Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогов как инструмента государственного регулирования экономики 5
1.1 Сущность и принципы, элементы налогов 5
1.2 Виды налоговой системы и налогов, их функции 13
1.3. Федеральные налоги и сборы…………………………………………18
1.4. Региональные налоги…………………………………………………..21
1.5. Современная налоговая системе России……………………………..23
2. Транспортный налог 30
2.1 Объект налогообложения 30
2.2 Налогоплательщики 32
2.3 Налоговая база, налоговые ставки, определение категории автомобилей 34
2.4 Налоговый и отчетный периоды. Уплата налога. Отчетность 38
Заключение 41

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсак.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

- лица, производящие выплаты  физическим лицам;

- организации, индивидуальные  предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Налог на добычу полезных ископаемых. Природа России, богатство её недр и водоемов – это один из основных стратегических ресурсов нашего государства. Взимание платежей за их использование является важным источником пополнения федеральных и региональных бюджетов. Плательщики – организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр (ст. 334 НК РФ).

Водный налог. С 1 января 2007 года введен в действие Водный Кодекс, который устанавливает нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов. В соответствии со ст. 20 ВК, в РФ устанавливается плата за пользование водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. По договору водопользования, одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления – обязуется предоставить другой стороне водопользователю – водный объект или его часть в пользование, за плату. Плетельщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или основное водопользование в соответствии с действующим законодательством (ст. 333 п.8 НК РФ).

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Они относятся к федеральным налогам и, следовательно, обязательны к уплате на всей территории России. Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые подразделяются на две группы:

-использующие объекты  животного мира (кроме объектов  водных биологических ресурсов);

-использующие объекты  водных биологических ресурсов  во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районах архипелага Шпицберген.

Государственная пошлина. К числу налогов, подлежащих уплате на всей территории РФ, относится государственная пошлина. Сходство пошлин с налогами в том, что они также имеют принудительный характер. Различие же проявляется в том, что если плательщик налога не получает от государства встречного выполнения обязательств, то в результате  исчисления пошлины будет получен особый эквивалент в виде определенной государственной услуги. Плательщиками пошлин признаются организации, физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, выступают ответчиками в судах, и при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством (ст. 333 п.17 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц. Значимость этого налога в налоговой  политике определяется не только его  удельным весом в доходах  бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений. Он наиболее полно отвечает одному из классических принципов налогообложения – принципу справедливости: его уплачивает тот, кто имеет доход. Плательщики налога:

- физические лица, являющиеся  налоговыми резидентами РФ;

- физические лица, не  являющиеся резидентами РФ, но  получающие доходы от источников, расположенных на территории  России (ст. 207 НК РФ).

                  1.4. Региональные налоги.

Налог на имущество организаций. Представляет собой прямой подоходно  – поимущественный регулярный сбор. Его сущность – изъятие в пользу государства некой доли усредненного дохода от использования облагаемого имущества. Таким образом, данный налог играет роль, своего рода, экономического стимула: с одной стороны, организация заинтересована в максимально активной и эффективной эксплуатации собственности, а с другой – вынуждена освобождаться от неиспользуемого имущества. Законодательные органы каждого субъекта Федерации обязаны принять закон, который определяя бы отдельные элементы этого налога (налоговые ставки, порядок и строки уплаты, налоговые льготы и основания для их использования) в рамках представленных федеральным законодательством полномочий (ст. 372 п.2 НК РФ). Плательщиками налога признаются:

- российские организации;

- иностранные организации,  осуществляющие деятельность в  РФ через постоянные представительства  или имеющие в собственности  недвижимое имущество на территории  России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России.

Налог на игорный бизнес. Этот налог для России является относительно новым и был введен в 1998 году. Плательщиками  налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Транспортный налог. Налоговые  платежи по транспортному налогу используется для финансирования строительства  и эксплуатации сети дорог, расположенных  на территории каждого субъекта Федерации. С 1 января 1992 года  до января 2008 года на основании Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1579 – 1 «О Дорожных Фондах», дорожные фонды складировались из платежей по следующим налогам:

- на приобретение автотранспортных  средств;

- реализацию горюче – смазочных материалов;

- пользователей автомобильных  дорог;

- налог с владельцев  транспортных средств.

По мере совершенствования  налоговой системы отдельные  виды налогов были упразднены. Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства (ст. 358 НК РФ).

1.3. Современная налоговая системе России

 

Как экономическая категория  налоги возникли еще несколько тысячелетий  назад и с момента возникновения  государства стали необходимой частью экономических отношений. Многочисленные функции современного государства, бесспорно, требуют надежной финансовой базы, основным средством обеспечения которой являются налоги.

В целом налоговая система является одним из наиболее значимых инструментов экономической политики государства, поскольку она обеспечивает формирование доходной части бюджетов различных уровней и одновременно позволяет государству влиять на экономическое поведение налогоплательщиков путем законодательного введения или отмены налогов, изменения объектов налогообложения, размеров налоговых ставок, установления налоговых льгот и т.д. Так, например, в рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены значительные изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Современная налоговая система  России централизована. В данном случае следует различать централизацию  в зависимости от государственного устройства страны: налоговые системы  унитарных государств абсолютно  централизованы, а в федеративных - централизация относительна. В РФ федеральный законодатель устанавливает в НК РФ общие принципы налогообложения и формирования налоговой системы, в том числе исчерпывающий перечень налогов и сборов. НК РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, которая отражает федеративное устройство России. При этом перечень налогов и сборов всех уровней, содержащийся в НК РФ, является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последние годы ряд существенных изменений. Во-первых, ликвидированы практически все низкодоходные и трудно администрируемые налоги. Во-вторых, обеспечена преемственность сохранения системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, налога на имущество, НДФЛ, налога на прибыль). В-третьих, снижена налоговая нагрузка на производителей. В-четвертых, существенно повышена эффективность налогового администрирования.

В России налоги на потребление и  социальные отчисления составляют в  сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц - менее 4% ВВП. Это позволяет отнести  ее к группе стран с невысокой  нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35 - 37% ВВП.

Данное противоречие объясняется значительной ролью  в российском бюджете экспортных пошлин и ресурсных налогов, на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, т.е. доходы от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

Что касается реформирования налоговой системы РФ, то принципиальные изменения связаны с реформированием  ЕСН. С 1 января 2010 года ЕСН отменен  и вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". После 2000 года федеральный законодатель вновь вернул систему страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Безусловно, такие изменения существенно увеличивают нагрузку на предпринимательство. Это связано с более высокими тарифами, вводимыми новым Законом, отсутствием условия об учете в объекте обложения страховыми взносами выплат, относимых к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, отказом законодателя от применения регрессивной шкалы. Реформа ЕСН уже получила ряд негативных заключений, как со стороны юристов, так и со стороны экономистов.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России и одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. Принятие данного документа должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, поскольку участники налоговых отношений могут определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Учитывая, что налог  на добавленную стоимость является одним из важнейших источников доходов  федерального бюджета, в плановом периоде  предполагается продолжить работу по его совершенствованию, в частности в направлении упрощения администрирования данного налога. Прежде всего, такая работа касается оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

В целях совершенствования  процедуры возмещения НДС предполагается внести изменения в НК РФ, направленные на сокращение сроков возмещения НДС при осуществлении отдельных операций, которые облагаются налогом по нулевой ставке. В частности, целесообразно установить особый порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которых налог предъявлен к возмещению.

В плановом периоде также планируется внести ряд изменений, направленных на совершенствование НДФЛ. В целях упрощения работы, связанной с декларированием доходов налогоплательщиков, физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, предполагается освободить их от представления налоговой декларации. При этом для реализации права на получение налоговых вычетов требуется представление налоговой декларации.

Предполагается продолжить работу по законодательному уточнению  перечня доходов, освобождаемых от налогообложения, который определен в статье 217 НК РФ.

Предполагается внести изменения в налоговое законодательство в части уплаты НДФЛ в рамках концепции  создания международного финансового центра в Российской Федерации. Такие изменения должны быть направлены на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Так, например, планируется: ввести налоговый вычет в размере до 1 млн. рублей при реализации ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, при условии, что данные ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика более 1 года; предусмотреть возможность переноса на будущее убытков физических лиц, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами; закрепить в НК РФ порядок налогообложения физических лиц при осуществлении ими сделок РЕПО и осуществлении займа ценными бумагами; расширить перечень финансовых инструментов срочных сделок, налогообложение которых регламентируется статьей 214.1 НК РФ, а также соответствующего перечня базовых активов финансовых инструментов срочных сделок. Кроме того, планируется ряд мер, направленных на совершенствование налогообложения при обмене физическими лицами паев паевых инвестиционных фондов и совершении иных операций с паями, а также при получении купонного дохода по облигациям. Предполагается законодательно закрепить сложившийся подход к налогообложению операций физических лиц с российскими депозитарными расписками, а также конкретизировать правила налогообложения при осуществлении операций по конвертации американских депозитарных расписок (ADR) и глобальных депозитарных расписок (GDR) в акции и из акций обратно в депозитарные расписки.

Информация о работе Анализ налогов как инструмента государственного регулирования экономики