Анализ развития малого бизнеса в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;

Содержание

Введение
1. Место малого бизнеса в экономике страны
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Динамика развития малых предприятий
3. Отраслевая структура малого бизнеса
4. Инфраструктура поддержки малого бизнеса
5 Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

УМБ,Анализ развития малого бизнеса в стране.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и  менеджмента

Кафедра «Национальная экономика»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Управление малым бизнесом»

 

на тему: «Анализ развития малого бизнеса в стране».

 

 

 

 

 

 

                                                 Выполнил студент группы №. 30710/21

                                                 _____________________ А.Д.Якшин

                                                  Преподаватель

                                                 _____________________А.Р.Каньковская

                     

 

 

Санкт-Петербург

2013 г

Содержание:

 

 Введение

1. Место малого бизнеса  в экономике страны 

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.

1.2 Роль малого бизнеса  в экономике

2. Динамика развития малых  предприятий

3. Отраслевая структура  малого бизнеса

4. Инфраструктура поддержки  малого бизнеса

5  Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Экономика любой страны не может нормально развиваться  без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый  бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия  в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе  налогообложения. В настоящее время  существует острая необходимость в  пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства  в современной социально ориентированной  рыночной экономике, переход к которой  является главным вектором разворачиваемой  в России радикальной реформы. Малое  предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного  хозяйства, неотъемлемый элемент присущего  ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает  рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и  производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный  потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения  прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается  тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении  государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических  и социальных возможностей могут  быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства  и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять  в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий  остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий  на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых  предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства «уходить в тень». По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике  в той или иной степени причастны  до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает  безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой  на местном уровне является представитель  малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства  равноправного субъекта экономических  отношений, наиболее активного и  подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных  собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в  кредитно-финансовой и в налоговой  системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства  становится невыгодной какая - либо предпринимательская  деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится  утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

Разработке проблем становления  и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния  малого предпринимательства на структурные  преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры  индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов  власти и малого бизнеса; методологии  комплексной оценки предпринимательских  проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно  развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого  Россией.

Цель данной работы - исследовать  малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции  развития в России.

Исходя из цели можно поставить  следующие задачи:

- рассмотреть сущность  и роль малого предпринимательства  в современной рыночной экономике;

- проследить формирование  и развитие малого предпринимательства  в экономике России;

- определить тенденции  развития малого предпринимательства;

-рассмотреть методы государственной  поддержки предпринимательства  в России. [1]

 

 

1. Место малого бизнеса в экономике страны

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.

 

Впервые понятие «предпринимательство»  употребил английский экономист  Ричард Кантильон в конце 17 –  начале 18 в.в. Он высказал мнение, что  предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю  и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский экономист  Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» сформулировал определение  предпринимательской деятельности «как соединения, комбинацию 3 классических факторов производства – земли, капитала, труда». Основной тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

На сегодняшний день в  мире не существует общепринятого определения  предпринимательства. Американский ученый Роберт Хизрич определяет предпринимательство  “как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью», а «предпринимателя - как человека, который затрачивает  на это все необходимое время  и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и  удовлетворение достигнутым». В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство  и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Например, английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным  предпринимателем является лицо, которое  ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».

Современные экономисты практически  отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической  жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся  на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных  предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малое предпринимательство  – с одной стороны специфический  сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении  материальных, энергетических, природных  ресурсов и максимальном использовании  человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения  граждан, в пределах прав, предоставленных  Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Так предпринимательская  деятельность как малый бизнес —  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает  новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие  малому бизнесу гибкость и высокая  приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов  в стране, достижению оптимальной  структуры экономики.

Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической  силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного  потенциала, подлинной основой жизни  стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма  деловой жизни.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает  новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса. Важными особенностями  малого предпринимательства являются широкое использование небольших  местных источников сырья, способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют  конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие  малому бизнесу гибкость и высокая  приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.

Малый бизнес играет в экономике  страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической  системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую  часть граждан страны в эту  систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая  высокую эффективность производства путем глубокой специализации и  кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте  национальной экономики.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса  по сравнению с другими секторами  экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается  специфика малого предпринимательства  – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий  демонстрирует хорошую адаптацию  к внешним условиям, своим развитием  укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче  проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его  в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность  производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность  к быстрому внедрению новой техники  и технологий, более эффективное  использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к  насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных  сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых  предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в стране