Анализ российского законодательства относительно конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

Изучите основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие конкуренции и порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках в РФ. Определите основное назначение этих документов и решаемые ими задачи. Дайте оценку эффективности их практического использования. Результаты анализа оформите в виде письменного отчета.

Вложенные файлы: 1 файл

РАР.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

Изучите основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие конкуренции  и порядок проведения анализа  и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках в РФ. Определите основное назначение этих документов и решаемые ими задачи. Дайте оценку эффективности их практического  использования. Результаты анализа  оформите в виде письменного отчета.

 

1. Понятие конкуренции.  Право субъекта предпринимательства  на конкуренцию

Конкуренция - это экономическая категория, характеризующая особого рода экономические отношения (состязательность, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция является необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности.

Положительное влияние конкуренции  на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской  инициативы. Конкурентная борьба субъектов  предпринимательства направляет ресурсы  в производство тех товаров и  услуг, в которых больше всего  нуждаются потребители, так как  борьба ведется за потребительский  спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без  административного принуждения, что  позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют  о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов  предпринимательства.

Вместе с тем необходимо учитывать, что конкуренции, как  экономической категории, присущи  некоторые отрицательные проявления и свойства, которые могут оказывать  дестабилизирующее влияние на экономику. По справедливому мнению ряда авторов, конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же время  неизбежно разрушает и делает невозможным существование этого  равновесия. Это может выражаться в нестабильности цен в зависимости  от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого  положения участников имущественного оборота. В частности, с понижением цены определенное количество производителей и продавцов выталкивается с  рынка, и для некоторых предпринимателей это означает разорение, а для рабочих - безработицу. Конкуренция создает также предпосылки для образования монополий и монополизации рынка.

Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и  приемов соперничества, которые  не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природных  ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие.

Указанные обстоятельства обусловливают  необходимость государственного регулирования  конкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих  субъектов на рынке.

Целью законодательства о  конкуренции и монополии является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства  на основе конкуренции при наличии  государственного контроля за монополиями.

Основная задача данной области  законодательства сформулирована в  норме ч.1 ст.8 Конституции РФ и  состоит в государственной поддержке  конкуренции. Такая поддержка осуществляется посредством различных мер (правовых способов), предусмотренных в различных  нормах законодательства о конкуренции  и монополии (которые, в свою очередь, образуют отдельные области данного законодательства)

Государство должно поддерживать такую конкуренцию, которая в конечном счете соответствовала бы достижению общественных (социальных) целей, балансу интересов предпринимателей и потребителей, цивилизованному развитию производства, торговли, научно-технического прогресса и т.п., а не варварскую борьбу всех против всех по так называемым законам джунглей с целью скорейшего получения прибыли "любой ценой

2. Законодательство

Законодательство о конкуренции  состоит из актов конкурентного  законодательства и законодательства о государственных и естественных монополиях.

Конкурентное законодательство в основном включает в себя акты антимонопольного законодательства и  законодательства о недобросовестной конкуренции.

Под антимонопольным законодательством  понимается совокупность нормативных  правовых актов, направленных на ограничение  экономического процесса монополизации экономики посредством государственного контроля за доминирующим (монопольным) положением субъектов предпринимательства, концентрацией капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждения и преследования монополистической деятельности.

Законодательство о недобросовестной конкуренции - совокупность нормативных правовых актов, направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.

Законодательство о естественных и государственных монополиях составляет самостоятельную область правового регулирования в системе законодательства о конкуренции и монополии. Акты о естественных и государственных монополиях не входят в состав конкурентного законодательства, так как направлены на ограничение и недопущение конкуренции в определенных сферах предпринимательской деятельности в целях обеспечения государственных и общественных интересов.

Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции, разработанная по поручению Председателя Правительства Российской Федерации  от 19 августа 2008 г. № ВП-П13-16пр и в  соответствии с Основными направлениями  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Ограничения и запреты, касающиеся содержания конкурентных действий, установлены  в действующем законодательстве РФ. Так, не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34 Конституции РФ). Запрету подлежат также использование гражданских  прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (абз.2 п.1 ст.10 ГК РФ).

Законодательство содержит запреты на совершение конкретных ценовых  и неценовых конкурентных действий. Из числа ценовых действий противоправными  являются: установление монопольно высоких  или монопольно низких цен, демпинговых  цен и некоторые другие. Из неценовых действий к неправомерным относятся, например, продажа товара с незаконным использованием товарного знака и иных средств индивидуализации субъекта предпринимательства, дискредитация конкурентов в рекламе и др.

Представляется, что основополагающим общим условием обращения (оборота) товаров (работ, услуг, в том числе  финансовых) является предусмотренная  законом свобода совершения сделок (договоров) по продаже и приобретению товаров (работ, услуг) на рынке, включая  свободу установления договорных цен (ст.421 ГК РФ).

Лицами, имеющими право осуществлять конкурентные действия (конкурентами), по российскому законодательству признаются хозяйствующие субъекты на товарных рынках и финансовые организации  на рынках финансовых услуг. Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (ч.5 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

В норме ч.13 ст.4 Закона о  конкуренции на товарных рынках предусмотрены способы контроля и влияния физических и юридических лиц друг на друга, свидетельствующие о существовании группы лиц:

Закон распространяет нормы, касающиеся группы лиц, на каждое входящее в указанную группу лицо. Необходимым  условием для квалификации антимонопольными органами группы лиц в качестве одного субъекта является условие отсутствия у субъектов предпринимательства, входящих в группу, реальной (фактической) самостоятельности для того, чтобы  принимать независимые решения  по определению поведения на рынке.

Российское законодательство о конкуренции и монополии  содержит также понятие "аффилированные лица", которое необходимо соотнести  с понятием "группа лиц".

Аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные  оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность (ч.14 ст.4 Закона о конкуренции  на товарных рынках). Выделяются аффилированные лица юридического и физического  лица.

Способность оказывать влияние  на предпринимателей со стороны влияющих лиц дает последним реальные преимущества в конкурентной борьбе, может привести к монопольному (доминирующему) положению  и совершению различных правонарушений. Поэтому за аффилированными лицами устанавливается государственный  контроль.

Право на конкуренцию в  Российской Федерации основано на конституционных  принципах свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности, поддержке конкуренции (ч.1 ст.8 Конституции  РФ), а также на конституционном  праве граждан на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).

Содержание права на конкуренцию  включает правомочия на собственные  действия; правомочия требования; правомочия на защиту.

Указанная правовая возможность предпринимателя была предусмотрена еще Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"*(465). В соответствии со ст.20 этого Закона в РСФСР гарантировалось равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм, а также свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством РСФСР и заключенными договорами.

В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют свои гражданские права своей  волей и в своем интересе. Основной интерес конкурирующего предпринимателя - получение прибыли в результате победы (приоритета) над другими  конкурентами путем привлечения  к себе (своим товарам, работам, услугам) покупательского (потребительского) спроса. Ради этого конкурирующий субъект  готов порой какое-то время нести  убытки от снижения цен на свои товары, производить существенные расходы  на внедрение новых технологий, дорогостоящую  рекламу, более удобное местонахождение  и т.д.

На заседании Правительства  Российской Федерации 13 сентября 2011 г., Председатель Правительства В.В. Путин  отметил, что вопрос о состоянии  конкуренции является принципиально  важным для правительства. Конкурентная среда задаёт тон экономике страны, формирует инвестиционный климат, для большинства отраслей служит главным внутренним стимулом развития. Поэтому поддержка здорового соперничества в деловой сфере является важнейшей стратегической задачей государства.

 В.В. Путин отметил,  что эти проблемы не решаются  за один день, но и отказываться  от их решения, откладывать  на потом недопустимо. России  нужна логичная, взвешенная государственная  политика по поддержке конкуренции,  с чёткими ориентирами и действующей  системой оценки конкурентной  среды, а также системой справедливых  поощрений и неотвратимого наказания  для тех участников рынка, которые  нарушают соответствующие нормы  и законы.

Нельзя создавать конкуренцию  искусственно, только на бумаге. Задача государства заключается в обеспечении  реальных условия для ведения честной конкурентной борьбы.

На указанном заседании  Правительства Российской Федерации  были сформулированы следующие задачи.

Во-первых, необходимо убирать  излишние административные входные  барьеры. Громоздкие процедуры регистрации  нужно упрощать, ликвидировать надуманные требования, обременительные сборы  и ограничения доступа к инфраструктуре – всё это тормозит предпринимательскую  инициативу, порой становится непреодолимым  препятствием для выхода на рынок  новых компаний и предприятий, а  значит, новых продуктов и услуг.

Во-вторых, вести постоянный мониторинг цен по основным группам  товаров, регулярно фиксируя резкие и зачастую необоснованные скачки цен, вызванные, как правило, желанием некоторых  компаний воспользоваться доминирующим положением на рынке, реализовать свою монопольную ренту. И нужно своевременно, быстро, оперативно и жёстко реагировать  на такие проявления.

Также была отмечена необходимость  сделать прозрачными правила  работы на рынке. В первую очередь  это касается механизмов формирования цен, и прежде всего на товары первой необходимости. В.В. Путин отметил, что  любая коммерческая организация  должна получать прибыль, без этого  невозможна экономическая жизнь, но когда речь идёт о получении монопольных  сверхдоходов – путём задирания  цен или снижения качества жизненно важных товаров – с использованием своего положения, то говорить о каких-то рыночных принципах невозможно, нет здесь никакого рынка.

Значимым событием 2011 года стало принятие Федерального закона от 06.12.2011 № 401 «О внесении изменений  в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные  акты Российской Федерации и Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ «О внесении изменений  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (т.н. «третий антимонопольный пакет»), направленных на совершенствование  антимонопольного регулирования.

В частности, были уточнены сфера действия Федерального закона «О защите конкуренции», используемые в указанном законе понятия, определен  временной интервал анализа состояния  конкуренции на товарных рынках,  уточнены критерии определения монопольно высокой цены товара, перечень признаков, по которым лица объединяются в группу. Также дополнен перечень форм злоупотребления  доминирующим положением, уточнены запреты  на антиконкурентные соглашения, понятия согласованных действий, дополнены случаи допустимости соглашений. Закон уточняет перечень антиконкурентных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, устанавливает особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по результатам таких торгов, порядок представления государственных или муниципальных преференций.

Информация о работе Анализ российского законодательства относительно конкуренции