Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:36, курсовая работа
Одним из инструментов совершенствования безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
По данным диаграммы можно сделать вывод, что физическими лицами совершаются в основном операции по снятию наличных денег. В 2013 году они составили 74,25 % от общего объема операций, совершаемых физическими лицами, в 2011 и 2012 гг. 77,79 % и 74,25 % соответственно. Но, тем не менее, доля операций по оплате товаров растет, хотя и небольшими темпами. В 2012 году она составила 16,04 %, а в 2013–18,3 %. Доля операций по получению наличных денег, совершаемых юридическими лицами, имеет тенденцию к увеличению и составляет в 2013 году 53,69 % от общего объема операций, а в 2012–78,44 % соответственно. Из этого следует, что доля операций по оплате товаров снижается, но, тем не менее, занимает лидирующие позиции. Во многих регионах, таких как Омская область, Челябинская область, Курганская область появляются новые банкоматы, терминалы, через которые население страны осуществляет оплату кабельного телевидения, жилищно-коммунальных услуг, интернета, мобильной связи, развивается потребительское кредитование, что активно способствует увеличению роста количества безналичных операций. По итогам работы кредитных организаций по состоянию на 01.01.2013 года (по сравнению с 01.01.2012 года) доля международных платежных систем составила 76,4 %, российских — 26,1 % в общем объеме выпущенных на территории области карт (с учетом совмещенных карт международных и российских платежных систем). Средняя сумма одного снятия наличных денег составила 4610 рублей (рост на 15,5 %), средняя сумма безналичного карточного платежа — 1220 рублей (рост на 32,6 %). Из-за несовершенства нормативной базы рынок корпоративных банковских карт развит в России очень слабо. Между тем именно данный сегмент может стать главным драйвером роста на рынке платежных карт. Более того, в настоящее время назрела необходимость принятия специального закона «О банковских картах», в котором будут решены многие «карточные» проблемы. Проблема, связанная с эмиссией корпоративных карт, действительно стоит довольно остро. Объемы выпуска карт для юридических лиц в России за последние годы практически не увеличиваются, поэтому их доля в совокупном количестве выпущенных карточек постоянно падает. Если же рассматривать рынок безналичного оборота в целом, то здесь главная проблема — отсутствие системы и комплексного подхода к развитию его отдельных сегментов. Тем не менее, российский рынок карт становится все более цивилизованным. Прежде всего, благодаря изменениям в отношении к этому продукту со стороны самих банков, которые предоставляют держателям карт больше возможностей — отменяют скрытые комиссии, увеличивают сроки действия карт и льготные периоды кредитных карт, расширяют список сервисов и сети банкоматов.