Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 16:09, курсовая работа
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Монополия искореняет конкуренцию, а естественное стремление к ней порождает проблемы: предоставление ложной информации потребителю, рост цен, пропадает выбор, происходит деградация экономики страны.
Введение…………………………………………………………….….….........3
Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5
1.1. Понятие, виды монополий, факторы монополизации………….......…....5
1.2Установление монопольной цены и объема продукции………….…..15
1.3.Монопольная власть ………………………………….…………..............18
1.4.Ущерб от монополии …………………………………………………....19
1.5Антимонопольное законодательство……………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики………………………………23
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики..………...23
2.2. Жилищно-коммунальные услуги в России и за рубежом ….……...27
2.3. Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики …....31
Заключение …………………………………………….…….…………………35
Список использованных источников и литератур ……………….…………..36
Сравнительная характеристика стоимости жилищно-коммунальных услуг в городе Астрахань за 2012 и 2013 год.
Название услуги |
стоимость в 2012г. |
стоимость в 2013г. | |
горячее водоснабжение (за 1куб.м) |
21,26 |
23,81 | |
холодное водоснабжение (за 1куб.м) |
9,11 |
10,2 | |
водоотведение (за 1куб.м) |
10,14 |
11,37 | |
отопление (за 1кв.м) |
11,58 |
13,1 | |
электроснабжение(за 1 кв/ч) |
11,53 |
11,62 |
В Астрахани плата за холодную и горячую воду с 2012 года по 2013 год выросла на 12%, на водоотведение – на 12,1%, отопление – на 13,2%, плата за электроэнергию увеличилась на 5,9%.
В Южном федеральном округе по уровню расценок лидирует Волгоградская область 2011г. - 71,1 руб., 2012г. - 79,8 руб., 2013г. - 86,7 руб.
Тарифы на коммунальные услуги подскочили с 1 сентября 2012 года. По данным Росстата, с января по октябрь 2012 года они возросли на 9%, наиболее заметно подорожало газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение.
Ставка за содержание жилых помещений, устанавливаемая Правительством Астрахани: рост в 2011, 2012 и 2013 годах на 20%, 25% и 15% соответственно.
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
Цена в руб. за кв.м. В месяц. |
8 |
9,8 |
12,58 |
14,52 |
Рост в % к предыдущему году. |
20 |
25 |
15 |
Потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению по субъектам Российской Федерации.
Рис.11 По холодному водоснабжению (за1куб.м)
Рис. 12 По горячему водоснабжению (за 1куб.м)
Рис. 13По водоотведению(за 1куб.м)
Стоимость жилищно-коммунальных услуг в России в феврале 2013 года поднялась на 0,7% и составляла в среднем 3 тысячи 900 рублей.
Лидером по росту цен в этой сфере является Хабаровск. Услуги ЖКХ жителям этого города в среднем обходятся в 6 тысяч 686 рублей. В Уфе эти услуги стоят в два раза дешевле - 2 тысячи 814 тысячи рублей.
Население не удовлетворяют высокая квартплата и низкое качество жилищно-коммунальных услуг. Одной из причин такого положения является отсутствие контроля над деятельностью коммунальных служб, непрозрачность тарифной и бюджетной политики муниципальных властей в жилищно-коммунальной сфере.
Основное условие успешной работы ЖКХ - постановка целей и задач и постоянный контроль за их выполнением.
Аудиторские проверки как одна из форм финансового контроля за тарифами ЖКХ должны устанавливать достоверность представляемой хозяйствующими субъектами в регулирующие органы финансово – экономической и производственно – технологической информации.
Созданная структура
ЖКХ во многих регионах
не позволяет аудиторским предоставить
четкий отчет о фактическом
положении дел в отросли. Методика
проведения финансового аудита
Государство создает благоприятный инвестиционный климат, обеспечивающий приток финансовых средств в систему ЖКХ из – за рубежа.
2.3.Жилищно-комунальные услуги в России и за рубежом.
В Европе рост тарифов ЖКХ контролируется с двух сторон – как самим рынком, так и государством.
В Великобритании каждый человек волен сам выбирать поставщика услуг. На законодательном уровне закреплено, что все оперирующие на рынке компании вправе использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру.
Каждый гражданин вправе выбирать ту компанию, чьи тарифы или условия ему подходят больше всего, а если он будет чем-то недоволен, то он очень легко может сменить поставщика.
На рынке услуг ЖКХ Великобритании высока конкуренция среди компаний, и единственный инструмент привлечения клиентов – ставка тарифов. Нередко компании проводят маркетинговые акции, в которых предлагают подписать контракт с компанией на 5 лет и получить скидку или фиксированную ставку на все 5 лет.
Регулирующие органы в европейских странах не допускают появления монополий на рынке предоставления услуг ЖКХ – ни среди поставщиков газа, ни воды, ни электроэнергии.
Государством осуществляется очень четкий и жесткий контроль для предотвращения мошенничества и краж. Все поставщики на рынке обязаны проходить полный аудит у независимых компаний, а результаты аудита должны быть опубликованы и находятся в открытом доступе.
В России владелец недвижимости не обладает возможностью выбирать поставщика тех или иных услуг ЖКХ – на рынке установлена естественная монополия, которая и порождает беспрерывный рост тарифов. Все услуги централизованные.
Если сравнить соотношение средней заработной платы и стоимости услуг ЖКХ, то окажется, что европейцы и американцы отдают ежемесячно 5-10 процентов доходов. Жители России отдают от 10 до 50 процентов.
В Болгарии одни из самых демократичных коммунальных тарифов за рубежом. 1 кВт электроэнергии стоит там 4 рубля , 1 куб. м воды - 0,7 рублей.
В Испании затраты на воду составляют около 644 рублей в месяц. Подобная схема оплаты действует и за свет: абонентская плата плюс 0,12 рублей за каждый потребленный киловатт.
Счета за электроэнергию собственникам в Испании присылают каждые два месяца, за воду - каждые три. Владельцам по почте отправляют квитанцию, в которой указаны объемы потребленных ресурсов или услуг и их стоимость.
В Италии владелец недвижимости платит за электричество 738 рублей в год: абонентскую плату плюс показания счетчика, за воду - порядка 779 рублей в год.
Стоимость коммунальных услуг за границей зависит от объема потребляемых услуг, площади недвижимости, времени суток, а также тарифной политики каждого муниципалитета в стране.
Черногории свет стоит 6 центов за 1 кВт в период с 23:00 до 7:00 и около 8 центов в остальное время суток.
В Турции цена 1 кВт электроэнергии также зависит от времени суток: с 17.00 до 22.00 - 0,11 рублей за кВт/ч, с 22.00 до 06.00 - 0,03 рублей за кВт/ч, с 06.00 до 17.00 - 0,06 рублей за кВт/ч.
В Турции самая дешевая электроэнергия. (135 рублей в месяц).
На втором месте по доступности - Болгария.(170 рублей в месяц).
Самой дорогой страной с точки зрения электричества является Таиланд.
(560 рублей в месяц).
Самая доступная вода - в Испании, самая дорогая - в Хорватии и на Кипре.
За воду на острове взимается фиксированная плата в размере 7-8 кипрских фунтов (765 рублей). В данном случае цены рассчитываются по прогрессивной шкале.
Вода в Хорватии тарифицируется в зависимости от объема потребления. В среднем с жилого объекта выходит 56-136 рублей в месяц.
Украинцы платят меньше за электроэнергию, чем россияне. В Киеве стоимость 1 киловатта электроэнергии составляет порядка 76 копеек, то в Москве 2,66 рублей за киловатт.
В Армении плата
за 1 киловатт электроэнергии
В Казахстане плата за 1 кубометр газа для населения составляет 2,1 рубля, а на Украине — 3,3 рублей за 1 кубометр.
Лидером по стоимости газа является Швеция, где жители платят по 45,5 рублей за кубический метр. На втором месте — Дания, где 1 кубометр газа обойдется жителям в 45,2 рубля, а в Италии 32,8 рубля за 1 кубический метр.
В Германии стоимость стоков составляет порядка 3,22 рубля за кубический метр. За холодную воду в среднем жители страны платят всего 276-300 рублей в год.
Стоимость электричества различна в зависимости от страны. В Болгарии, за 1 киловатт энергии придется заплатить 0,01 рубля.
В Черногории тарифы меняются в зависимости от времени суток — ночью электроэнергия стоит 0,06 рублей, днем — 0,08 рублей.
В Испании жители платят также 0,08 рублей за 1 киловатт по счетчику за потребленную электроэнергию, однако доплачивают еще 0,54 рублей в месяц в качестве платы.
В некоторых странах (ОАЭ, Кувейт, Ливия) местное население "освобождено" от коммунальных платежей - расходы берёт на себя государство.
В СССР квартплата вместе с коммунальными услугами составляла примерно 4% от бюджета семьи. Среднестатистический европеец тратит на коммунальные расходы около 8% от потребительских расходов.
В США доля расходов по оплате жилья и коммунальных услуг 25,8%
В Украине в 2012 на коммунальные услуги тратили 7,7% семейного бюджета. В Эстонии - примерно 20% от общих расходов, в Латвии - свыше 30%, в Литве
- свыше 50%.
В России - разная ситуация по регионам - среднестатистический житель страны в 2011 платил за услуги ЖКХ 11,8% от всех своих расходов. Рост тарифов в 2012 был определён правительством на уровне не выше 15% к уровню 2011.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц за период с 2011 по 2012 год сумма платежей увеличилась на 40% .
Рис.14 Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц.
Слабости отрасли ЖКХ в России:
Рост тарифов в России может привести к тому, что российские тарифы приблизятся к тарифам в более благополучных европейских странах, а качество услуг останется прежним.
2.3Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики
Вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений. Главная цель реформы – это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление.
Население страны часто не знает, за что должно платить и за что не должно. Этим и пользуются нерадивые сотрудники управляющих компаний.
Жилищно-коммунальная реформа – это комплекс организационно-технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на достижение баланса интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
Основными
способами достижения целей