Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 08:00, статья
В данной статье представлен анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России: рассматривается настоящее состояние рынка, факторы, способствующие росту и направления развития. Также в статье уделяется внимание потребительскому рынку парфюмерно-косметической продукции г. Омска.
Анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России
Варенцова Р.А.
Омский институт (филиал)
Российского государственного торгово-экономического университета
г. Омск
(Научный руководитель – Данилова Н.В., к.т.н., доцент кафедры
«Торговое дело» Омского института (филиала) РГТЭУ)
В данной статье представлен анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России: рассматривается настоящее состояние рынка, факторы, способствующие росту и направления развития. Также в статье уделяется внимание потребительскому рынку парфюмерно-косметической продукции г. Омска.
Ключевые слова: рынок, темп роста, парфюмерия, косметика, потребитель, производитель.
Парфюмерно-косметический рынок России – один из наиболее развивающихся в мире. Темпы его роста в среднем составляют 10-15%. Это один из крупнейших потребительских рынков Европы. Несмотря на то, что рынок достаточно быстро насыщается предложением, ещё долгое время будет сохраняется перспектива для его развития. Ситуация на рынке парфюмерно-косметической продукции в крупных городах в целом похожа. Более высокая, по сравнению с небольшими городами, платежеспособность населения и развитая инфраструктура создают благоприятную рыночную ситуацию, тем не менее, потенциал небольших городов во многом недооценен. Рынок достаточно велик и развитие данного направления является очень перспективным [3].
Целью настоящей работы является анализ современного состояния рынка парфюмерии и косметики в России.
Практическая значимость и актуальность темы исследования заключается в том, что данные, представленные в статье могут быть использованы как источник информации о конъюнктуре российского рынка парфюмерии и косметики.
В первую очередь развитию рынка парфюмерии и косметики способствует то, что россияне являются самыми активными потребителями данной продукции, они более чем западные потребители, готовы тратить большую долю своего дохода на такую продукцию. В 2012 году рост парфюмерно-косметического рынка составил не менее 10% (для сравнения, устоявшиеся европейские рынки растут на 2-4% в год), а весь потенциальный объем рынка через несколько лет может составить 14-16 млрд. долларов США [1].
Сегодня в России насчитывается более 120 крупных предприятий –производителей парфюмерно-косметической продукции. Объем производства многих из них только за прошлый год увеличился на 20-25%. При этом количество представляемых новинок в этой области расширяет ассортимент имеющихся товарных групп примерно в 1,2 раза ежемесячно.
Продолжает укреплять свои позиции цивилизованная розница. По итогам 2010-2011 гг. число продаж парфюмерно-косметических товаров в России пришлось на долю крупных универмагов – 29% от общего объема и специализированных сетей – 23,7% [1;3].
Среди наиболее успешных производителей отечественной косметики и парфюмерии, в т. ч. и «именного» парфюма, можно выделить концерн «Калина», который занимается выпуском туалетной воды, серий косметики по уходу за кожей, детской косметики; «Новая Заря», предприятие выпускающее сегодня серию «Кузнецкий мост»; «Низар», российская компания, пионер и признанный лидер в области научных разработок и производства широчайшей гаммы косметической продукции, SPA-косметики, липосомальной косметики, косметики с использованием ионов серебра, а также высоко технологичных продуктов для косметики. Используя собственные научные разработки, создали богатый спектр уникальных косметических продуктов – от знаменитой косметической серии на основе перфторуглеродов линии «Голубая кровь» до элитных линий косметики (в частности «деКАРОлайн»), которые уже заслужили высокое признание в мире.
Также торгово-производственный холдинг «Косметика XXI» (2003г.) –контрактное производство косметической продукции, в основном разработок «Лаборатории Низар» и создание условий для дистрибьюции в регионах.
«NNIKOFF» (2004г.) занимается созданием и продвижением именных брендов, ароматов от «звезд». В портфеле компании присутствуют такие бренды, как «Жириновский», «Райфл», «Фуджияма», «Монти», «Дарвин» и др.
«Арт-Визаж» (1997г.) занимается разработкой и выпуском декоративной профессиональной косметики, отличающейся высокой стойкостью, интенсивностью пигментов и много функциональностью. Косметика «Арт-Визажтм» производится на основе технологий и сырья, технического оснащение от итальянской компании «Ve.Tra.Co.Srl.».
Укрепление позиций указанных производителей безусловно достигнуто за счет внедрения результатов научных разработок и качества продукции. Налицо тенденция роста в предпочтениях потребителей в отношении отечественной косметической продукции. Однако, укрепление этих позиций в дальнейшем может зависеть как от качества оформления предлагаемой продукции, так и просто от рекламной поддержки, осуществляемой с учетом предпочтений потенциальных потребителей. Как показывают маркетинговые исследования ЭМГ «Старая Крепость», ситуация на рынке уже сейчас начала меняться не в пользу российского производителя. Это происходит за счет того, что цены на продукцию российских предприятий растут, в то время как цены на продукцию западного производства, напротив, снижаются. Объем продаж крупных магазинов увеличился настолько, что позволяет компаниям напрямую заключать контракты с иностранными компаниями-производителями. Отсутствие посредников и дистрибуторов значительно снизило закупочную стоимость продукции. Кроме того, усиление конкурентной борьбы между отечественными и иностранными фирмами вылилось в открытие крупными западными компаниями собственных производств или представительств в нашей стране. При этом их число заметно увеличилось за счет прихода новых игроков, среди них известная французская сеть «Sephora».
Больших успехов в России достигла реализация косметики по уходу за кожей и средств гигиены, в т. ч. и банная линия, через аптечные сети. По прогнозам аналитиков, в дальнейшем аптечные сети будут опережать рост других каналов реализации. В настоящий момент, доля специализированных аптечных сетей, таких как «Аптечная сеть 36'6°», составляет больше 20% российского рынка.
Тем временем усиливается конкуренция между отечественными и западными производителями парфюмерии и косметики. Одним из главных событий последних лет стал запуск подмосковного завода фирмы Avon. И даже традиционное преимущество российской косметики – невысокая цена – начинает теряться. На первый план стали выступать такие показатели, как значимость товарного знака, качество оформления продукции, известность самой марки, помогающие покупателю выделять товар из ряда равно конкурирующих марок. Теперь компаниям приходится добиваться того, чтобы именно их имя являлось логическим отождествлением направления предлагаемой продукции.
Ещё несколько лет назад у нас мало кто задумывался о том, что бренды могут сражаться за право отождествлять собой понятие предлагаемого товара. Сегодня подобными сражениями никого не удивишь, особенно в тех отраслях, которые насыщены конкурирующими компаниями. А когда отрасль или какое-либо производство только начинает развиваться – продвижение бренда в таких условиях автоматически подразумевает бурное и быстрое развитие самого сегмента рынка.
Учитывая столь быстрые темпы роста отечественного парфюмерно-косметического рынка, следует отметить, что для обеспечения конкурентоспособного положения на нем предприятию, производящему эту продукцию, необходимо не только вкладывать деньги в научные разработки, но и задействовать все инструменты маркетинга.
Практически на всех парфюмерно-косметических предприятиях имеются достаточно профессиональные отделы маркетинга. Каждый из них использует свою стратегию и тактику поведения на рынке. Наибольшую активность на рынке проявляют ПКФ «Невская косметика» и концерн «Калина». Ими осуществляется разумная рекламная и маркетинговая политика, свидетельством чего является реклама продукции этих предприятий на центральном телевидении. В то же время достаточно широко используются малозатратные и достаточно эффективные средства Public Relations. Чаще всего деятельность фабрик освещается в центральной и региональной прессе, потому что при сравнительно небольших затратах здесь можно дать достаточно большой объем информации как о самом производителе, так и о его продукции, охватив при этом значительную часть целевой аудитории [1;3].
В настоящее время на рынке прослеживается следующая тенденция: потребитель обращает особое внимание потребителя растет к качеству продукции. Возможно это связано с тем, что проблема контрафакта на российском рынке не до конца решена. Существуют различные экспертные оценки относительно того, насколько это серьезно. Так, по данным ЭМГ «Старая Крепость», «серая» продукция в 2010 году составляла около $0,62 млрд., т. е. примерно 10% от общего объема рынка косметики и парфюмерии. По оценкам «Росбалта», эта цифра приближается к $3 млрд, большая доля из которых приходится на парфюмерию. Согласно данным исследования «Анализ рынка косметики и парфюмерии в России», налицо устойчивая тенденция к сокращению доли контрафактной и «серой» продукции. Начиная с 2010 г. доля «серого» рынка сократилась с 80% до 30%. В 2011 году она составляла уже 20%, в 2012 – менее 10%.
По мнению аналитиков, одним из перспективных направлений развития парфюмерно-косметического рынка в России на сегодня являются элитная косметика и косметика класса «люкс», в т. ч. и селективная косметика, произведённая из экологически чистого сырья и без синтетических компонентов, детская косметика, косметика для мужчин, anti-age косметика, SPA-косметика и SPF-косметика. Только в 2010 году рынок селективной косметики вырос более чем на 19% и составил 1 млрд. 240 млн. долларов, в 2011 году – еще на 18%. Рынок мужской косметики, в зависимости от класса косметики, ежегодно в России растет на 7-19%. Сегмент детской косметики в 2011 г. вырос на 8-9% и составил по сравнению с 2010 г. – 117 млн долларов, а в 2005 году уже 127,5 млн. долларов. Рынок антивозрастной косметики – пока небольшой по объему, является, по мнению аналитиков, наиболее перспективным. В 2010 г. данный рынок уже вырос на 17,7% – до 43,2 млн долларов, а в 2011 г. его рост составил более 15% [1].
Рынок Омской области в целом отражает картину всего российского рынка. Проведя маркетинговые исследования, можно сказать следующее, что Омский потребитель предпочитает приобретать парфюмерно-косметическую продукцию в специализированных магазинах (70% опрошенных). Среди специализированных магазинов нет явных лидеров в предпочтениях жителей города. Однако стоит отметить, что местная сеть «Парфюм Лидер» (31%) удерживает лидерство перед федеральными «Иль де Ботэ» (28%) и «Л Этуаль» (28%). Доля остальных игроков на рынке не так обширна. При выборе продукции у потребителя на первый план становятся такие показатели, как цена товара (25%) и известность торговой марки (21%).
В заключение следует сказать, что российский парфюмерно-косметический рынок на сегодняшний день еще далек от полного насыщения и по прогнозам специалистов компании «Euroresearch & Consulting» будет и дальше развиваться в среднем на 4% в год до 2015 года. В будущем все большее число россиян начнут использовать продукцию, которую раньше не использовали, из-за растущей осведомленности и повышения требований к уровню жизни. Также с улучшением экономических показателей России, ростом доходов населения, изменениями в структуре потребления, культуре потребления и даже стиле жизни россиян премиумизация сегментов так же будет одним из основных трендов парфюмерно-косметического рынка в будущем [2].
Литература
Информация о работе Анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России