и приватизированных предприятий сильно различается по регионам. К примеру, в Новосибирске и Москве на каждое приватизированное предприятие приходится по 6,61 и 2,24 “новых” АО соответственно. В Пензенской области и Карачаево-Черкессии вновь созданных АО гораздо меньше, всего лишь по 0,05 и 0,02 на одно приватизированное предприятие .
Существенное превышение количества “новых” компаний над количеством приватизированных предприятий в регионе косвенно свидетельствует о высоких потенциальных возможностях развития местного рынка ценных бумаг. В течение прошлого года зарегистрировано 13545 выпусков ценных корпоративных бумаг. Наибольшее количество выпусков зарегистрировано в 5 регионах. Это Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область. Примечательно, что корпоративных облигаций выпускалось очень немного - всего 0.21 процента от общего числа эмиссий. В подавляющем большинстве регионов корпоративные займы вообще не выпускались.4
Это связано с тем, что корпоративные облигации непопулярны у инвесторов, прежде всего из-за низкой доходности. Выпуск корпоративных займов имеет определенные преимущества перед выпуском акций, когда акционеры опасаются упустить контроль над компанией. Вместе с тем компания обязана нести определенные обязательства по выплатам и погашению облигаций, а для поддержания их инвестиционной привлекательности условия выпуска должны быть не хуже, чем предлагаемые другими структурами, выпускающими долговые обязательства.
В нынешних условиях российские промышленные предприятия не в состоянии конкурировать с финансовыми структурами. Тем не менее некоторые предприятия все же выпускают облигации .Так, АО “ГАЗ” размещает свои облигации на сумму 20 миллиардов рублей. Пик эмиссионной активности пришелся на середину 1994 года, то есть на конец ваучерной приватизации. Однако суммы большинства эмиссий не превышали 10 миллионов рублей. Крупные эмиссии на сумму свыше 1 миллиарда рублей составляли в 1993 году около 7 процентов общего числа эмиссий. Российские АО осуществили в прошлом году 1263 вторичные эмиссии.
В большинстве своем это эмиссии “новых” АО. На долю приватизированных предприятий пришлось всего 155 вторичных эмиссий. Таким образом, в 1994 году почти каждое десятое “новое” АО осуществило дополнительную эмиссию. В основном это были частные размещения именных акций или публичные размещения предъявительских бумаг. К началу 1995 года большинство акционерных обществ России имело всего лишь одну ( приватизационную или учредительскую ) эмиссию. Небольшое количество вторичных эмиссий акций приватизированных предприятий объясняется рядом причин.
Прежде всего это связано с тем, что большинство приватизированных предприятий провело в 1994 году первые общие собрания акционеров .Обычно на этих собраниях вопросы вторичных эмиссий не рассматриваются, поскольку требуют большой подготовительной работы под руководством совета директоров, который избирается на первом собрании. Другая причина-менталитет руководителей большинства предприятий. Еще в прошлом году многие надеялись на дешевые кредиты или государственные субсидии. Поэтому дополнительные эмиссии, к сожалению, не рассматривались как средство привлечения капитала.
Однако существуют причины, по которым руководители ряда АО или акционеры могли сознательно отказаться от новых эмиссий .В частности, руководители АО могут опасаться новых эмиссий из-за угрозы потери контроля над компанией. Акционеры, в свою очередь, могут опасаться уменьшения своей доли в уставном капитале в результате новой эмиссии. Кроме того, подготовка новых эмиссий требует значительных материальных затрат и занимает, как правило, от 14 недель до года. К тому же в условиях инфляции длительные сроки подготовки и размещения эмиссии попросту “съедают” значительную ее часть.
В силу этих причин новые
эмиссии для большинства
Если в 1994 году массовый
выпуск новых акций приватизированных
предприятий сдерживался
Обеспечение прав акционеров : реальное и мнимое .
В условиях затянувшейся паузы развития законодательства о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах 31 июля 1995 года Президентом РФ был подписан Указ N 784 “ О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров”. Казалось бы, появление нового правового акта должно закрыть многочисленные “ белые пятна “ и противоречия отечественного корпоративного законодательства, однако правовой анализ данного документа вызывает ряд вопросов, связанных с его соответствием нормам гражданского законодательства РФ.
Прежде всего Указ президента РФ от 31 июля 1995 года N 784 ( в дальнейшем - Указ ) содержит ряд положений, призванных регулировать порядок созыва и проведения общего собрания акционеров. Кроме того, Указом внесены изменения и дополнения к Указу Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1769,который применялся вот уже полтора года. В соответствии с изменениями и дополнениями установлены новые правовые нормы по вопросам открытости реестра акционеров; обязанностей и статуса регистратора, порядка условий и последствий увеличения уставного капитала; прав акционеров при осуществлении акционерным обществом ряда корпоративных действий; ограничений акционерного общества в возможности отчуждения выкупленных на баланс собственных акций; имущественной ответственности акционеров, а также основного по отношению к дочернему акционерному обществу по обязательствам последнего. 5
Таким образом, исходя из того, что Указ как раз призван регулировать правовое положение акционерных обществ, а также права и обязанности его акционеров, возможность его применения по отношению к акционерным обществам, создание которых не связано с приватизацией, вступает в противоречия с новым ГК РФ. Применение Указа по отношению к акционерным обществам, созданным путем приватизации, также весьма сомнительно. В этом случае законодатель хотя и допускает возможность регулирования правоотношений помимо законов иными правовыми актами ( к которым в силу ст.3 нового ГК РФ отнесены указы Президента РФ ),но рассматриваемый Указ вряд ли может быть причислен к сфере правовых актов о приватизации.6