Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты налогов как инструмента государственного регулирования экономики 5
1.1 Сущность и принципы, элементы налогов 5
1.2 Виды налоговой системы и налогов, их функции 13
1.3. Федеральные налоги и сборы…………………………………………18
1.4. Региональные налоги…………………………………………………..21
1.5. Современная налоговая системе России……………………………..23
2. Транспортный налог 30
2.1 Объект налогообложения 30
2.2 Налогоплательщики 32
2.3 Налоговая база, налоговые ставки, определение категории автомобилей 34
2.4 Налоговый и отчетный периоды. Уплата налога. Отчетность 38
Заключение 41
- лица, производящие выплаты физическим лицам;
- организации, индивидуальные
предприниматели, физические
Налог на добычу полезных ископаемых. Природа России, богатство её недр и водоемов – это один из основных стратегических ресурсов нашего государства. Взимание платежей за их использование является важным источником пополнения федеральных и региональных бюджетов. Плательщики – организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр (ст. 334 НК РФ).
Водный налог. С 1 января 2007 года введен в действие Водный Кодекс, который устанавливает нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов. В соответствии со ст. 20 ВК, в РФ устанавливается плата за пользование водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. По договору водопользования, одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления – обязуется предоставить другой стороне водопользователю – водный объект или его часть в пользование, за плату. Плетельщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или основное водопользование в соответствии с действующим законодательством (ст. 333 п.8 НК РФ).
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Они относятся к федеральным налогам и, следовательно, обязательны к уплате на всей территории России. Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые подразделяются на две группы:
-использующие объекты
животного мира (кроме объектов
водных биологических ресурсов)
-использующие объекты
водных биологических ресурсов
во внутренних водах, в террито
Государственная пошлина. К числу налогов, подлежащих уплате на всей территории РФ, относится государственная пошлина. Сходство пошлин с налогами в том, что они также имеют принудительный характер. Различие же проявляется в том, что если плательщик налога не получает от государства встречного выполнения обязательств, то в результате исчисления пошлины будет получен особый эквивалент в виде определенной государственной услуги. Плательщиками пошлин признаются организации, физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, выступают ответчиками в судах, и при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством (ст. 333 п.17 НК РФ).
Налог на доходы физических лиц. Значимость этого налога в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений. Он наиболее полно отвечает одному из классических принципов налогообложения – принципу справедливости: его уплачивает тот, кто имеет доход. Плательщики налога:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- физические лица, не
являющиеся резидентами РФ, но
получающие доходы от
1.4. Региональные налоги.
Налог на имущество организаций. Представляет собой прямой подоходно – поимущественный регулярный сбор. Его сущность – изъятие в пользу государства некой доли усредненного дохода от использования облагаемого имущества. Таким образом, данный налог играет роль, своего рода, экономического стимула: с одной стороны, организация заинтересована в максимально активной и эффективной эксплуатации собственности, а с другой – вынуждена освобождаться от неиспользуемого имущества. Законодательные органы каждого субъекта Федерации обязаны принять закон, который определяя бы отдельные элементы этого налога (налоговые ставки, порядок и строки уплаты, налоговые льготы и основания для их использования) в рамках представленных федеральным законодательством полномочий (ст. 372 п.2 НК РФ). Плательщиками налога признаются:
- российские организации;
- иностранные организации,
осуществляющие деятельность в
РФ через постоянные
Налог на игорный бизнес. Этот налог для России является относительно новым и был введен в 1998 году. Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Транспортный налог. Налоговые платежи по транспортному налогу используется для финансирования строительства и эксплуатации сети дорог, расположенных на территории каждого субъекта Федерации. С 1 января 1992 года до января 2008 года на основании Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1579 – 1 «О Дорожных Фондах», дорожные фонды складировались из платежей по следующим налогам:
- на приобретение
- реализацию горюче – смазочных материалов;
- пользователей автомобильных дорог;
- налог с владельцев транспортных средств.
По мере совершенствования налоговой системы отдельные виды налогов были упразднены. Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства (ст. 358 НК РФ).
Как экономическая категория
налоги возникли еще несколько тысячелетий
назад и с момента
В целом налоговая система
Современная налоговая система
России централизована. В данном случае
следует различать
В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последние годы ряд существенных изменений. Во-первых, ликвидированы практически все низкодоходные и трудно администрируемые налоги. Во-вторых, обеспечена преемственность сохранения системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, налога на имущество, НДФЛ, налога на прибыль). В-третьих, снижена налоговая нагрузка на производителей. В-четвертых, существенно повышена эффективность налогового администрирования.
В России налоги на потребление и
социальные отчисления составляют в
сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических
лиц - менее 4% ВВП. Это позволяет отнести
ее к группе стран с невысокой
нагрузкой в части
Данное противоречие объясняется значительной ролью в российском бюджете экспортных пошлин и ресурсных налогов, на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, т.е. доходы от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Что касается реформирования
налоговой системы РФ, то принципиальные
изменения связаны с
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России и одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. Принятие данного документа должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, поскольку участники налоговых отношений могут определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Учитывая, что налог на добавленную стоимость является одним из важнейших источников доходов федерального бюджета, в плановом периоде предполагается продолжить работу по его совершенствованию, в частности в направлении упрощения администрирования данного налога. Прежде всего, такая работа касается оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.
В целях совершенствования процедуры возмещения НДС предполагается внести изменения в НК РФ, направленные на сокращение сроков возмещения НДС при осуществлении отдельных операций, которые облагаются налогом по нулевой ставке. В частности, целесообразно установить особый порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которых налог предъявлен к возмещению.
В плановом периоде также планируется внести ряд изменений, направленных на совершенствование НДФЛ. В целях упрощения работы, связанной с декларированием доходов налогоплательщиков, физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, предполагается освободить их от представления налоговой декларации. При этом для реализации права на получение налоговых вычетов требуется представление налоговой декларации.
Предполагается продолжить работу по законодательному уточнению перечня доходов, освобождаемых от налогообложения, который определен в статье 217 НК РФ.
Предполагается внести
изменения в налоговое
Информация о работе Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики