Акционерный капитал и акционерные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие в России идёт активное преобразование государственных предприятий в акционерные общества, а также огромное количество новых зарегистрированных акционерных обществ. В настоящее время акционерные общества являются преобладающими, по своему количеству, организационно-правовой формой коммерческих организаций. Акционерным обществом является организация, созданная на основе добровольного оглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Содержание

Введение
2 Зарожденияе акционерного капитала
3 Способы создания акционерного общества
4 Достоинства и недостатки акционерных обществ
5 Акционерное общество как “коллективный предприниматель”
6 Управление и корпоративный контроль
7 Этапы формирования акционерной собственности в России
8 Вывод
9 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Акционерный капитал и общества.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Приоритетность учета  интересов и менталитета собственников  предприятия. Менталитет собственников  может быть направлен на получение  высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. И часто именно он определяет главную пропорцию распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой частями. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать. Эта пропорция может меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

Основной для акционера  формой дохода является дивиденд, т.е. часть прибыли общества, распределяемая среди акционеров, пропорционально  числу и в соответствии с типом  принадлежащих им акций.

В акционерных обществах, распределение прибыли осуществляется с помощью дивидендной политики. Дивидендная политика представляет собой часть управления распределением прибыли. Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако все названные нами принципы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной формы деятельности. Меняется только терминология - вместо терминов акция и дивиденд используются термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам остается таким же. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант. В принципе же, в более широкой трактовке под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Практическое использование  этих теорий позволило выработать три  подхода к формированию дивидендной  политики - консервативный, умеренный (компромиссный) и агрессивный. Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что  фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли  удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников.

Политика стабильного  размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность. Она создает чувство уверенности акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих негативных последствий, стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала акционерного общества.

Политика стабильного  минимального размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в период благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает рыночная стоимость акций компаний, прибегающих к данной политике.

Политика стабильного  уровня дивидендов предусматривает  установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществами этой политики являются простота формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она "сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом - "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности - если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании. Если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор  форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов  наличными деньгами (чеками). Это  наиболее простая и самая распространенная  форма осуществления дивидендных  выплат.

2. Выплата дивидендов  акциями. Такая форма предусматривает  предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать эти акции в предстоящем периоде.

3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет  акционерам право индивидуального  выбора - получить дивиденды наличными  или реинвестировать их в дополнительные  акции (в этом случае акционер  заключает с компанией или  обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение, предусматривающее детальную проработку).

4. Выкуп акций компанией.  Он рассматривается как одна  из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на  сумму дивидендного фонда компания  скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.

Сегодня законодательство достаточно мягко регулирует вопрос формирования и распределения прибыли  в акционерных обществах. В соответствии с общим решением акционеров общество обязано осуществлять выплаты дивидендов акционерам. Проблеме выбора оптимальной  дивидендной политики посвящено множество теоретических и эмпирических исследований. Теоретические модели не дают однозначного ответа на вопрос об оптимальном уровне дивидендных выплат.

7 Этапы формирования акционерной собственности в России

Сама по себе приватизация государственного имущества как метод повышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в военные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных условиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предприятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство  предприняло определенные шаги в  направлении легализации частной  собственности в экономической  жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось согласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограничения были сняты.

Помимо этого, ряд юридических  лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда  формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наибольшее распространение на Западе получили следующие: продажа государственных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекоммуникаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.

В качестве официальных  причин, побуждающих к проведению приватизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмешательства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных условиях, снижение потребности государственных служб в финансовых средствах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение конкуренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.

Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работниками, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных  преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные  акты по приватизации в России были приняты Верховным Советом РСФСР  летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент  РФ подписал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим документом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моделью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная методика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, проблемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации:

аукцион,

Информация о работе Акционерный капитал и акционерные общества