Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 21:16, курсовая работа
Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.
Задачи анализа розничного товарооборота ООО «ДЛЯ ВАС» в условиях рыночной экономики. Источники экономической информации для анализа.
Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО «ДЛЯ ВАС»
Анализ розничного товарооборота ООО «ДЛЯ ВАС»
по периодам
по отделам
по товарным группам
Факторный анализ общего розничного товарооборота.
Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема.
Розничный товарооборот ООО «ДЛЯ ВАС» по товарным группам за 1998-1999 г.г.
Товарные группы |
1998 |
1999 |
1999г. в % к 1998г. | |||||||||||||||||||||
сумма млн. руб. |
удель ный вес, % |
в действующих ценах |
в сопоставимых ц енах |
в сопо стави мых цепях |
в деист вующих ценах | |||||||||||||||||||
сумма тыс. руб. |
удель ный вес ,% |
сумма тыс. руб. |
удель ный вес, % |
ценах |
||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||||||||||||||
Мясо и птица |
372,1 |
14,2 |
447,0 |
14,4 |
376,2 |
14,0 |
120.1 |
101,2 | ||||||||||||||||
Колбасные изделия |
340,8 |
13,0 |
403,4 |
13,0 |
342,7 |
12,8 |
118,4 |
100,6 | ||||||||||||||||
Рыба, сельдь |
76.1 |
2,9 |
90,3 |
2,9 |
77,3 |
2,8 |
118,7 |
101.6 | ||||||||||||||||
Масло животное |
97.0 |
3,7 |
114,9 |
3,7 |
98,8 |
3,7 |
118.5 |
101,9 | ||||||||||||||||
Молоке, сыр и молочные продукты |
214,8 |
8,2 |
248.7 |
8,0 |
212,2 |
7,9 |
115,8 |
98.8 | ||||||||||||||||
Яйца |
68,2 |
2,6 |
80,9 |
2,6
|
69,8 |
2,6
|
118,6 |
102.3 | ||||||||||||||||
Сахар |
81.3 |
3,1 |
99,3 |
3,2
|
84,0 |
3,2
|
122,1 |
103,3 | ||||||||||||||||
Кондитерские изделия |
157,3 |
6,0 |
186,8 |
6,0
|
160,5 |
5,9
|
118.8 |
102.0 | ||||||||||||||||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
117,9 |
4,5 |
136,6 |
4,4
|
117,5 |
4.4
|
115,9 |
99,5 | ||||||||||||||||
Мука, крупа и макаронные изделия |
62,7 |
2,4 |
74,7 |
2,4 |
64,2 |
2.4
|
119,1 |
102,4 | ||||||||||||||||
Водка и ликероводочные изделия |
314,4 |
12,0 |
375,7 |
12,1
|
323,5 |
12,1
|
119.5 |
102„9 | ||||||||||||||||
Вина, шампанское, коньяк |
283,0 |
10,8 |
329,3 |
10.4
|
281,2 |
10,5
|
116.4 |
99,4 | ||||||||||||||||
Прочие продовольсгвенные товары |
264,7 |
10,1 |
321,8 |
10,4 |
304,8 |
11,4 |
121,6 |
115,1
| ||||||||||||||||
Непродовольственные товары |
170,4 |
6,5 |
195,8 |
6,3 |
168,3 |
6,3 |
114,9 |
98,8
— | ||||||||||||||||
Всего товаров |
2620,7 |
100,0 |
3105,2 |
100,0 |
2681,5 |
100,0 |
118,5 . „ |
102,3
|
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 1998 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.
4.Факторный анализ
общего розничного
На развитие розничного
товарооборота предприятия
торговых работников;
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:
Товарный баланс по ООО «ДЛЯ ВАС» за 1998 -1999 г.г.
Таблица 6
|
|
|
Отклон |
Влия |
|
|
|
ение |
ние на |
|
|
|
в |
изме |
Показатели |
1998 |
1999 |
сумме |
нение |
|
|
|
|
това |
|
|
|
(+-) |
рообо |
|
|
|
|
рота (+-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Запасы товаров на начало года |
209,2 |
243,0 |
+33,8 |
+33,8 |
Поступление товаров |
2656,3 |
3169,3 |
+513,0 |
+513,0 |
Прочее выбытие товаров |
1.8 |
1,0 |
-0,8 |
+0,8 |
Запасы товаров на конец года |
243,0 |
306,1 |
+63,1 |
-63,1 |
Розничная реализация товаров |
2620,7 |
3105,2 |
+484,5 |
+484,5 |
Розничный товарооборот предприятия возрос в 1999 году по сравнению с 1998 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
В предприятии в 1999 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 1998 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 1999 году положительной.
Показатели товарного баланса по товарным группам приведены в следующей таблице 7.
Данные таблицы показывают, что по всем товарным группам розничная реализация возросла за счет роста поступления товаров. Причем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. руб.
Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.
Оценку показателей по труду ООО «ДЛЯ ВАС» Произведем на основе следующей таблицы:
Таблица.7.
Показтели по труду по ООО«ДЛЯ ВАС» за 1998 -1999 г.г.
|
|
|
Откло |
1999 г. | |
Показатели |
1998 |
1999 |
нение |
В%к | |
|
|
|
(+,-) |
1998 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Розничный товарооборот, тыс.руб.: |
|
|
|
| |
|
2620,7 |
3105,2 |
+484,5 |
118,5 | |
|
2620,7 |
2681,5 |
+60,8 |
102,3 | |
Среднесписочная численность |
|
|
|
| |
торговых работников - всего ,чел. |
27 |
28 |
+1 |
103,7 | |
в т.ч. продавцов |
20 |
21 |
+1 |
105,0 | |
Удельный вес продавцов
в общей численности |
73,2 |
75,0 |
+1,8 |
------- | |
Среднегодовая выработка |
|
|
|
| |
на одного торгового работни |
|
|
|
| |
ка, тыс.руб.: |
|
|
|
| |
|
97,06 |
110,90 |
+13,84 |
114,2 | |
|
97,06 |
95,77 |
-1,29 |
98,7 | |
Среднегодовая выработка на |
|
|
|
| |
одного продавца, тыс. руб. |
|
|
|
| |
|
131,04 |
147,87 |
+16,83 |
112,9 | |
|
131,04 |
127,69 |
-3,35 |
97,5 | |
Прирост товарооборота в |
|
|
|
| |
действующих ценах за счет |
|
|
|
| |
роста производительности |
71,8 |
73,3 |
+1,5 |
------- | |
труда, % |
|
|
|
|
Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с 1998 годом возросла на 13,8 тыс. руб. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 354,9 тыс. руб. (+16,9 тыс. руб. х 21 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 1999 год это составило 73,3%.
На изменение суммы розничного товарооборота в 1999 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 1998 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. руб. (+1 чел. Х 131,0 тыс. руб.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.
Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы 8
Таблица 8.
Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота
|
Влияние на динамику товарооборота | |
Наименование |
|
|
факторов |
расчет |
сумма, |
|
|
тыс. руб. |
1 |
2 |
2 |
Изменение численности |
|
|
продавцов |
(21-20) х 131,0 |
+131.0 |
Изменение среднегодо |
|
|
вой выработки продавцов |
(147,9-131,0) х21 |
+354,9 |
Всего |
|
+484,5 |
Большое влияние на динамику
розничного товарооборота оказывает
эффективность использования
По ООО «ДЛЯ ВАС» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы:
Таблица 9
Показатели
эффективности использования
Показатели |
1998 |
1999 |
Отклоне ние (+,-) |
1999 г. в % к 1998 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Торговая площадь, м 2 |
400 |
420 |
+20 |
105,0 |
Количество рабочих дней за год |
324 |
319 |
-5 |
98,5 |
Средняя продолжи-тельность рабочего |
11,6 |
11,5 |
-0,1 |
99,1 |
дня, час |
|
|
|
|
Выработка на 1 м тор |
|
|
|
|
говой площади за час работы, руб. |
174,3 |
201,5 |
+27,2 |
115,6 |
Розничный товарообо |
|
|
|
|
рот в действующих ценах, тыс. руб. |
2620,7 |
3105,2 |
+484,5 |
118,5 |
Из данных таблицы видно, что в 1999 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.
Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 1998 году до 319 дней в 1999году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.
Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 1999 году 201,5 рублей против 174,3 рублей в 1998 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.
Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота (см. таблицу 11.).
Таблица 10
Расчет
влияния показателей
Показатели
|
1998
|
Цепная подстановка |
1999
| ||
торговая площадь
|
число рабочих дней
|
средняя продолжительность рабочего дня | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Фактическая торговая |
|
|
|
|
|
площадь, кв.м. |
400 |
420 |
420 |
420 |
420 |
Фактическое число рабо |
|
|
|
|
|
чих дней |
324 |
324 |
319 |
319 |
319 |
Фактическая средняя про |
|
|
|
|
|
должительность рабочего |
|
|
|
|
|
дня, час |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,5 |
11,5 |
Фактическая выработка на |
|
|
|
|
|
1 кв.м. торговой площади |
|
|
|
|
|
за час работы, руб. |
174,3 |
174,3 |
174,3 |
174,3 |
201,5 |
Розничный товарооборот |
|
|
|
|
|
в действующих ценах за |
|
|
|
|
|
год, тыс. руб. |
2620,7 |
2751,4 |
2708,9 |
2685,6 |
3105,2 |
Информация о работе Анализ розничного товарооборота в условиях рыночной экономики