Альтернативные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:46, аттестационная работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является международная торговля, как форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость. Предметом исследования являются различные теории международной торговли, разработанные учеными второй половины ХХ века.

Содержание

Введение 3
1. Альтернативные теории международной торговли 4
1.1 Неотехнологические теории 4
1.2 Теория специфических факторов производства Самуэльсона-Джонса 6
1.3 Теория Т. Рыбчинского 9
1.4 Теория конкурентных преимуществ М. Портера 12
1.5 Теория эффекта масштаба П. Кругмана, К. Ланкастера 15
Заключение 17
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Альтернативные теории международной торговли.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, из теоремы  Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например, нефти  и газа может затормозить развитие других отраслей, в частности, обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта.

Практика подтвердила  выводы английского экономиста. Выявленные им тенденции проявились в процессах экономического развития США и их отраслевой структуре внешнеэкономических связей. США превратились из нетто-экспортера в нетто-импортера минерального сырья, в частности, в результате накопления капитала и роста квалификации рабочей силы. В пользу выводов теоремы Рыбчинского свидетельствовала и практика активной разработки сырьевых ресурсов (нефть, газ) Канадой, Великобританией, Нидерандами, Норвегией в ущерб отраслей обрабатывающей промышленности и экспорта ее продукции.

 

1.4 Теория конкурентных преимуществ М. Портера

Попытку выявить новые  факторы, определяющие развитие современной  международной торговли сделал американский экономист М. Портер. В своих работах, посвященных изучению международной  конкуренции, он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие стран: факторы производства; условия спроса; близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция.

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность  определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная  рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции  в данной отрасли.

Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.

Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном  рынке. Они определяют развитие внешней торговли фирмы, характеризуют наличие компетентного, высокопрофессионального, с глубокими традициями производственного окружения, влияющего на деятельность фирмы.

Стратегия фирмы, ее структура  и конкуренты. Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти возможности эффективно и долгосрочно конкурировать в своей отрасли. «Универсальной конкурентной стратегии, - свидетельствует М.Портер, - Не существует; только стратегия, согласованная с действиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех».

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени  влияющие на обстановку в стране:

Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы  не может контролировать.

Государственная политика.

По мнению Портера, государства  должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство  при помощи своей политики может  оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

В комплекс правительственных  мер по поддержанию и повышению  конкурентоспособности страны должны входить:

1) Воздействие правительства  на факторные условия 

акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной  рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);

грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и  денежная политика, регулирование рынка  энергоносителей и регламентирование  процесса заключения коллективных договоров).

2) Воздействие правительства на условия спроса:

государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);

регламентация изделий  и процессов (создание четкой системы  технических и технологических  стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);

воздействие на структуру  отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении  государственной собственности);

стимулирование раннего  или усложненного спроса (использование  лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);

предоставление полной и качественной информации покупателям;

введение технических  стандартов (для обеспечения совместимости  различных типов устройств);

зарубежная помощь и  политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)

3) Воздействие правительства  на родственные и поддерживающие  отрасли: 

политика правительства  в отношении СМИ;

образование кластеров (в  трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных  структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);

региональная политика (стимулирование развития отстающих  районов).

4) Воздействие правительства  на стратегию, структуру и соперничество фирм:

интернационализация (поощрение  международной ориентации и экспорта) воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых  фирм регламентация соперничества  внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.) образование  новых фирм торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом) привлечение зарубежных инвестиций

Исследования М.Портера  получили официальное признание. Он принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.

 

1.5 Теория эффекта масштаба П. Кругмана, К. Ланкастера.

В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили еще одно объяснение международной  торговле, основанное на эффекте масштаба.

Торговля между странами, которые одинаковы или очень  близки по наделенности факторами производства, объясняется специализацией стран  на определенных товарах в силу не сравнительных преимуществ, а экономики  масштаба, представляющей собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.

Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается  количество фирм, производящих один и  тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что приводит к возникновению совершенной конкуренции.

Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сокращается. Внутренний эффект масштаба ведет к возникновению несовершенной конкуренции (чистой монополии в экстремальном случае), при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены.

Модель торговли в  рамках монополистической конкуренции исходит из того, что международная торговля увеличивает размеры рынка сбыта. Когда две страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, количество фирм, и, значит, разнообразие товаров, которые они производят, возрастают, а цена единицы товара снижается.

Суть эффекта масштабности также заключается в том, что  при определенной технологии и организации  производства долговременные средние  издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными  факторами производства в сходных  пропорциях, и поэтому им будет  выгодно торговать между собой  при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли.

Необходимо также отметить, что реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению  принципов совершенной конкуренции, поскольку она связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций (ТНК), что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самих фирм - ТНК.

 

 

 

 

Заключение

Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение  в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных  условиях различия в международной  специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

В настоящей работе было дано краткое описание, так называемых, классических теорий международной  торговли, разработанных А. Смитом, Д. Риккардо, а также Э. Хекшером и  Б. Олином. Более подробное внимание было уделено теориям, возникшим во второй половине ХХ века, авторами которых являлись М.Познер, П. Самуэльсон, Р. Джонс, Т. Рыбчинский, М. Портер, П. Кругман и другие.

Теории ·международной торговли как классические, так и  современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: ЮРИСТЪ, 2010

2. Киреев А.П. Международная  экономика. В 2-х ч. - Ч. I. Международная  микроэкономика: движение товаров  и факторов производства. Учебное  пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 2009

3. Линдерт П.Х. Экономика  мирохозяйственных связей. - М.: Международные отношения, 2009

4. Международные экономические  отношения: Учебник для вузов/, Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

5. Николаева И.П. Мировая экономика. - М.: Проспект, 2010


Информация о работе Альтернативные теории международной торговли