Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Вышеизложенное определяет актуальность темы работы. Целью данной работы является разработка путей повышения конкурентоспособности компании Хейнекен в современных условиях пивного рынка в России.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
определить составляющие конкурентоспособности товара,
изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара:

Содержание

Введение
1.Теоритические основы совершенствования конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность конкурентоспособности
1.2 Сравнительная характеристика методик оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ ключевых факторов конкурентоспособности.
3. Технико-экономический анализ деятельности предприятия
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МДКП.docx

— 111.19 Кб (Скачать файл)

Пенообразование пива характеризуется высотой пены в миллиметрах и стойкостью пены в минутах. Бутылочное пиво оценивается 5 баллами с минимальной высотой пены 40 мм и стойкостью 4 минуты. Четырьмя баллами – соответственно 30 мм и 3 минуты, тремя баллами – 20 мм и 2 минуты, двумя баллами – 10 мм и 1 минута.

При суммировании баллов по всем параметрам пиво, получившее 22-25 баллов, считается отличного качества, 19-21 балл – хорошего, 13-18 баллов – удовлетворительного, при 12 баллах и ниже –плохого качества.

 

Марки пива

Во всем мире можно выделить несколько десятков марок пива, имеющих существенные различия в составе и вкусе. Разрабатывать новую марку пива очень непросто, так как рамки для деятельности в этом отношении очень узки, а выйти за них – значит произвести родственный пиву напиток, но не пиво. Тем не менее, марок пива чрезвычайно много и их количество стремительно растет, в том числе и в нашей стране. Нередко отличить одну марку пива от другой не представляется возможным, тем более при использовании разного качества сырья, что относится к отечественному пивоварению. В странах, где имеется огромное число марок пива, часто они отличаются лишь этикетками на бутылках.

Многие марки пива производятся заводами периодически, к определенным событиям, или о них вовсе забывают, что, в основном, связано с недостатком или отсутствием необходимого сырья, различных добавок для рецептуры определенной марки пива, или технологический цикл его производства требует длительного времени в отличие от других, более выгодных в этом отношении, марок.

Учитывая критерии, используемые для оценки пива специалистами, а также руководствуясь данными опросов, можно выделить следующие основные характеристики пива, имеющие значение для выбора маркетинговой политики:

    • тип (светлое, темное);
    • крепость (крепкое, легкое);
    • плотность (легкое, тяжелое);
    • вкус; аромат; хмелевая горечь (все вместе – качество);
    • престиж;
    • упаковка (бутылка, банка);
    • объем упаковки (малый, средний, большой).

Кроме того, некоторых потребителей интересуют следующие качества:

    • известность марки;
    • наличие консервантов (в составе пива консерванты обычно отсутствуют, либо не указываются), однако существует стойкое мнение по этому поводу.

Пиво является товаром массового спроса, доступным по цене практически всем слоям населения (за исключением находящихся далеко за чертой бедности).

В случае с пивом понятия потенциального рынка, доступного рынка и квалифицированного доступного рынка фактически равнозначны. Целевым рынком пивных компаний с некоторой долей условности (т.е. в рамках данной курсовой работы) можно считать часть потенциального рынка, состоящую из потребителей, покупающих пиво относительно регулярно.

Рынки проникновения пивных компаний отличаются друг от друга несущественно.

Среди производителей пива в настоящее время более сильна неценовая конкуренция, чем ценовая. Небольшие различия в ценах объясняются скорее объективными условиями, нежели маркетинговой политикой компаний.

Например, продукция компании «Хейнекен» в Петербурге стоит несколько дешевле, чем «Балтика», а в Москве – наоборот, что объясняется транспортными расходами.

Пиво является товаром, относительно которого потребитель обладает средней лояльностью. Например, если потребитель предпочитает пиво определенной марки, а этой марки не окажется в выбранной им торговой точке, он, скорее всего, купит любимую марку в другой точке. Ситуацию, при которой искомой марки не окажется в ближайшем районе, представить трудно. Но если такая ситуация вдруг возникнет, то скорее всего, потребитель купит пиво другой марки.

Целевой сегмент рынка пивных компаний можно определить по следующим признакам:

  • по возрасту – лица от 18 до 50 лет, особое внимание уделяется группам от 18 до 25 лет и 30-40 лет;
  • по полу – преимущественно мужчины, однако, рынок пива именно Петербурга составляют и женщины;
  • по социальному статусу – рабочие, служащие, студенты;
  • по образу жизни  - люди, ценящие хороший отдых в компании.

Представляет интерес сегментирование рынка пива по интенсивности потребления.

Пиво является популярным напитком. Отметим, что мужчины настроены более лояльно к этому продукту, чем женщины: 74,8% мужчин ответили, что любят пиво, только незначительная их часть (1,6%) относится к нему негативно, в то время как 10,5% опрошенных женщин не любят данный напиток. Однако большинство (53,4%) женщин отметили свое положительное отношение к этому продукту.

Исследование потребителей показало, что существуют гендерные особенности потребления пива. Так, женщины не часто употребляют этот напиток. Для мужчин более характерно употреблять пиво несколько раз в неделю, при этом мужчин, выпивающих этот напиток 1 раз в неделю, всего на 4,6 процентного пункта больше. Доля женщин, потребляющих за 1 раз 1 бутылку, больше в 2,2 раза, чем мужчин, а потребляющих 3—4 бутылки — соответственно меньше в 3,8 раза.

Некоторое подорожание пива, обусловленное кризисной ситуацией в России, в некоторой степени оказало влияние на потребление: в целом 20,8% респондентов немного снизили потребление, 8,6% стали покупать меньше этого напитка и 4,5% — гораздо меньше. При этом ответы опрошенных различаются по городам. Наиболее чувствительными к цене оказались жители г.Сибай и Магнитогорская область. Для основной же массы потребителей некоторое увеличение цен не оказало никакого влияния на характер их потребления пива. Это объясняется тем, что цена на данный напиток повышалась в среднем на 10—20 копеек за две декады; пиво не является дорогим продуктом, поэтому небольшой рост цен на него не так заметен для бюджета семьи по сравнению с более дорогостоящими товарами. До кризиса можно было утверждать, что российский рынок пива выходит на тот уровень развития, когда цена перестает быть определяющей характеристикой, а наиболее важными становятся качество пива и реклама. Однако в условиях ухудшения уровня жизни ценовой фактор снова возвращается на ведущие позиции при формировании потребительского предпочтения.

Подавляющее большинство респондентов предпочитают пиво отечественного производства. Основная часть респондентов предпочитают светлые сорта пива, причем женщин, сделавших такой выбор, на 30,3% больше, чем мужчин.

Данные о предпочтении потребителями тех или иных сортов пива, представленных на рынке г. Волгограда, были получены и систематизированы на основе вопросов анкеты: «Какие сорта пива Вам больше нравятся?» и «Почему именно эти сорта пива являются Вашими любимыми?» По этим данным можно сделать вывод, что наиболее предпочитаемыми, а следовательно, конкурентоспособными сортами являются: «Шихан», «Седой Урал», «Три медведя», «Охота» производимые ООО «Хейнекен Коммерческий Сервис». Предпочтение разных сортов «Балтики» ощутимо меньше потребления последних. Импортные сорта выбрали 14—15% опрошенных. Опрос проводился торговыми представителями компании Хейнекен среди продавцов, индивидуальных предпринимателей и покупателей данной продукции. Всего в опросе участвовали 100 чел.

Среди причин выбора сортов пива компании Хейнекен потребители указали следующие: удовлетворяет вкус пива — от 42,8% у «Жигулевского» до 53% у «Шихана» и «Седого Урала», доступная цена — от 19,2% у «Шихана» до 12,8% у «Крепкого». В качестве других причин назывались: патриотизм, оптимальное содержание алкоголя, хороший имидж, традиционность.

Главными конкурентными преимуществами ОАО "Пивоваренная компания "Хейнекен" являются:

    • диверсифицированный портфель брендов, продукция представлена практически во всех ценовых сегментах рынка - от лицензионного до дешевого;
    • создание и продвижение новых сортов продукции; 
      высокий уровень качества продукции, полностью соответствующей мировым стандартам;
    • высокий технологический уровень производства, внедрение инновационных решений и новых технологий;
    • совершенствование системы корпоративного управления, внедрение программы экономии издержек, реорганизация дистрибьюторской сети, активная маркетинговая и рекламная политики, укрепление имиджа торговых брендов;
    • постоянное расширение географии поставок, развитие дистрибьюторской сети.

Дистрибьюторская сеть состоит из 30 сбытовых подразделений. Компания направляет средства на расширение сети и повышение уровня оснащенности структурных единиц (складские помещения, транспорт, автоматизация процессов). Помимо сбытовых подразделений уже в 90 городах созданы отдельные представительства со штатом мерчендайзеров, супервайзеров и менеджеров по работе с дистрибьюторами. "Хейнекен" - единственная пивоваренная компания в России, которая перевозит подавляющий объем продукции в собственном подвижном составе, ее личный ж/д парк состоит из 200 вагонов, что превосходит количество "Балтика" в 4 раза.; 
использование системы кросс-брюинга. За счёт такового перекрестного производства "Хейнекен" экономит на логистике и увеличивает реализации своих марок в регионах; развитие экспортного направления, активное освоение новых перспективных рынков; высокий уровень квалификации персонала; наличие современного железнодорожного и автотранспортного парка.

 

3. Технико-экономический анализ деятельности предприятия

При оценке финансово-экономического состояния предприятия в бизнес-плане рекомендуется выполнить анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и его финансового состояния.

Анализ необходимо проводить на основе данных финансовой отчетности предприятия с использованием совокупности технико-экономических и финансовых показателей за 3 последних года.

Анализ финансового состояния предприятия включает в себя следующие основные разделы:

1) структуру активов и пассивов;

2) анализ имущественного положения;

3) финансовую устойчивость;

4) анализ оборачиваемости средств предприятия;

5) рентабельность капитала и продаж;

6) эффект финансового рычага;

7) эффект производственного рычага;

8) определение формы экономического роста предприятия.

По всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ финансовых и экономических показателей.

Важнейшим источником информации для хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего анализа балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей.

Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать данные оперативного учета, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных фирм по оценке.

При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей.

Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.

При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Государственная программа «Качество на 2005-2007гг.», Мн: Госстандарт,2004.
    2. Указ Президента РБ № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)» от 20 мая 2008.// Сбор декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ, Мн.,2006.№15.
    3. Козлов Е.Н. Товар и товарная политика.// Экономика строительства.2007№1.
    4. Ковалев В.Р. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М, 2008.
    5. Барнгольц О.Б.Экономический анализ хозяйственной деятельности  предприятий и объединений. М,2005.
    6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М: Филипресс, 2006г.
    7. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.:АО     Бизнес-школа»Интел-синтез».1995.203с.
    8. Магомедов Ш.Л. Определение показателей конкурентоспособности товаров // СТК.2004.№9.С.78-79.
    9. Печенкин А,.Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг.2006.№2.С.23-26
    10. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ: Учебное пособие. - М.: Контакт, 2005.
    11. Годин А.М. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Прогресс, 2003.

            12.  Ахматова М., Попов Е. Теоретические  модели конкурентоспособности    / Маркетинг. №4, 2003

      13. В.А. Мошнов, Комплесная оценка конкурентоспособности. // Корпоративный менеджмент, 2002 
      14. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Издательство "Корпорация технологий продвижения", 2000 
       15. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей - СПб: Питер Ком, 1999 
       16. www.heineken.ru 
       17. http://www.v8.1c.ru/news/newsAbout. jsp? id=2035, "Микротест" и Heineken: российское решение для международного бизнеса" 
       18. http://www.pivnoe-delo.com/index. php? id=5947, Россия. Heineken и  BBH поработали вместе над сокращением дистрибуторов 

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия