Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 14:31, реферат
Актуальность темы исследования также определяется тем, что человеческий фактор является ключевым и во многом определяет эффективность деятельности фирм, предприятий, государственных организаций и национального хозяйства в целом. С учетом наличия у человека собственных целей, не совпадающих в общем случае с целями фирмы, и асимметричности распространения в фирме информации, всегда существует возможность его оппортунистического поведения.
Введение 3
1.Экономический человек-краткая характеристика 5
2.Принцип рациональности. Рациональное поведение. 7
2.1. Принцип рациональности 7
2.2. Виды рационального поведения 9
3. Основные модели поведения человека в работах различных ученых 13
3.1. Английская классическая школа, маржиналисты и неоклассики. 13
3.2. Кейнсианская школа, институционализм. 18
3.3. Модель человека К. Маркса. 21
3.4. Экономический человек Г. Беккера. 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27
3. Экономический человек
способен оценивать варианты
выбора с точки зрения того,
насколько их результаты
4. Делая выбор, экономический
человек руководствуется
5. Выбор экономического
человека является
Рисунок 3.1. Модель рационального выбора.
Относительно потребления основополагающий принцип экономики – принцип оптимизации – заключается в том, что люди стремятся выбирать наилучшие структуры потребления из числа тех, которые могут себе позволить. Экономический агент ведет себя так, как будто бы он рационален, и строят свои модели на этой предпосылке. В ее основе лежит принцип «как если бы».
Изучив первое направление, можно подвести итог: в рамках этого течения, складывается эгоистичная модель человека, которой руководствуется денежный интерес. Индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений.
При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается , что связано с постепенной ликвидацией сословных , кастовых, политических, идеологических и прочих ограничений. «Выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения»
3.2. Кейнсианская школа, институционализм.
Важным отличием теорииДж.М. Кейнса является опровержение классической концепции рационального поведения экономических агентов и отход от методологического индивидуализма. Кейнс считал модель «экономического человека» малореалистичной, т.к. действия абсолютно рациональны, основаны на логических расчетах и владении полной информацией как о настоящем, так и о будущем состоянии экономики.
Дж.М. Кейнс выдвигал идеи о том, что действия людей основаны на их представлениях о будущей экономической конъюнктуре. Эти представления являются весьма несовершенными, поэтому и поведение людей далеко от рационального идеала. Он указывал на важность иррациональных основ поведения, которые он назвал «животным чутьем. С его точки зрения, участники рынка в своих действиях скорее руководствуются инстинктом, азартом, оптимизмом или пессимизмом, чем рациональным расчетом. Он писал: «Ортодоксальная теория исходит из такого знания будущего, которое очень отлично оттого, которое мы имеем в действительности. Это ошибочное суждение следует линии бентамовской калькуляции. Гипотеза калькулируемого будущего ведет к ложной интерпретации принципов поведения, принять которые нас заставляет необходимость действовать, и недооценке скрытых факторов полного незнания — случайности, надежды и страха».
В основе системы Кейнса лежит предпосылка неполной информации, доступной экономическим субъектам. Рациональность рассматривается в более широком смысле, а не рассматривается как максимизация целевой функции.
Неполная информация открывает дорогу влиянию ожиданий, иллюзий, настроений и других психологических факторов, искажающих логику рационального расчета.
Институционалисты вносят новые краски в портрет экономического человека. В отличие практически от всех остальных направлений экономической теории они не исходят из человеческой природы как из данности, а пытаются изучить закономерности ее формирования и эволюции.
Для институционалистов же факторы, предопределяющие поведение человека в экономической жизни, берут начало в далеком прошлом не только самого человека, но и всего человечества. Институционалисты рассматривают человека как биосоциальное существо, находящееся под перекрестным воздействием всей биологической природы и общественных институтов.
Особенности институционализма:
Экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических.
Следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию общества. Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности, и здесь все больше проявляется взаимосвязь экономики и политики.
Необходимо отказаться от анализа экономических отношений с позиций так называемого экономического человека. Против диктата предпринимателей необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государство должно взять под свою опеку экологию, образование, медицину.
В концепции человеческой природы Т.Веблена, главную роль играют инстинкты, но не биологические. К инстинктам он относит обычаи - способы осознанного и целенаправленного поведения, формирующиеся в обществе и передающиеся из поколения в поколение.
Человек подвержен влиянию следующих основных инстинктов:
Особое значение в институциональном подходе имеет категория привычки. Она заключается в приобретении склонности к некоторым видам и способам реакции, а не к определенным действиям. Благодаря относительной стабильности и всеобщности привычки человеческое поведение становится предсказуемым.
Дж. Коммнос придерживался более позитивной оценки социально-экономических институтов. По его мнению, они не препятствуют, а, наоборот, способствуют экономическому развитию. Он говорил , обычай - это "вид социального принуждения, которое осуществляет по отношению к индивидам коллективное мнение тех, кто чувствует и поступает одинаково"19 Важнейшим из этих таких обычаев является контракт.
Коммонс не противопоставлял технический прогресс развитию организационных форм и видел проявление творческих способностей человека в обоих этих процессах.
Правила поведения, не только упрощают жизнь людям , но и представляют собой необходимый источник информации для всех участников рынка. Даже на фондовой бирже, присутствует множество правил и обычаев.
3.3 Модель человека К. Маркса.
Карл Генрих Маркс (5 мая 1818 — 14 марта 1883) -немецкий
философ,социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в экономике — теорию прибавочной стоимости. Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
Его социально-экономическое учение предполагает восхождение модели человека от абстрактного к конкретному, от так называемого «простого товаровладельца» до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капитал.
Для методологии экономической теории Маркса характерны ярко выраженные методологический коллективизм и функционализм, и такие собирательные понятия, как «человечество», «капитал», «пролетариат». Объективные условия капиталистического общества ставят человека в настолько жесткие рамки, его выбор оказывается однозначно детерминированным, а личные предпочтения просто не имеют возможности проявиться. Эти объективные условия задаются рабочему стоимостью его рабочей силы, а капиталисту - его стремлением к максимальной прибыли.
Капиталист — это олицетворение капитала, наделенный волей и сознанием капитал. Рабочий — персонифицированный наемный труд.
Маркс строит свою теоретическую систему путем восхождения от абстрактного к конкретному, последовательно поднимаясь от уровня к уровню. Это совместное восхождение совершают и неразрывно связанные категории «капитал» и капиталист», а значит, мотивация и содержание сознания последнего.
На первом уровне появляется фигура капиталиста. Капитал на данной ступени анализа представляется еще крайне абстрактно: как неизвестным образом самовозрастающая стоимость. Абстракцией является здесь и понятие «капиталист».
На втором уровне раскрывается тайна производства абсолютной прибавочной стоимости. Капиталист здесь предстает как эксплуататор наемного труда, как классовый индивид, противостоящий другому классовому индивиду - наемному рабочему. На этом уровне объективная функция капитала и субъективная цель капиталиста сводятся к извлечению прибавочной стоимости путем эксплуатации рабочей силы.
На третьем уровне вводятся категории «поверхностного» ряда: прибыль, издержки, средняя прибыль, процент, рента. Больше значение имеет отдел о проценте и предпринимательском доходе, где можно выделить абстракции капиталиста-собственника и функционирующего капиталиста, как пассивного и активного капиталиста.
Однако, конкретизируя описание информации, доступной капиталистам, в которую входит представление о величине средней прибыли и компенсациях для отраслей с низким органическим строением капитала, не получили обоснования такие стороны деятельности человека, как целеполагание, особенности сознания и поведения, которые лежат за пределами подчиненности объективным экономическим отношениям.
3.4. Экономический человек Г. Беккера.
Гари Стэнли Беккер( 2 декабря 1930)— американский экономист. Один из наиболее оригинальных умов в современной экономической науке. Каждая его работа открывала новые горизонты экономического анализа, устанавливала связь широко известных и, казалось, не связанных друг с другом явлений с действием какого-то одного общего принципа. Беккер открыл, таким образом, для экономистов такую область исследований, которая формально была заботой только социологов, антропологов и психологов, и, сделав это, он расширил границы экономической науки больше, чем любой другой экономист. Экономический подход, по словам Беккера, дает целостную схему для понимания человеческого поведения, к выработке которой издавна, но безуспешно стремились и И. Вентам, и К. Маркс, и многие другие .
Этот подход представлен новой разновидностью модели«экономического человека». Многие свои работы Беккер посвятил тому, чтобы доказать, что модель человека не связана жестко с одним определенным типом мотивации. В нее вполне вписывается альтруистическое поведение. Альтруизм понимается при этом как положительная зависимость между функциями полезности разных людей. Зависть означает аналогичную зависимость, но только отрицательную: завистнику тем лучше, чем хуже другому, и, наоборот, тем хуже, чем другому лучше. Соответственно, эгоизм предполагает отсутствие взаимосвязи между функциями полезности разных людей.
Для новой модели характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, рациональное поведение в хозяйственной жизни хоть и базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.
Такой модели присущи значительная информированность о мире, в котором люди существуют более высокий общеобразовательный и культурный уровень, ее отличает многообразие и динамизм потребностей главной из которых является потребность в самовыражении, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов, установлении связей с другими людьми, свободе духовного самоопределения. Эта модель социально- индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.
Заключение
Поскольку человеческая личность многообразна, она обладает большим количеством неповторимых и индивидуальных черт. Сформулированные модели экономического человека представителями английской школы, неоклассиками, кейсинацами, институцианолистами, складывались в ходе более чем двухвековой эволюции экономической науки. За это время многие особенности поведения человека используются и в наше время в современных моделях, а некоторые, считавшиеся основополагающими, отпали как необязательные.
Можно выделить 4 предпосылки развития экономического человека:
1. Человек независим. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.
2. Человек эгоистичен. Он в первую
очередь заботится о своем
интересе и стремится к
3. Человек рационален. Он последовательно
стремится к поставленной цели
и рассчитывает сравнительные
издержки того или иного
4. Человек информирован. Он не
только хорошо знает
На сегодняшний день, такие свойства как непременный эгоизм, полнота информации, мгновенная реакция сохранились в модифицированном, зачастую трудно узнаваемом формате.
Экономическая система имеет дело с людьми как с обычными единицами, образующими общество. Но в экономической теории каждый человек - это целый мир с разнообразными потребностями и интересами.
Информация о работе Альтернативные модели поведения человека