Анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:34, доклад

Краткое описание

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти «Газпром» входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренняя и внешняя среда Газпрома.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

 

Анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром».

 

Открытое акционерное общество «Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти «Газпром» входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

 

Анализ факторов внутренней среды

К факторам внутренней среды относят: цели, задачи, технологию, структуру и персонал. Обследование внутренней среды рассматривается на следующих функциональных областях: маркетинг, финансы, производство (операции), персонал, организационная структура.

 

Анализ функций маркетинга

Основной целью маркетинга Группы Газпром является повышение реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии.

Маркетинговая стратегия ОАО «Газпром» на внешних рынках предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:

– сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке;

– диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу;

– повышение эффективности сбыта газа путем выхода на конечного потребителя и участия в сегменте производства электроэнергии;

– географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР);

– выход в новые сегменты энергетического бизнеса, включая СПГ, разрешения на выброс СО2 и электроэнергетику.

«Газпром» стремится к осуществлению постепенного перехода на экономически обоснованные ценовые уровни со странами региона и увеличению доступа к конечным потребителям путем участия в приватизации энергетических объектов.

 

Анализ производства (операций)

Газпром не имеет возможности продавать свою продукцию по более сниженным ценам, так как основной уровень цен на внутреннем рынке (прежде всего на газ) определяет Правительство РФ. Снижение цен будет означать резкое снижение прибыльности, которая на данный момент имеет не самые лучшие показатели.

Газ, который использует компания для осуществления своей деятельности, поставляется как с месторождений природного газа на территории РФ, так и из других стран. Крупными странами-поставщиками газа являются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, с которыми недавно было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа. Каждая из этих стран обладает большими запасами природного горючего и, к тому же, на территории России с каждым годом растет число месторождений, поэтому компания Газпром не имеет зависимости от единственного поставщика, тем самым, сохраняя за собой право выбора.

 

Персонал организации

Членами правления, высшего руководства, Газпрома являются ведущие специалисты в области нефти, газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием.

Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.

Газпром в своей деятельности соблюдает все требования Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией. Руководствуясь этими требованиями, Газпром соблюдает международные стандарты по вопросам свободы ассоциаций, заключения коллективных договоров, заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда, запрета детского и принудительного труда и др.

 

Корпоративная культура и имидж организации

На предприятии существует кодекс корпоративного поведения, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «Газпром» от 28 июня 2002 года. Она предполагает следующие основные принципы:

1. Общество принимает  на себя обязательство развивать  корпоративные отношения в соответствии  с принципами, обеспечивающими: реальную  возможность акционеров осуществлять  свои права; осуществление Советом  директоров стратегического управления  деятельностью Общества; своевременное  раскрытие информации об Обществе, в том числе о его финансовом  положении, экономических показателях, структуре собственности и управления; эффективный контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью Общества.

2. Общество осознает важность  совершенствования корпоративного  управления своих дочерних и  зависимых хозяйственных обществ  и будет стремиться к обеспечению  открытости и прозрачности деятельности  указанных организаций, а также  практического внедрения в них  основных принципов настоящего  Кодекса

 

Анализ факторов внешней среды

Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в настоящее время состоит в следующем:

– нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ – в основном регионального, уголь – локального;

– резкий рост потребления углеводородов, который в обозримом будущем не будет заменен альтернативными источниками энергии;

– резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах с учетом продолжающегося экономического роста, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик;

– увеличение разрыва между объемами потребления (растет) и объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;

– ограниченные возможности дополнительного роста производства увеличивают риски, связанные с возможной дестабилизацией рынка;

снижается уровень обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа;

– недостаток (временный) нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;

– обозначается интерес промышленно развитых потребителей к проблемам развития альтернативной энергетики;

– возрастает значимость проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа (СПГ);

– в ряде стран наблюдается возобновление интереса к атомной энергетике;

– активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства;

– рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами.

Открытое акционерное общество «Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

 

Основные факторы, сдерживающие развитие Газпрома в России:

  • политика «Газпрома», для которого невыгодно в условиях существующих внутренних тарифов на газ развивать внутренний рынок;
  • отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа;
  • необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений;
  • ставка на закупки среднеазиатского газа вместо инвестиций в добывающие проекты;
  • проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение);
  • критическое состояние действующей нефтеэкспортной инфраструктуры и проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов;
  • монополистический характер российской газовой отрасли.

К основным потребителям энергоресурсов на внутреннем рынке относятся электроэнергетика, металлургия, агрохимия, цементная промышленность, население, комбыт и прочие. Основными потребителями продукции Газпрома на внешнем рынке являются  Дальнее зарубежье, СНГ и Балтия.

Поставщики

Крупными странами-поставщиками газа являются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, с которыми недавно было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа.

Поставщиками материально-технических ресурсов для нужд Газпрома на территории России являются такие компании, как ЗАО «Росэлектропромхолдинг» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Севзаптрубопроводстрой» (дочерняя компания «Газпрома»), ООО «Газкомплектимпэкс» и др.

Долгосрочные соглашения с поставщиками гарантируют организации высочайшее качество поставляемой продукции, а также ее своевременную поставку. Договоры с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном заключаются на год, а цены этих поставщиков значительно отличаются от рыночных, потому что среднеазиатские страны, находящиеся в центре материка, не имеют альтернативных маршрутов экспорта своего газа, например, в Европейский регион. С 2009 года среднеазиатские поставщики планируют увеличение цен на продаваемый России газ до европейского уровня, что соответственно отразится на закупочных ценах для потребителей продукции на внешнем рынке.

Конкуренты

На внутреннем рынке, помимо Газпрома, существует ряд таких компаний, как «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». В настоящее время они достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в нашей стране.

Газпром обладает эксклюзивными правами на экспорт газа, ему принадлежит огромная газотранспортная инфраструктура России, на его долю приходится 87% общей добычи газа в стране. Срок обеспеченности добычи Газпрома доказанными запасами составляет примерно 30 лет, он длиннее, чем у большинства конкурентов. Ожидается, что Газпром сохранит контроль над российским рынком газа и над конкурентами, так как, во-первых, в этом заинтересовано правительство, во-вторых, компания владеет сетью основных магистральных газопроводов.

Существует ряд проблем, связанных с выходом Газпрома на внешний рынок. Среди них такие, как: проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов, нехватка инвестиций в добывающие проекты, отставание по уровню использования наиболее перспективных технологий, ограниченные возможности нефтепроводных поставок в Европу, сохранение транзитных рисков, неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС и фактическое отсутствие единой точки зрения на пути обеспечения энергобезопасности.

 

 


Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром»