Анализ занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Занятость – это цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Вложенные файлы: 1 файл

кур.р. Экономика.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

      Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2010 год по сравнению с 2009 годом (1,77млн. чел.) уменьшилась на 206тыс. человек и составила 1,56млн. человек, или 2,1% экономически активного населения.

      В 2010 году ежемесячно более 1,3млн. безработных граждан получали пособие по безработице.

      По  уровню безработицы в России лидирует Чечня – число безработных свыше 313тыс. человек. Следом идут Алтайский край (59,4), Дагестан (53,3тыс.), Кабардино-Балкария (39тыс.), Красноярский край (36,3тыс.) и Приморский край (35,1тыс.).

      Не  менее остро по абсолютным показателям  стоит проблема трудоустройства  безработных Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ростовской области и Ставропольского  края. Во всех республиках Северного  Кавказа безработица носит затяжной характер – большинство безработных ищут работу более 10мес. Самая тяжелая ситуация наблюдается в Чечне, где безработица остается на угрожающе рекордном уровне. Стоит отметить, что это не мешает республиканским властям привлекать на строительство рабочих из других регионов РФ.

      Первоначально основную массу безработных в  России составляют женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.

      В России среднегодовой уровень безработицы  понизился в 2010г. до 4% численности рабочей силы по сравнению с 4,2% в 2009г. и являлся минимальным с 2008г. Коэффициент загрузки производственных мощностей достиг 82,1%.

      Процесс рассасывания безработицы, который  наблюдался в России с развитой рыночной экономикой в 2010 году, носил во многом «рваный» характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов экономического развития первыми покидают ряды безработных наиболее квалифицированные кадры.

      В России в удельный вес безработных  среди менеджеров и специалистов снизился в 2010г. по сравнению с предыдущим годом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на 18,1%, в то время как среди работников сферы услуг – на 4%, квалифицированных рабочих – на 5,2%, неквалифицированных – на 3,3%.

      Возможность трудоустройства для лиц с  низким уровнем образования и  профессиональной подготовки даже в условиях экономического подъема остается весьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работники составляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжает увеличиваться.

      Структура безработицы в России заключается в том что, несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди до 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы. К этим проблемам следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями государственной политики занятости.

      Для экономики России переход к рынку  будет означать резкий поворот к  естественной безработице. Естественный уровень безработицы будет свидетельствовать  о том, что заработал рынок рабочей силы, т.е. освободился от неоправданного государственного вмешательства (см. табл. 5).11 
 
 
 
 

Таблица 5 – Распределение численности безработных по возрастным группам (в % к итогу)

Год Возраст
до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72
2006 100 11,5 18 13,9 14,4 14 11 7,6 4,2 4
2007 100 8,8 17,9 12,4 12 12,9 13,6 10,5 6,7 2,6
2008 100 10,1 18,8 12,8 11,1 11,3 12,1 11 7,8 2,8
2009 100 10,5 17,9 13 11,3 9,5 11,2 11,6 9 3,6
2010 100 9,5 21,6 13,9 9,3 10 10 12,2 8,4 3,8
Мужчины
2006 100 10,1 18,4 14,2 14,6 14,6 11 7,3 3,8 4,5
2007 100 8,9 17,9 13,1 11,9 12,4 13,5 10,7 6,2 3
2008 100 9,9 19,1 13,5 11,3 11,4 12,2 10,1 7,2 3
2009 100 10,3 19,5 12,7 11,5 9 11,8 10,9 8,1 4,1
2010 100 8,8 21,9 14,4 9,1 10,7 9,3 12,5 7,9 4,1
Женщины
2006 100 13,1 17,5 13,5 14,2 13,2 10,9 8 4,6 3,4
2007 100 8,7 18 11,4 12,1 13,5 13,7 10,3 7,3 2
2008 100 10,3 18,4 11,9 10,9 11,2 12 12 8,4 2,4
2009 100 10,8 16 13,4 11,1 10,1 10,4 12,5 10 3
2010 100 10,4 21,3 13,3 9,6 9,2 10,7 11,9 9 3,6

 

      В соответствии с данными представленными  в табл. 5 безработица – относительно новый для России феномен. Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

      Однако  на рынке труда РФ продолжают доминировать проблемы несбалансированности спроса и предложения рабочей силы, что не позволяет выбрать подходящий вариант работы всем желающим (см. рис. 1).12 

 

      Рис. 1. Уровень безработицы в России в 2010 году 

      Безработица в России  оказывает очень сильное влияние на уровень заработной платы, которая подчиняется общим закономерностям взаимодействия спроса и предложения на товары любого вида.

      По данным 2010г., каждый второй безработный в России стремится приспособиться к наличным социально-экономическим условиям. Ориентированное на перспективу адаптивное поведение демонстрирует только каждый четвертый безработный, готовый и стремящийся к поиску работы в широком поле профессиональных возможностей (см. табл. 6).13 
 

Таблица 6 – Распределение численности безработных по наличию опыта работы, причинам незанятости и полу в 2010 году

Показатель Всего, тыс. человек в том числе:
мужчины женщины
Общая численность безработных – всего 40 18,5 21,5
Имеют опыт работы 25,1 12,7 12,4
Их  них оставили прежнее место работы в связи с:

   сокращением штата, ликвидацией предприятия

   увольнением по собственному  желанию

   окончанием срока действия трудового  договора

 
 
 
9,9 

6,6 

2

 
 
 
3,9 

3,7 

0,9

 
 
 
6 

2,9 

1,1

Не  имеют опыта работы 14,9 5,8 9,1

 

      В соответствии с данными представленными в табл. 6, обратной стороной проявления безработицы в экономике России является значительное ухудшение показателей экономической деятельности. Отсюда актуальность вопроса:  что же в большей степени представляет собой безработица – «социальный амортизатор» или экономический тормоз?»

      Таким образом, проанализировав развитие уровня занятости и безработицы в России можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении занятости и безработицы необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры.

 

Заключение

 

     По  данной работе можно сделать следующие  выводы:

  1. Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций.
  2. Проанализировав развитие уровня занятости и безработицы в России можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении занятости и безработицы необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры.

     Напряженная ситуация, сложившаяся в сфере занятости России обуславливает необходимость разработки и реализации специальной программы создания новых рабочих мест. Необходимость её разработки является важнейшей целью местного самоуправления.

     Процесс создания рабочих мест включает в себя одно из решений – выбор отрасли, в которой будут создаваться рабочие места, в механизме их создания срабатывает так называемый эффект мультипликатора: создание одного рабочего места приводит к созданию некоторого количества дополнительных мест работы в других отраслях или так называемые сопряженные рабочие места, которые рассчитываются через коэффициент сопряженности.

     Программа реализации созданных рабочих мест занимает особое место в управлении взаимодействия рынков рабочей силы различных уровней. Для их реализации должны привлекаться не только средства государственного бюджета, но и средства региональных инвестиционных программ, в том числе – частных предпринимателей. В рамках программ создания новых рабочих мест может быть достигнуто согласование экономических интересов государства и частного бизнеса, лежащие в плоскости производства и в сфере занятости. Местные органы власти, финансирующие программы за счет бюджетных средств, должны быть уверены в социально-экономической целесообразности своих действий.

     Развитие  механизмов создания новых рабочих  мест должно осуществляться с учетом мирового опыта эффективного решения  проблем занятости на основе: обеспечения  координации целей и инструментов реализации федеральной, региональной и местной политики занятости населения; концентрации усилий на осуществлении комплексной, структурной модернизации производственного потенциала территории; регулирования процесса приспособления рынка труда к структурным изменениям в экономике территории; государственных и иных финансовых инструментов реализации целевых местных программ, действующих на согласованной основе и имеющих долгосрочный, целевой, селективный характер. Разработка организационно-экономического механизма создания новых рабочих мест, позволит, обеспечит долговременную занятость трудовых ресурсов.

     Таким образом, ситуация на российском рынке труда за последние годы хоть несколько и улучшилась, но полноценного, развитого рынка труда в России ещё нет. Отсюда вытекает множество проблем таких как, массовая бедность, банкротство предприятий из-за спада производства и неконкурентоспособности их продукции и др. Также снижение безработицы происходит отчасти из-за работы части населения мелких городов на предприятиях более крупных городов, что увеличивает транспортные затраты населения.

 

Список  литературы

 
    1. Конституция РФ/М.: «Эксмо», 2011. – 32 с.
    2. Федеральный закон РФ «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991г. (в ред. от 27.07.2010г.)//Справочная система Гарант.
    3. Абакумов Н. Н. Безработица и самозанятость. – М., 2006
    4. Автономов В.С. Экономика/М.: «Вита-пресс», 2011. – 240 с.
    5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория/М.: «Эксмо», 2011. – 736 с.
    6. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Юнити-ДАНА, 2007
    7. Гусаров В.М. Теория Статистики: Учебное пособие для вузов. – М: Аудит, Издательское объединение «ЮНИТИ», 2008
    8. Дятликович В. Жизнь без работы// Русский репортер. № 44. 20.11.2008.
    9. Журнал «Вопросы статистики» 2008г.№9.
    10. Елисеева И.А. Статистика: Учебник – М: Проспект, 2005.
    11. Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007
    12. Кокшаров А. Перегрев российского рынка труда – 2010//«Эксперт». – 2011. – № 2. – С. 16-18.
    13. Курышева С.В., Кашина О.Н. Статистическое изучение занятости и безработицы: Текст лекций – Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2006.
    14. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю., Каньковская А.Р. Основы экономики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007
    15. Ляховская Н. Обзор российского рынка труда// Коммерсант-Деньги. 14.08.2008
    16. Малаева М.И. «Региональная экономика: теории и практика» -2010 №1.
    17. Малеева Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста//«Человек и труд». – 2011. – № 1. – С. 26-31.
    18. Матыцина Н. Обеспечение занятости населения//«Экономист». – 2010. – № 4. – С. 20-37.
    19. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения//«Трудовое право». – 2011. – № 1. – С. 40-41.
    20. Одинцова А. «Человек и труд»- 2009- №9.
    21. Попов А.Д. «Вопросы статистики»- 2009-№2.
    22. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М.: Росстат, 2008
    23. Российский статистический ежегодник 2009,М.-Росстат.
    24. Соколова Г. Н. Структура занятости и безработица: проблемы и тенденции//«Экономика и жизнь». – 2011. – № 1. – С. 7-9.
    25. Староверова Е. Три ключевые проблемы российского рынка труда// Труд. 29.08.2008.
    26. Статистика учебник для вузов по редакцией Елисеевой И.И.,2008.
    27. «Статистика, электронный учебник» Назаров М.Г., М.Кнорус .2008.
    28. Экономическая статистика,2-е изд., доп.: Учебник / Под. ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2007.
    29. Всемирный банк опубликовал прогнозы по безработице в России// www.rabotagrad.ru
    30. Массовые увольнения усиливают недовольство работников// Институт глобализации и социлаьных движений. http://www.igso.ru
    31. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[Электронный ресурс]//Режим доступа: www.hri.ru
    32. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации, февраль, 2008 г.//Министерство экономического развития и торговли РФ// http://www.budgetrf.ru
    33. О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в I полугодии 2008 года// www.rosttud.ru
    34. Россия в цифрах 2009», краткий статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики (Росстат).М-2009.http:// www.gks.ru
    35. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
    36. Филь М.С. Рынок труда в России: новый объект государственной политики?// http://www.superjob.ru

Информация о работе Анализ занятости населения