Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:26, доклад
Краткое описание
Современное состояние экономики, возрас-
тающая роль государственного регулирования,
динамичность протекающих процессов требу-
ют быстрой и адекватной реакции на происхо-
дящие изменения. В этих условиях возрастает
роль исследований природы провалов государ-
ства. Анализ провалов на основе представлен-
ных в экономической литературе теорий и гипо-
тез позволяет выбрать наиболее адекватный вид
модели оценки потерь общества, применимый
для условий трансформируемой экономики.
Провалы государства менее изучены, чем
провалы рынка. Говорить о провалах госу-
дарства в чистом виде начали только в начале
XX в. Теория провалов государства была озву-
в.
Вложенные файлы: 1 файл
Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208).
Экономика. Вып. 29. С. 12–16.
О. В. Архипова
АНАЛИЗ ПРОВАЛОВ ГОСУДАРСТВА И ПРОВАЛОВ РЫНКА
В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ
Исследованы провалы государства и рынка, проведён их сравнительный анализ; выявлены сход-
ства и различия, а также моменты положительного взаимодействия.
Ключевые слова: агентские отношения, асимметричная информация, бюрократия, бюрократи-
ческая монополия, внешние эффекты, естественная монополия, институт, общественные блага,
общественные потери, рента, провалы государства, провалы рынка.
Современное состояние экономики, возрас-
тающая роль государственного регулирования,
динамичность протекающих процессов требу-
ют быстрой и адекватной реакции на происхо-
дящие изменения. В этих условиях возрастает
роль исследований природы провалов государ-
ства. Анализ провалов на основе представлен-
ных в экономической литературе теорий и гипо-
тез позволяет выбрать наиболее адекватный вид
модели оценки потерь общества, применимый
для условий трансформируемой экономики.
Провалы государства менее изучены, чем
провалы рынка. Говорить о провалах госу-
дарства в чистом виде начали только в начале
XX в. Теория провалов государства была озву-
в. Теория провалов государства была озву-
чена в рамках теории общественного выбора.
Теория общественного выбора — это направле-
ние экономического империализма, где с помо-
щью методологии неоклассической экономиче-
ской теории изучаются политические процессы.
Созданная в 1960-х гг. как часть экономической
науки, которая занималась проблемами налого-
обложения и государственных расходов, теория
общественного выбора в дальнейшем значитель-
но расширила область своего анализа и в дан-
ный момент может рассматриваться как эконо-
мическая теория политики. Именно в разрезе
общественного сектора мы и проанализируем
провалы государства и рынка в сравнительной
форме.
Необходимость государственного вмешатель-
ства в экономику обосновывалась на теории изъ-
янов (провалов) рынка. Предполагалось, что не-
эффективность рыночного механизма должна
быть компенсирована механизмом государствен-
ного регулирования экономики, функциониро-
ванием общественного сектора. В самом общем
виде изъян рынка представляет собой неспособ-
ность конкурентной среды в той или иной си-
туации реализовать эффективность по Парето.
Точно так же изъян государства — это неспо-
собность государственного сектора реализо-
вать эффективность по Парето. Изъян (провал)
государства возникает в результате действий
государства, приводящих к неэффективности,
неэффективному результату. Эффективность
общественного сектора предполагает, что госу-
дарство должно совершать некие действия, ве-
дущие к Парето-эффективности, т. е. к Парето-
улучшениям. Таким образом, применяя понятие
Парето-улучшения, определим, что такое про-
вал государства.
Неэффективность общественного сектора (го-
сударства) означает, что в данной ситуации,
возникшей в результате действий государства,
не достигнут Парето-оптимум, т. е. ещё возмож-
ны изменения, ведущие к Парето-улучшению.
Государство иногда является нейтрализатором
рыночных провалов, а рынок, наоборот,— госу-
дарственных. В такой ситуации, чтобы понять
природу государственных провалов, необходимо
изучить их в сравнении с рыночными провалами
и определить, где государственное вмешатель-
ство необходимо, а где его стоит ограничить.
Поэтому рассмотрим государство, его достоин-
ства и недостатки в сравнении с рынком.
Начнём с проблемы производства обществен-
ных благ, несомненно, являющейся довольно
ярким примером провала рынка. Общественные
блага людям необходимы, но, считая, что эти
блага можно получить бесплатно или вовсе
обойтись без них, никто не хочет за них платить,
вследствие чего отсутствует рыночный спрос
на данные блага. Это так называемая проблема
фрирайдера — незаплатившего за блага невоз-
можно исключить из списка потребителей дан-
ного блага (например, если человек не заплатил
за фейерверк, он всё рано может его посмотреть).
В данном вопросе на помощь приходит государ-
ство и организовывает производство данного
Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме
13
блага либо на государственных предприяти-
ях, либо с привлечением частных производи-
телей через систему государственных закупок,
где оплатой служат средства, полученные пу-
тём налогообложения граждан. Можно сделать
вывод о том, что проблема производства обще-
ственных благ является изъяном рынка, но до-
стоинством государства.
Далее, рассмотрим проблему наличия внеш-
них эффектов. Внешние эффекты — это издерж-
ки и выгоды, которые несут или получают лица,
не участвовующие в рыночной сделке, так на-
зываемые третьи лица. Данные эффекты ока-
зывают своё воздействие (отрицательное либо
положительное) на потребителей и производи-
телей, изначально не вовлечённых в процесс
производства и купли-продажи данного това-
ра. Например, металлургическое предприятие
ежедневно осуществляет загрязняющие выбро-
сы в атмосферу, в результате чего болеют люди,
гибнут растения. На исправление данных по-
следствий требуются денежные средства, кото-
рые было бы негде взять, если бы государство
не брало налог за загрязнение окружающей сре-
ды: предприятие, не включив данные издержки
в стоимость своей продукции, занизило бы её
цену, вследствие чего возникли бы потери для
общества. Таким образом, через систему нало-
гообложения государство получает налог за за-
грязнение окружающей среды и может напра-
вить эти средства на очистные и восстанови-
тельные мероприятия, а предприятие, в свою
очередь, обязательно включит данные издержки
в стоимость своей продукции. В данном случае,
мы опять видим изъян рынка, исправленный го-
сударством.
Рассмотрим ещё один изъян государства, яв-
ляющийся следствием асимметричности инфор-
мации на рынке. Классическим примером может
служить частная клиника, где, пользуясь отсут-
ствием информации у клиентов, врачи могут на-
меренно предлагать им более дорогостоящие
и менее эффективные методы лечения в надежде
максимизировать свою прибыль. В данном слу-
чае проблема решается, если государство берёт
на себя производство данных благ, а также изда-
ёт законы о защите прав потребителей, о рекла-
ме, о страховании банковских депозитов и т. д.
Следовательно, государство оказывается панаце-
ей и в данном случае.
Ярким примером следующего провала рын-
ка — неполного рынка — являются рынки капи-
талов и рынок страховых услуг. На рынках капи-
талов частные компании не хотят вкладывать де-
нежные средства в кредитование малого бизнеса,
внешней торговли, в ипотеку, а также в обучение
в вузах. На рынке страховых услуг существует
проблема отказа от страхования против навод-
нений, болезней пожилых людей, против коле-
баний рыночных цен на сельскохозяйственную
продукцию. В изменение ситуации государство
пытается вмешаться путём принудительных за-
конодательных инструментов. Здесь же следует
упомянуть и проблему дополняющих рынков,
которую в некоторых случаях решает опять же
государство. Следовательно, в данном примере
государство вновь является гарантом смягчения
и нейтрализации рыночного провала.
Поговорим о макроэкономической нестабиль-
ности — колебаниях экономической активно-
сти (экономических циклах), которая проявля-
ется в нестабильности уровня безработицы, ин-
фляции, недозагрузки производственных мощ-
ностей, дефиците государственного бюджета,
внешнеторгового платёжного баланса и т. д.
Сама рыночная экономика основывается на част-
ной собственности средств производства, игро-
ки, владеющие средствами производства дей-
ствуют обособленно друг от друга, на свой страх
и риск определяя объёмы производства, закупа
материалов и т. д. В результате происходит не-
совпадение спроса и предложения на рынке,
что влечёт его макроэкономическую нестабиль-
ность. Всё вышеперечисленное вызывает необ-
ходимость во вмешательстве государства, что
называется макроэкономической государствен-
ной политикой. Вновь получаем, что негативное
явление рынка нейтрализуется государством.
Следующий провал рынка — неравен-
ство в распределении доходов и ресурсов.
Распределение доходов и ресурсов, обеспечи-
ваемое рынком, не отвечает нравственным за-
конам и является крайне несправедливым и не-
равномерным. Рыночная система обеспечивает
игроков, владеющих ресурсами. Ресурсы же рас-
пределены неоднородно по причине различий
в трудовом вкладе и нестабильности рыночной
конъюнктуры, что снижает стимулы к эффек-
тивной работе. Для нашей страны это особенно
актуально, так как более 50 % людей находит-
ся за гранью нищеты (в основном пенсионеры,
студенты и работники государственной сферы).
Сложившаяся ситуация, впрочем, может быть
отнесена к провалу как рынка, так и государства.
О. В. Архипова
14
Ведь только государство обладает рычагами, ко-
торые могут сгладить имущественное неравен-
ство граждан, например, путём введения про-
грессивного налога, социальных дотаций нуж-
дающимся, увеличения пенсий и т. д. На при-
мере России и многих других стран мы можем
сказать, что государства зачастую не в силах
побороть данную проблему на должном уровне
в силу изъянов своего устройства и недостатков
законодательной базы. Но, чисто теоретически,
только государство обладает рычагами для ней-
трализации данного рыночного провала.
К изъянам рынка относится также естествен-
ная монополия. Конкуренция — основное и не-
отъемлемое условие существования рыночной
экономики. В результате конкуренции силь-
ные фирмы побеждают слабые, неэффективные
вынуждены покидать рынок, а наиболее силь-
ные остаются и расширяют своё производство
и поле действия в целом. С течением времени
может остаться одна сильная фирма и занять
положение монополиста. Это грозит потребите-
лям завышением цен, а следовательно, обществу
в целом — потерями. Данную проблему реша-
ет антимонопольное законодательство во главе
с государством, как и в ранее приведённых при-
мерах.
Подводя итог части о провалах рынка, нуж-
но сказать, что именно государственное регули-
рование позволяет рынку сохранять некоторую
стабильность и сглаживает рыночные провалы,
а в некоторых случаях и вовсе их нейтрализу-
ет. Следовательно, государственное вмешатель-
ство в экономику необходимо, а вот в какой сте-
пени — покажет анализ провалов государства,
которые нейтрализует как раз рынок. Судя по
уже сделанному анализу, стоит отметить, что
рыночные изъяны являются достоинствами го-
сударства, его плюсами вмешательства в эконо-
мику.
Теперь обратимся к провалам государства.
Недостатки государства вытекают из двух ос-
новных особенностей данного института:
–
механизма демократического аппарата, ко-
торый собственно и ведёт к Парето-неэффек-
тивности;
–
посреднического характера деятельности го-
сударства — государственной бюрократии.
Большим недостатком государственного ин-
ститута является проблема выявления обще-
ственных предпочтений. Все индивиды прояв-
ляют разный интерес к тому или иному обще-
ственному продукту. Действуя, исходя из соб-
ственных предпочтений, индивиды склонны
завышать или занижать потребность в обще-
ственных благах. Завышают в случае, когда
благо очень важно, полезность данного блага
для общества в данном случае может быть даже
переоценена. Занижают, когда хотят заплатить
меньше за данное благо, вследствие чего проис-
ходит недооценка данного блага для общества.
За недостоверную информацию никто не несёт
наказания, и поэтому государству достаточно
трудно оценить значение того или иного блага
для общества и принять решение об объёмах его
производства. Решение данной проблемы было
предоставлено с помощью налога Кларка, пред-
ложившего для выявления истинных предпочте-
ний дать людям возможность сказать, какую по-
лезность им принесёт данное благо, т. е. сколь-
ко они готовы за него заплатить, и тем самым
путём подсчётов принять решение о производ-
стве наиболее полезного для большинства бла-
га в нужном объёме. Но эту модель невозможно
применить на практике, так как она, главным об-
разом, противоречит критерию сбалансирован-
ности расходов на общественное благо с уровнем
налоговых изъятий и имеет ряд других практи-
ческих недостатков, связанных с индивидами
(они могут образовывать коалиции, не иметь
возможности заплатить за благо и т. д.).
Рассмотрим следующий провал государства,
который вызван так называемыми агентскими
отношениями. Они существуют тогда, когда ор-
ганизация или индивидум (агент) действуют
от лица другой организации или индивидума
(принципал). Из-за асимметричности информа-
ции между ними, подчас дорогостоящего конт-
роля принципала за действиями агента и разно-
сти их целей агентские отношения неэффектив-
ны. Правительственная демократия сама создаёт
агентские отношения в рамках государственно-
го сектора, вследствие того, что государствен-
ными ресурсами располагает небольшая груп-
па людей, действующих от имени государства,
именуемая бюрократией. Бюрократия касается
сразу двух провалов государства. Зачастую бю-
рократы обладают большим количеством ин-
формации благодаря своему положению (ещё
один провал государства — асимметричная ин-
формация в общественном секторе). Бюрократы
могут использовать эту информацию в своих
личных интересах, а общество может понести
потери из-за нехватки, неполноты, а порой и от-
Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме
15
сутствия информации. Проблема бюрократии в
том, что они имеют привилегированное место
в обществе (ведь кто-то должен исполнять го-
сударственную волю), но, как и все индивиды,
бюрократы ставят своё благополучие намного
выше, чем общественное, а часто и вообще забы-
вают, что обязаны служить для обеспечения об-
щества необходимым общественным продуктом
и создания его благополучного существования.
В России, да и вообще в большинстве стран, это
довольно распространённая проблема, решение
которой ещё не придумано, ведь бюрократия —
неотъемлемая часть государственной власти,
искажающая реальное распределение ресурсов
и информации и заставляющая общество нести
огромные потери. Действия бюрократов могут
и не отражать их общий интерес, они просто
могут завышать количество продукта, произ-
водимого их бюро. Общество и политики могут
не обладать знаниями в сфере бюро и не знать,
какой объём общественного продукта требует-
ся. Это даёт возможность завышения, что ведёт
к удалению от точки Парето-эффективности,
перепроизводству и потерям общества. Тут уже
стоит упомянуть другой провал государства —
бюрократическую монополию. Это свойство
бюрократии, означающее, что бюрократ явля-
ется единственным экономическим субъектом,
способным определить масштабы производства
тех или иных благ (несение тех или иных го-
сударственных расходов). Бюрократическая мо-
нополия схожа с естественной. Для снижения
монопольной власти бюро государство создаёт
дублирующие, оппозиционные органы, но тогда
общество несёт потери на содержание дублиру-
ющего аппарата, а также за счёт принятия не-
верных решений этими бюро. Тут стоит упомя-
нуть модель максимизации бюджета Нисканена.
Это концепция, которая доказывает возмож-
ность существования избыточного финансиро-
вания бюро в связи с асимметричной информа-
цией, существующей между бюро и органом,
выделяющим денежные средства. Это утриро-
ванная модель, так как бюро не всегда облада-
ет монопольной информацией и не все государ-
ственные служащие ставят перед собой цель за-
высить бюджет.
Для решения противоречий между принци-
палом и агентом и снижения потерь общества
государство может предпринять ряд мер по усо-
вершенствованию агентских отношений. К ним
относятся: совершенствование стимулов в дея-
тельности государственных служащих; повы-
шение уровня информированности принципа-
ла; изменение предпочтений государственных
служащих.
Следующий недочёт государства — погоня
за рентой. Это вложение средств с целью полу-
чения привилегий, которые, в свою очередь, при-
несут с собой получение ренты. Погоня за рен-
той является причиной бюрократической моно-
полии, она возникает вследствие асимметрично-
сти информации и агентских отношений в об-
щественном секторе. Погоня за рентой вызыва-
ет следующие издержки: потери при получении
привилегий, а также потери общества от пре-
доставленной бюрократами заинтересованным
группам и фирмам монополии. Погоня за рентой
осуществляется так называемой группой специ-
альных интересов — это индивиды, для которых
некоторые мероприятия вызывают неадекват-
ные однонаправленные приращения полезности
за счёт потерь общества. Инструментом влияния
таких групп является лоббирование — это по-
пытка навязывания обществу своей позиции, же-
лание представить её в наиболее выгодном свете
и привлечь политиков, государственных чинов-
ников. Так же имеет место логроллинг, который
является процедурой обмена голосами за пакет
решений несколькими политическими группи-
ровками.
Итак, обобщим и перечислим, какие провалы
несут за собой те или иные особенности госу-
дарственного института, а именно несовершен-
ство механизма общественного выбора является
причиной:
–
парадокса Кондорсе;
–
неэффективности выбора при пропорцио-
нальном налогообложении;
–
искажении общественных предпочтений;
–
логроллинга.
Агентские отношения, в свою очередь, вызы-
вают:
– асимметричность информации;
– бюрократическую монополию;
– погоню за рентой.
Проведённый выше анализ провалов рынка
и государства обобщён в таблице (с. 16).
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что и рынок, и государство не являются совер-
шенными институтами и имеют свои изъяны.
Некоторые из этих изъянов данные институ-
ты научились хотя бы частично сглаживать,
взаимодействуя, а панацею от некоторых ещё
О. В. Архипова
16
не нашли. Резюмируя, можно сказать, что го-
сударство и рынок должны взаимодействовать,
повышая свою эффективность и снижая поте-
ри общества, но вопрос о размерах их взаимо-
действия в каждом конкретном случае и про-
екте должен решаться путём тщательного эко-
номического анализа потерь и убытков данного
взаимодействия.
Список литературы
1. Ахинов, Г. А. Экономика общественного сек-
тора / Г. А. Ахинов, Е. Н. Жильцов. М. : Инфра-М,
2009.
2. Гусейнов, Р. А. История экономических уче-
ний / Р. А. Гусейнов, Ю. В. Горбачёва, В. М. Рябце-
ва. Новосибирск, 2006.
3. Конотопов, М. В. История и философия эко-
номики / М. В. Конотопов. М. : КноРус, 2008.
4. Негиши, Т. История экономических учений /
Т. Негиши. М., 2005.
5. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учеб.
для вузов / Р. М. Нуреев. М. : Норма, 2006.
6. Обзор экономики России: основные тенден-
ции развития. М., 2004.
7. Поляк, Г. Б. История мировой экономики /
Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. М. : Юнити-Дана, 2008.
8. Пономаренко, Е. В. Экономика и финан-
сы общественного сектора / Е. В. Пономаренко,
В. А. Исаев. М. : Инфра-М, 2007.
9. Реуэль, А. Л. Западноевропейский меркан-
тилизм. Возникновение утопического социализ-
ма / А. Л. Реуэль. М., 1969.
10. Смит, А. Исследование о природе и причи-
нах богатства народов / А. Смит. М., 2007.
11. Тарасова, С. В. Экономическая теория бла-
госостояния / С. В. Тарасова. М. : Юнити-Дана,
2001.
12. Эрхард, Л. Полвека размышлений / Л. Эр-
хард. М. : Руссико, 1993.
13. Якобсон, Л. И. Экономика общественного
сектора: Основы теории государственных финан-
сов / Л. И. Якобсон. М. : Аспект-пресс, 2006.
14. Tollison, R. Rent-seeking: А survey / R. Tol-
lison // Kyklos. 1982. Vol. 35, № 4. P. 578.
Сравнение провалов рынка и государства
Институт
Достоинство
Провал
Государство
Решение проблемы фрирайдерства
Естественная монополия
Жизненно важные блага
Проблема выявления общественных пред-
почтений
Проблема агентских отношений
Асимметричная информация
Бюрократическая монополия
Погоня за рентой
Рынок
Ограничение проблемы агентских отноше-
ний
Выявление общественных предпочтений
Общественные блага
Внешние эффекты
Асимметричная информация
Естественная монополия
Жизненно важные блага
Информация о работе Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме