Современное общество характеризует
тенденция к глобализации, стандартизации и унификации. Данные течения не
минуют и экономическую сферу жизни общества.
В последнее время сфера учета и анализа
также подвергается изменениям и дополнениям.
Республика Беларусь является активным
участником международных отношений,
имеет большое количество постоянных
и надежных партнеров. Деловые отношения
с различными странами подразумевают
приведение документальных данных к единому
стандарту. В настоящее время в нашей стране
все более актуальным становится использование
Международных стандартов финансовой
отчетности (МСФО).
В ходе использования объекта в производстве
в соответствии с принятыми методиками
определения амортизируемой стоимости,
объект основных средств амортизируется
полностью. Это подразумевает полное перенесение
стоимости объекта на стоимость производимой
продукции. Однако на практике не всегда
возможна такая ситуация. Зачастую, даже
при полной потере своих эксплуатационных
качеств объектом основных средств, он
все же может быть разобран на более мелкие
детали, узлы, лом, которые целесообразно
использовать в производственной деятельности
либо возможно реализовать на сторону.
Так, инструкция о порядке отражения в
бухгалтерском учете хозяйственных операций
с основными средствами, предполагает
принятие к учету лома или иных материалов,
образовавшихся в ходе ликвидации объекта,
по цене возможного использования.
Однако существующие методики начисления
амортизации не принимают во внимание
данную особенность, что приводит к завышению
начисленной амортизации, а, следовательно,
и к необоснованному завышению себестоимости
продукции (работ, услуг) и занижению конечного
финансового результата деятельности
организации на сумму возвратных материалов
при выбытии объектов основных средств.
Принимая во внимание все вышеизложенное,
целесообразно было бы применять на практике
и в теоретических исследованиях понятие
"ликвидационная стоимость", определенное
МСФО-16 "Основные средства".
Ликвидационная стоимость амортизируемого
объекта - это стоимость его реализации
в конце срока эксплуатации или стоимость
тех полезных остатков, которые могут
быть проданы или иначе использованы с
выгодой для организации после снятия
объекта с эксплуатации или списания его
за счет суммы накопленной амортизации.[15,
c.113]
В соответствии с данным стандартом амортизационная
стоимость должна определяться как разница
между первоначальной стоимость объекта
и ликвидационной стоимость при неизменных
условиях функционирования и как разница
между остаточной стоимость объекта и
ликвидационной стоимостью при изменении
способов и методов начисления амортизации.
Использование предложенной методики
определения стоимости объектов основных
средств с учетом их ликвидационной стоимости
на практике приблизит отечественный
учет к Международным стандартам статистической
и финансовой отчетности, а так же позволит
получать более достоверную величину
амортизационных отчислений основных
средств, что будет способствовать снижению
себестоимости продукции (работ, услуг).
Принимая во внимание все вышеизложенное
можно предложить следующие варианты
совершенствования учета амортизации
основных средств в ООО " ":
Во-первых, при определении амортизируемой
стоимости объектов основных средств
принимать во внимание их ликвидационную
стоимость, что позволит более реально
определять сумма начисляемой амортизации
и остаточную стоимость объекта. Это необходимо
принимая во внимание тот факт, что большинство
объектов основных средств организации
являются транспортными средствами, которые
даже износившись полностью, имеют достаточно
высокую стоимость при реализации их как
металлолома или по запчастям. Однако,
данное нововведение не регламентировано
существующей нормативно-правовой базой.
Во-вторых, пересмотр действующей амортизационной
политики. По результатам проведенных
исследований, можно сделать вывод, что
применение лилейного способа начисления
амортизации не всегда оправдано экономически.
При начислении амортизации по объектам
транспортных средств более целесообразно
было бы применять ускоренные методы начисления
амортизации, например метод уменьшаемого
остатка с коэффициентом ускорения 2,5.
Применение ускоренных способов начисления
амортизации позволяет за более короткий
срок накопить достаточные амортизационные
отчисления, а затем использовать их для
реконструкции и технического перевооружения
производства. У предприятия появляются
большие инвестиционные возможности.
Это первый положительный момент ускоренной
амортизации. Второй выигрыш у предприятия
при ускоренной амортизации заключается
в том, что себестоимость продукции в первые
годы эксплуатации увеличивается на величину
дополнительной амортизации, а прибыль
снижается на эту же величину, следовательно,
предприятие заплатит меньший налог на
прибыль. Также изменение способа начисления
амортизации по объектам транспортных
средств может быть обусловлено тем, что
эти объекты постоянно находятся в эксплуатации,
а следовательно подвергаются большему
износу, а появление новых инвестиционных
источников повлияет на скорейшее обновление
транспортного парка.
В-третьих, можно порекомендовать изменить
способ начисления амортизации по объектам
электронно-вычислительной техники. Здесь
также уместно было бы применять один
из методов ускоренной амортизации, так
как данные объекты в очень большой степени
подвержены моральному старению. Ускоренная
же их амортизации позволит чаще обновлять
офисную технику, а также может служить
источником для приобретения новых объектов.
Например, нового программного обеспечения.
Таким образом, для совершенствования
учета амортизации основных средств в
исследуемой организации можно предложить
при определении амортизируемой стоимости
использовать понятие ликвидационной
стоимости, а также применять методы ускоренной
амортизации. |