Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:51, лекция
Альтернативная стоимость — стоимость товара или услуги, измеряемая через цену другого товара или услуги, от приобретения которых мы вынуждены отказаться, причем имеется в виду наилучший товар или услуга, от которой мы должны отказаться, отдавая предпочтение данному варианту использования наших денег, способностей и других ресурсов. Например, человек, у которого была возможность получить работу в двух фирмах, одна из которых гарантировала ему зарплату 100 руб. в час, а другая — 150 руб. в час, оставаясь дома, должен понимать, что А. с. одного часа его досуга равна 150 руб.
Альтернативная стоимость — стоимость товара или услуги, измеряемая через цену другого товара или услуги, от приобретения которых мы вынуждены отказаться, причем имеется в виду наилучший товар или услуга, от которой мы должны отказаться, отдавая предпочтение данному варианту использования наших денег, способностей и других ресурсов. Например, человек, у которого была возможность получить работу в двух фирмах, одна из которых гарантировала ему зарплату 100 руб. в час, а другая — 150 руб. в час, оставаясь дома, должен понимать, что А. с. одного часа его досуга равна 150 руб.
Фактически можно сказать, что А. с. — это стоимость неиспользованных возможностей. На основе теории А. с. определяется стоимость многих факторов экономической жизни. Например, при определении размера оплаты предпринимателя как дохода на свои предпринимательские способности, которые он использовал в собственном деле, а не нанялся управляющим в другую компанию, используется средняя норма прибыли по отрасли. При оценке инвестиционных проектов, анализе и оценке рисков вложения капитала также широко применяется метод альтернативных затрат. Так, в качестве базовой ставки процента при расчете многих показателей используется учетная ставка процента (см. Банковский процент) исходя из теории А. с, поскольку предприниматель мог бы положить Деньги в банк, вместо того чтобы вкладывать их в тот или иной инвестиционный проект. Так как растущие потребности общества не могут быть удовлетворены в полном объеме в одно и то же время; каждый субъект экономических отношений, человек, фирма или государство, должен сделать выбор из желаемого.
Необходимость выбора определяется наличием ограничений: доходами, благосостоянием и возможностью получить кредит. Каждая семья ограничена размерами доходов, сбережениями и возможностями взять взаймы. Предприятие ограничено своими доходами, накоплениями и кредитоспособностью. Государство — возможностью взимать налоги и получать кредит у предпринимателей. Доходы, сбережения, прибыль и налоги дают возможность людям, предприятиям и государству покупать товары и услуги. Проблема, с которой сталкивается каждый, заключается в том, что как только выбирается один набор благ, теряется возможность выбрать другой. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора, т. е. выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Реально принять
решение мы можем только в ситуации,
когда существует несколько вариантов
поступков экономической