Анализ внешнеэкономической политики государства в постсоветской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая система России переживает процесс глубокой трансформации, связанный с переходом от директивно-плановой к рыночной экономике, в котором важнейшим условием, способствующим формированию новых экономических отношений, является всестороннее развитие внешнеэкономических связей, более активное участие России в функционировании мирового хозяйства. Этот процесс, однако осложняется тем, что осуществляемые в стране реформы не имеют аналогов в мировой практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие внешнеэкономической политики (ВЭП) государства……………4
Функции внешнеэкономических связей………………………………...…..4
Объем и динамика внешней торговли в переходный период………..……6
Основные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………...……………..9
Свободные экономические зоны………………………………….………..11
Место и роль России в мировой торговле…………………………………14
Типология регионов по характеру открытости экономики………………17
Резервы повышения конкурентоспособности российской экономики….20
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие внешнеэкономической политики (ВЭП) государства……………4

Функции внешнеэкономических связей………………………………...…..4

Объем и динамика внешней торговли в переходный период………..……6

Основные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………...……………..9

Свободные экономические зоны………………………………….………..11

Место и роль России в мировой торговле…………………………………14

Типология регионов по характеру открытости экономики………………17

Резервы повышения конкурентоспособности российской экономики….20

Заключение…………………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Экономическая система России переживает процесс глубокой трансформации, связанный с переходом от директивно-плановой к рыночной экономике, в котором важнейшим условием, способствующим формированию новых экономических отношений, является всестороннее развитие внешнеэкономических связей, более активное участие России в функционировании мирового хозяйства. Этот процесс, однако осложняется тем, что осуществляемые в стране реформы не имеют аналогов в мировой практике.

Процесс трансформации внешнеэкономических связей носит системный характер и требует адекватного отражения в экономической науке. Произошла не только смена экономической системы, принципов ее управления, но изменился существовавший общественно-политический строй, кардинально изменив характер и сущность внешнеэкономических связей. В новых геополитических и геоэкономических условиях внешнеэкономические связи трансформируясь, теряя характер государственной монополии, предполагают не только включенность в этот процесс предприятий, осваивающих новые сферы и виды деятельности, но и формирование новой целостной концептуально-методологической системы их регулирования и управления на макро- и микроуровне. Новые внешнеэкономические реальности требуют категориального определения внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономического комплекса как элементов целостной системы, существенно влияющих на весь ход трансформационного процесса.

В данной работе мною рассматриваются основные формы внешнеэкомических связей, их структура и значение. Прослежена тенденция роста и спада внешнеэкономических связей.

 

 

 

 

Понятие внешнеэкономической политики (ВЭП)

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.[1]

Функции внешнеэкономических связей

 
       Сущность  внешнеэкономических связей как  экономической категории проявляется в их функциях. Такими функциями являются: 
       1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме. 
       2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда; 
       3. Организация международного денежного обращения. 
Содержание первой функции заключается в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов и продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме. Организация обмена одновременно предусматривает и обслуживание этого обмена. 
        В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно-денежных отношений и окончания обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость (ее практическая значимость), заключенная в этом продукте, получает международное признание. 
        Содержанием третьей функции является создание с помощью механизма этих связей условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных международных расчетов. 
         Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности. 
         В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса. 
         Осуществление этих связей позволяет перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий. 
         Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений. 
          Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операции, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения. [2]

 

Объем и динамика внешней торговли в переходный период

 

  Важную роль во внешнеэкономических связях России с зарубежными странами играет торговля. Она осуществляется между субъектами этой торговли через экспорт и импорт.

Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (1995 г.) дает следующие определения экспорта и импорта.

Экспорт это вывоз товара, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу. При этом государство устанавливает систему экспортного контроля, включающую в себя совокупность необходимых мер: по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством РФ порядка вывоза за пределы России вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники в дальнейшем; по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания; по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений указанного порядка.

Импорт это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях обеспечения национальной безопасности; выполнения международных обязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; защиты внутреннего рынка. Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения Российской Федерацией своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Законом РФ "О соглашениях о разделе продукции (1995)", в частности обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора.

Российская Федерация имеет право устанавливать государственную монополию на экспорт и импорт отдельных видов товара, перечни которых определяются федеральными законами. Государственная монополия на экспорт или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования.

В соответствии с законодательством РФ и международными договорами могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих в себя соблюдение общественной морали и правопорядка; охрану жизни и здоровья людей; охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом; сохранение культурного наследия народов РФ; защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачу прав собственности на них; необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов. 

По данным таможенной статистики в январе 2009 года внешнеторговый оборот России составил 25,7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем 2008 года уменьшился на 46,6%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 22,2 млрд.долларов США (снижение на 45,8%), со странами СНГ - 3,5 млрд.долларов США (снижение на 51,3%).

Экспорт России в январе-июле 2009 г. составил $150,8 млрд, уменьшившись по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 46,5%. Об этом сообщает Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

В том числе экспорт в страны дальнего зарубежья составил $127,2 млрд (снижение на 46,7$), в страны СНГ - $23,6 млрд. (снижение на 45,5%). Основной причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в январе-июле 2009 г. по сравнению с январем-июлем 2008 г послужило снижение уровня средних цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, тогда как физические объемы экспортных поставок остались на уровне прошлого года. Индекс средних цен экспорта в июле 2009 г. составил 67,9%, тогда как индекс его физического объема составил 99,2%.

Основными торговыми партнерами России в январе 2009 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 2,4 млрд.долларов США (64,6% к январю 2008 года), Нидерланды - 2,1 млрд.долл.США (46,7%), Германия - 1,8 млрд.долл.США (41,6%), Италия - 1,7 млрд.долл.США (39,7%), Турция - 1,5 млрд.долл.США (68,7%), Япония - 1,1 млрд.долл.США (69,8%), США - 1,0 млрд.долл.США (78,8%), Соединенное Королевство - 0,9 млрд.долл.США (71,7%), Финляндия - 0,9 млрд.долл.США (61,8%), Франция - 0,8 млрд.долл.США (59,7%).

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья состав основных товарных позиций по сравнению с прошлым годом практически не изменился. На первой строке товарной структуры находится экспорт товаров топливно-энергетического комплекса, доля которых составляет 67,7% от всего объема экспорта в эти страны (68,5% в 2006 году).[3]

 

 

 

Основные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

          Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются:

- обеспечение взаимовыгодного  сотрудничества с другими странами;

- поддержание конкурентоспособности  отечественных производителей на  мировом рынке;

- обеспечение экономической  безопасности страны;

- обеспечение сбалансированности  торгового и платежного балансов  страны.

Активизация внешнеэкономической политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то:

- обострение конкурентной  борьбы на мировом рынке;

- дестабилизация валютных  курсов, возросшее неравновесие  платежных балансов;

- внешние долги, особенно  развивающихся стран.

Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух тенденций: либерализации и протекционизма. Развитие интеграционных процессов привело к появлению коллективного протекционизма, проводимого интеграционными группировками по отношению к третьим странам. В первую очередь он характерен для ЕС. Основные торговые партнеры его опасаются появления “Европейской крепости”.

Для 50-60-х годов был характерен отход от протекционизма основных участников международной торговли, с одновременным стимулированием экспорта. Однако в 70-80-е годы в условиях обострения разногласий между странами усилилась тенденция к протекционизму. Этому способствовал не только рост несбалансированности международных расчетов, но и дальнейшее стимулирование экспорта, вызывавшее ответную реакцию по защите внутреннего рынка. В результате протекционизм стал вновь одной из основных проблем международной торговли. В условиях переходной экономики ключевым моментом внешнеэкономической деятельности российского правительства на 1995-1997 гг. объявлена ее либерализация.

Информация о работе Анализ внешнеэкономической политики государства в постсоветской России