Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:52, курсовая работа
Цель работы: анализ себестоимости услуг и продукции, пути ее снижения. Задачи:
- оценка динамики затрат по составу и структуре;
- расчет отклонений фактически достигнутого уровня затрат от запланированной величины;
- обоснование причин возникающих отклонений и разработка вариантов их устранения;
- выявление резервов снижения затрат;
- подготовка и обработка информации о затратах на производство для разработки обоснованных управленческих решений.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЁТА ЗАТРАТ
В СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………
1.1 Принципы и классификация затрат……………………………………………….
1.2 Состав и методы учет затрат в себестоимости продукции………………………
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ И ПРОДУКЦИИ, ПУТИ ЕЁ СНИЖЕНИЯ…………….
2.1 Организационно-правовая форма организации…………………………………..
2.2 Анализ себестоимости услуг и продукции……………………………………….
2.3 Пути снижения себестоимости…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………
Прочие затраты |
8 495 |
6 295 |
2 200 |
80,82 |
70,04 |
10,78 |
Полная себестоимость, в том числе : |
10 511 |
8 988 |
1 523 |
100 |
100 |
- |
- переменные затраты |
7 831,6 |
7 015 |
816,6 |
74,51 |
78,05 |
-3,54 |
- постоянные затраты |
2 679,4 |
1 973 |
706,4 |
25,49 |
21,95 |
3,54 |
В дальнейшем для выяснения
причин отклонений по затратам необходимо
проанализировать содержание каждого
элемента затрат в отдельности. Такому
анализу необходимо подвергнуть
те элементы, которые значительно
изменились по сравнению с предыдущим
годом или составляют большую
долю в полной себестоимости услуг.
Группировка затрат по элементам используется
в основном для оценки изменений, происходящих
в структуре затрат. Наибольший удельный
вес в структуре фактических затрат в
2005 г. имеют прочие затраты (80,82%) и затраты
на оплату труда (17,56%). В сравнении с прошлым
годом материальные затраты снизились
на 0,97%, что свидетельствует о понижении
материалоемкости услуг.
Необходимо продолжить анализ по статье
прочих затрат, занимающей большой удельный
вес, увеличившийся в 2005 г. на 10,78% по сравнению
с 2004 г. Для выявления резервов снижения
прочих затрат данный элемент рекомендуется
разложить на его составляющие с целью
получения более достоверных результатов
анализа (таблица 2.4).
Наибольший удельный вес в общей сумме
прочих затрат в 2005 г. имеют: стоимость
услуг организаций по предоставлению
контрактов (45,7%), стоимость аренды офисных
и складских помещений (31,6%) и затраты на
услуги связи (11,4%).
Необходимо отметить, что составляющая
наибольшую долю в прочих затратах стоимость
услуг организаций по предоставлению
контрактов увеличилась по сравнению
с данными за 2004 г. Это связано в первую
очередь с увеличением количества контрактов.
Однако хотелось бы обратить внимание на то, что если бы организация
ввела в свой штат должность торгового
представителя, который бы занимался получением
контрактов клиентов, изучал рынок спроса на такие виды услуг,
то эту часть затрат можно было бы значительно
сократить.
Таблица 2.4 - Структура прочих затрат ОАО
"Старт" в 2004 - 2005 гг.
Элемент затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | ||||
2005 г. |
2004 г. |
Отклоне-ние ( + ,-) |
2005 г. |
2004 г. |
Отклоне-ние ( + ,-) | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Услуги связи |
966,8 |
1127,0 |
-160,2 |
11,4 |
17,9 |
-6,5 |
Ремонт автопарка |
212,1 |
146,2 |
65,9 |
2,5 |
2,3 |
0,2 |
Услуги сторонних |
384,7 |
400,8 |
-16,1 |
4,5 |
6,4 |
-1,9 |
Услуги организаций по |
3881,8 |
2143,2 |
1738,6 |
45,7 |
34,1 |
11, 6 |
Услуги аудиторов |
140,1 |
121,6 |
18,5 |
1,6 |
1,9 |
-0,3 |
Аренда офисных и складских помещений |
2682,8 |
2076,9 |
605, 9 |
31,6 |
33,0 |
-1,4 |
Страхование |
203,7 |
126,2 |
77,5 |
2,4 |
2,0 |
0,4 |
Прочее |
23,0 |
153,1 |
-130,1 |
0,3 |
2,4 |
-2,1 |
Итого прочие затраты |
8495,0 |
6295,0 |
2200,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
В отношении затрат на оплату
услуг сторонних транспортных организаций
(аренда транспортных средств) намечается
положительная тенденция к уменьшению.
Как видно из таблицы 4, их доля уменьшилась
с 6,4 до 4,5% от общей суммы прочих затрат.
Расходы на ремонт автопарка в 2005 г. возросли
по сравнению с 2004 г. на 65,9 тыс. руб. Хотя
доля расходов на обслуживание автомобилей
в сумме прочих затрат увеличилась незначительно
(с 2,3 до 2,5%), на это увеличение необходимо
обратить внимание при проведении анализа
в дальнейшем и при принятии решений о
рациональном использовании автомобилей
при оказании транспортных услуг (таблица
2.5).
Таблица 2.5 - Расходы на ремонт автомобильного парка ОАО "Старт" по отдельным
видам автомобилей
Автомобиль |
Затраты на ремонт, тыс . руб . |
Первоначальная |
Затраты на ремонт в % | ||||
2005 г. |
2004 г. |
отклонение ( (+ , -) |
2005 г. |
2004 г. |
отклонение | ||
А |
1. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
АА829 Р40 |
25,3 |
12 |
13,3 |
62,7 |
40,4 |
19,1 |
21,3 |
АА696У40 |
44, 9 |
32,1 |
12,8 |
39,3 |
114,2 |
81,7 |
32,5 |
АВ748С40 |
12,2 |
6,7 |
5,5 |
62,5 |
19,5 |
10,7 |
8,8 |
АВ946Н40 |
8,8 |
7,3 |
1,5 |
60,4 |
14, 6 |
12,1 |
2,5 |
АВ509040 |
35,3 |
16,1 |
19,2 |
88,0 |
40,1 |
18,3 |
21,8 |
АВ262М40 |
46,1 |
28,1 |
18 |
20,7 |
222,7 |
135,7 |
87 |
АВ672Р40 |
16,7 |
7,1 |
9,6 |
87,1 |
19,2 |
8,2 |
11 |
АВ659040 |
22,8 |
13,1 |
9,7 |
123,3 |
18,5 |
10, 6 |
7,9 |
АА467М40 |
- |
23,7 |
-23,7 |
45,0 |
0,0 |
52,7 |
-52,7 |
Итого |
212,1 |
146,2 |
65,9 |
589,0 |
36,0 |
24,8 |
11,2 |
В 2005 г. затраты на ремонт автомобилей составили 36% от их первоначальной
стоимости. Причинами этого могли быть
изношенность подвижного состава, неаккуратное
его использование водителями, некачественное
проведение ремонта сервисными центрами,
в которых обслуживаются автомобили, а также неудовлетворительное
состояние дорог и др. Все эти причины
приводят к удорожанию услуг организации,
как за счет стоимости ремонта, так и за
счет использования арендованного транспорта
в то время, когда собственные автомобили
находятся в ремонте.
Как уже отмечалось ранее, необходимо
проанализировать отдельно расходы на
ремонт автомобильного парка, так как
в перспективе они могут еще увеличиться,
а данные анализа по таким затратам позволят
принять решение о дальнейшем использовании
каждого конкретного автомобиля для оказания
услуг по транспортировке.
Как показывают данные таблицы 2.5, есть
три автомобиля, отклонение затрат на
ремонт которых превышает 10 тыс. руб.: АВ829Р40
(затраты возросли на 13,3 руб.), АА696У40 (затраты
возросли на 12,8 тыс. руб.), АВ509О40 (затраты
возросли на 19,2 тыс. руб.).
Еще одним важным элементом в структуре
прочих затрат являются затраты на аренду
офисных и складских помещений. Из табл.
2.5 следует, что эти расходы увеличились
на 605,9 тыс. руб., хотя их доля в прочих затратах
сократилась на 1,4%. Дальнейший анализ
показал, что увеличение этих расходов
произошло в связи с увеличением арендуемой
площади. Это было связано с ростом объема
заказов на хранение архивов, личных вещей
клиентов. То есть это увеличение затрат
нельзя назвать негативным.
2.3 Пути снижения себестоимости
Исходя из вышеизложенного можно заметить,
что четко организованный учет и контроль
затрат на ремонт подвижного состава,
создание отдела или принятие в штат нескольких специалистов по продаже транспортных услуг
могут привести к значительному снижению
производственных затрат. Группировка
затрат по элементам указывает на то, какие
производственные ресурсы и в какой пропорции потреблялись
в производстве.
В 2005 г. сократились затраты на услуги
связи на 160,2 тыс. руб. Дальнейший анализ
этого элемента затрат позволил сделать
вывод, что в связи с использованием средств
электронной связи (электронная почта) расходы на международные
звонки, которые составляют приблизительно
40 - 50% всех звонков, значительно снизились.
Приобретение же интернет-факса позволило
сократить и расходы на междугородную
и международную факсимильную связь. Вероятно,
в будущем будет происходить дальнейшее
снижение этих расходов.
С целью более полного выявления внутренних
резервов снижения себестоимости услуг
целесообразно сгруппировать затраты
в однородные по экономическому содержанию
и методике анализа группы: прямые и косвенные
расходы. Проанализируем удельный вес
прямых и косвенных расходов, а также соотношение
стоимостной величины этих видов расходов.
Исследование целесообразно вести в целом
для организации, так как в этом случае
исключается условное распределение косвенных
расходов пропорционально установленной
базе. Данные исследования представлены
в таблице 2.6.
Из таблицы 2.6 видно, что прямые затраты
в 2005 г. по сравнению с 2004 г. возросли на
539,1 тыс. руб. Их рост обусловлен увеличением
затрат на аренду складских помещений
(на 945,2 тыс. руб.), однако при этом затраты
на оплату труда, прямые материальные
затраты и затраты на аренду подвижного
состава уменьшились на 309 тыс. руб., 81 тыс.
руб. и 16,1 тыс. руб. соответственно.
Таблица 2.6 - Структура прямых и косвенных
расходов в себестоимости услуг ОАО "Старт"
Показатель |
2005 г. |
2004 г. |
Отклонение ( (+ , -) |
Темп роста, % | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1.Производственная |
10 511,0 |
8 988,0 |
1 523,0 |
116, 9 | |
1.1. Прямые затраты |
3 432,3 |
2 893,2 |
539, 1 |
118,6 | |
в том числе: прямые материальные затраты |
39,0 |
120,0 |
-81,0 |
32,5 | |
из них: |
6,1 |
70,0 |
-43,9 |
3 7,3 | |
Прямые трудовые затраты |
923,0 |
1 232,0 |
-309,0 |
74, 9 | |
Аренда складских помещений |
2 085,6 |
1 140,4 |
945,2 |
182, 9 | |
Аренда подвижного состава |
384,7 |
400,8 |
-16,1 |
96,0 | |
1.2. Косвенные расходы |
7 078,7 |
6 094,8 |
983, 9 |
116,1 | |
2. Удельный вес прямых |
32,7 |
32,2 |
0,5 |
101, 6 | |
2.1. Удельный вес прямых
материальных затрат всебестоим |
0,4 |
1,3 |
-0,9 |
X | |
из них: |
|||||
топлива |
0,2 |
0,8 |
-0, 6 |
X | |
упаковочного материала |
0,1 |
0,2 |
-0,1 |
X | |
прочих материалов |
0,1 |
0,3 |
-0,2 |
X | |
2.2. Удельный вес |
8,8 |
13,7 |
-4,9 |
X | |
прямых трудовых затрат |
|||||
в себестоимости услуг |
|||||
2.3. Удельный вес затрат на аренду складских помещении всебестоимости услуг |
19,8 |
12,7 |
7,1 |
X | |
2.4. Удельный вес затрат
по аренде |
3,7 |
4,5 |
-0,8 |
X | |
3 . Удельный вес косвенных
расходов в себестоимости |
67,3 |
67,8 |
-0,5 |
X | |
4 . Соотношение косвенных
и прямых |
2,1 |
2,1 |
X |
X | |
Согласно таблице 2.6 косвенные
расходы превышают прямые расходы
в 2,1 раза. С учетом современного развития техники и технологии
необходимо пытаться как можно больше
затрат относить непосредственно на себестоимость
услуг. Использование действенных способов
калькулирования стоимости услуг позволит
более точно и правильно выделять и относить
затраты на конкретные виды услуг (т.е.
прямым способом). Снижение прямых затрат
- это один из вариантов снижения себестоимости.
При таком способе распределения затрат
проще контролировать затраты, а следовательно,
и находить пути их снижения.
Другим направлением снижения себестоимости (
Безусловно, проведение такого детального
анализа предполагает наличие соответствующей
нормативной, плановой и учетной информации.
Создание подобной информационной базы
в крупной организации - непростая задача,
которую можно решить, только используя
современныекомпьютерные технологии, т.е. необходима автоматизация норми
Анализ прямых и косвенных расходов должен
проводиться регулярно, анализу следует
подвергать и сметы, выявляя возможности
снижения расходов по отдельным статьям
затрат.
В первой главе данной работы
рассмотрены теоретические и правовые
основы учета затрат в себестоимости продукции.
По итогам изученного можно сделать следующие
выводы.
Процесс производства продукции представляет
одну из стадий хозяйственного оборота
средств организации. На этой стадии выявляются
расходы, связанные с изготовлением продукции,
выполнением работ и оказанием услуг,
которые считаются расходами по обычным
видам деятельности. Учет таких расходов
исходя из предмета деятельности организации
дает возможность получить информацию
для различных целей. С одной стороны,
эта информация необходима для формирования
финансового результата деятельности
организации, который определяется на
основе показателей себестоимости произведенной
и проданной продукции, с другой — она
предназначена для принятия управленческих
решений, направленных на обеспечение
рационального использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов. Основное назначение финансового
учета заключается в обеспечении достоверности
формирования себестоимости продукции
и услуг с целью определения реальной
величины показателей балансовой и налогооблагаемой
прибыли, что вызывает некоторые изменения
в построении системы раскрытия и отражения
производственных расходов. Именно этим
объясняется необходимость детального
рассмотрения учета затрат, включаемых
в себестоимость продукции и услуг.
Во второй главе приведен пример анализ
себестоимости услуг и продукции ОАО "Старт". Существующая
на сегодняшний день система организации
планирования и учета затрат на производство
услуг имеет существенные недостатки. Планирование затра
Подводя итог проведенному анализу, следует
отметить, что анализ затрат, включаемых
в себестоимость оказанных услуг, является
важным участком аналитической деятельности
в организации. Он нацелен на выявление
комплекса внутрихозяйственных резервов
их снижения, причин и факторов, воздействующих
на отклонения от базовых значений. В ходе
анализа важно не только установить величину
отклонений, но и выявить меру ответственности
подразделений за возникновение перерасхода.
Все это способствует повышению эффективности
хозяйствования, достижению более высоких
темпов прироста прибыли и рентабельности.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ-М.:
Аналитика-Пресс 2000г.
2. Положения по бухгалтерскому учету "Расходы
организации" ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33-М.: Аналитика-Пресс,
2000г.
3. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической
деятельности предприятия: Учебное пособие/ Г.В.Савицкая.-7-е
изд., испр.-Мн.:Новое зна-ние,2002.-704 с.
4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация:
Пер с англ./ Научи, ред. перевода чл.-корр.РАН Фин
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика,2002.-560.:ил
6. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.
Анализ финансово-экономической деятельности
предприятия: Учебное пособие для вузов
/ Под ред. проф. Н.П.Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2002.-471С.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия: Учебное пособие / Г.В.Савицкая.-7-е
изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002.-704 с.
8. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. - М.: "Финансы и статистика"
,2003-536 с.
9. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятий России. -М.: Издательство "Дело
и Сервис".-2003.-320с.
10. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ
финансовой отчетности: Учебное пособие.-2-е
изд.-М: Издательство "Дело и сервис",2004.-336
с.
11. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий.
М.: ИНФРА-М,2004.-296с.
12. Любушин Н.П. ,Лещева В.Б. ,Дьякова В.Г.
анализ финансово-экономической деятельности
предпрития: Учебное пособие для вузов/
Под ред.проф.Н.П.Любушина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2004-471с.
13.Чечевицына Л.Н, Чуев .Н. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности:Учебник.-5-е изд., перераб. и
доп.-М.: Издательско-торговая корпорация
"Дашков и КО", 2005.-352с.
14.Макарьева В.И. ,Андреев А.В. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности организации-М.: Финансы
и статистика 2005- 264с.
15. Гиляровская Л.Т., Комплексный экономический
анализ в управлении затратами и себестоимостью транспортных услуг (Начало)
"Современный бухучет", № 11 2004 г.
16. Гиляровская Л.Т., Комплексный экономический анализ в управлении затратами и себестоимостью
транспортных услуг (Окончание) "Современный
бухучет", № 12 2004г.
17. Воронова Е.Ю., Позаказный и попроцессный
методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ (Начало) "Аудиторские ведомости",
№ 12 2004 г.
18. Воронова Е.Ю., Позаказный и попроцессный
методы калькулирования себестоимости:
сравнительный анализ (Окончание)" Аудиторские
ведомости", № 1 2004г.
19. Смирнова Н., Анализ себестоимости каждого
товара по методике АВС "Консультант",
№ 23 2005г.