организацию и создание условий
содержания детей в группах кратковременного
пребывания;
реализацию программ для групп
кратковременного пребывания;
освоение педагогами технологий
воспитания и развития детей в условиях
кратковременного пребывания;
создание моделей предшкольного образования;
организацию цикла семинаров
по повышению педагогического мастерства и освоению программ предшкольного
образования и воспитания и развития детей раннего возраста.
В настоящее время в Зеленогорске,
кроме названной программы, успешно реализуется
целый ряд других социальных программ,
в том числе, в области дошкольного образования.
Четыре учреждения дошкольного образования
Зеленогорска в 2008 году приняли участие
в краевом конкурсе на предоставление
гранта по внедрению новых технологий
и методов образования. Гранто-получателями
на выплату денежного вознаграждения
в прошлом году стали 25 воспитателей дошкольных
учреждений.
Высокую оценку полпреда получила
и работа, которая проводится по другим
направлениям краевой целевой программы
«Дети», в сфере профилактики и диспансеризации
детей, в области массовой физической
культуры и спорта. По мнению Вадима Медведева,
Зеленогорск сегодня является лидером
в реализации краевой программы «Дети».
«Этому во многом способствует позиция
городской администрации, которая системно
работает в данном направлении», — отметил
полпред губернатора.
В муниципальной собственности
находится 15 детских садов, еще – 9 находятся
в ведомстве зеленогорского электрохимического
завода. Это уникальный пример того, что
градообразующее предприятие практически
полностью сохранило свою социальную
инфраструктуру. Не в последнюю очередь
благодаря этому город имеет лучшие показатели
по реализации краевой программы «Дети».
Это хороший пример того, что проблему
дефицита мест в дошкольных учреждениях
можно решать, если есть желание.
В настоящее время в Зеленогорске
обеспеченность детскими садами самая
высокая в Красноярском крае и достигает
90% от требуемого числа мест. К началу года
в городе не было очереди малышей для определения
в детский сад. Это удалось реализовать
благодаря реконструкции и капитальным
ремонтам МДОУ №№ 32, 14, выплате ежемесячной
компенсации в размере 3000 руб. тем, кто
имеет детей от 1,5 до 3 лет.
Реконструирован детский сад
№32, оснащен самым современным оборудованием
для развития детей. На прилегающей территории
создана детская площадка, возведенная
с применением современных технологий.
Вскоре завершится реконструкция еще
одного дошкольного учреждения – детского
сада №14. Он также будет комплексно переоборудован
в соответствии с последними санитарно-эпидемиологические
правилами и нормативами. После того, как
в 2008 году в эксплуатацию был введен новый
ведомственный сад ЭХЗ, в очереди в детские
сады осталось около 70 детей.
Все дошкольные образовательные
учреждения города имеют лицензию на право
ведения образовательной деятельности,
успешно закончили прохождение аттестационного
обследования, содержанием которого явилось
установление соответствия содержания,
уровня и качества подготовки выпускников
детских садов требованиям государственных
(федеральных) стандартов дошкольного
образования, и получили свидетельства
о государственной аккредитации.
С января 2007 года Управлением
образования администрации ЗАТО г.Зеленогорска
выдано родителям 442 справки о том, что
ребенку временно не предоставлено место
в детском саду. В настоящее время на учете
в Управлении образования для определения
в ДОУ возрасте от 1,5 лет до 3х лет состоит
269 детей.
В соответствии со статьями
52.1, 52.2 Закона Российской Федерации от
10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» родители
с 01.01.2007 г. В Зеленогорске получают компенсацию
части родительской платы за содержание
ребенка в ДОУ в размере 20% на первого ребенка
свыше 1350 родителей, в размере 50% на второго
ребенка - 523, в размере 70% на третьего и
более – 48 родителей.
Образованием детей в дошкольных
образовательных учреждениях занимаются
более 500 педагогов, среди них много специалистов,
оказывающих специальную (коррекционную)
помощь детям с проблемами в развитии.
Очевидно, что качество дошкольного образования
обеспечивается соответствующим уровнем
профессионализма педагогов. Для выполнения
задачи повышения качества дошкольного
образования имеется определенный потенциал.
Одной из важнейших задач и
существенной составной частью дошкольного
образования выступает охрана и укрепление
здоровья детей. Содержание педагогического
процесса в детском саду органично включает
оздоровление и физическое развитие ребенка.
Традиции системы дошкольного образования
даже в трудных современных условиях обеспечивают
определенный уровень охраны здоровья
детей.
Педагоги ДОУ, медицинские работники,
инструкторы физической культуры обеспечивают
становление у детей ценностей здорового
образа жизни, используя комплекс мер,
который включает закаливание с использованием
разных процедур: воздушные ванны, обширное
умывание, ходьба по мокрым дорожкам, солнечные
ванны, купание в бассейне; профилактические
и оздоровительные мероприятия: дыхательная
гимнастика, точечный массаж, фито- и физиотерапия,
оздоровительный бег, релаксация и многое
другое. Этому способствуют и созданные
в ДОУ соответствующие условия. При этом
оздоровительные процедуры выступают
неотъемлемой частью не только процессов
ухода и воспитания, но и самого содержания
обучения. Так, наиболее прогрессивные
педагоги создают условия для развития
у детей элементарных представлений об
устройстве организма человека и бережном
к нему отношении, помогая каждому ребенку
понять, что каждый человек сам, начиная
с раннего детства, может заботиться о
своем здоровье; способствуют становлению
у детей ценностей здорового образа жизни.
Работа по сохранению здоровья
детей в городе носит межведомственный
характер. Особого внимания требует специфика
коррекционно-педагогической работы с
ребенком на этапе дошкольного детства.
Управлением образования предпринят ряд
мер по активизации этого аспекта деятельности
дошкольных учреждений, привлечению внимания
педагогов и родителей к проблемам развития,
воспитания и обучения детей с особыми
нуждами.
В детских садах активно идет
процесс обновления содержания дошкольного
образования. Основополагающим ориентиром
обновления явилась «Концепция дошкольного
воспитания», выдвинувшая как главное
направление государственной политики
принципиально новый, личностно-ориентированный
подход к ребенку, составляющий альтернативу
традиционной учебно-дисциплинарной модели.
Организация деятельности дошкольных
образовательных учреждений по освоению
новых программ становится все более эффективной,
она обеспечивает поддержку индивидуальности
ребенка и связанную с ней реализацию
склонностей, интересов и потребностей,
опираясь на индивидуальные особенности
детей. В настоящее время педагоги города
реализуют различные как комплексные,
так и парциальные программы, рекомендованные
МО РФ.
Важнейшим направлением деятельности
дошкольных образовательных учреждений
на современном этапе является поиск новых
форм и содержания сотрудничества детского
сада с семьей, которые должны существенно
отличаться от устаревших командно-назидательных,
да к тому же скучных и весьма поверхностных
контактов воспитателя с родителями.
Коллективы создают условия
для проявления инициативности родителей,
осознанию ими миссии родителя. Ведется
работа с детьми и родителями по выявлению
детей с личностными проблемами, имеющими
трудности в общении и обучении. Предлагаются
родителям «Вести» из группы, советы, рекомендации,
проводятся совместные мероприятия, родители
становятся полноправными участниками
образовательного процесса. Работа с родителями
строится на принципиально новых позициях,
основа которых - родительский договор.
Необходимо также отметить,
что и населением становятся востребованными
новые формы дошкольного образования.
Так, в системе дошкольного образования
функционируют разные модели групп: адаптационные
группы, группы развития, группы для детей
с особыми потребностями, группы кратковременного
пребывания для детей, не посещающих детский
сад, группы выходного дня. Особенно востребованы
кратковременные формы образования детьми
старшего дошкольного возраста. В проектном
режиме разрабатываются модели предшкольного
образования, нормативно-правовая база
функционирования таких групп.
Организация предшкольного
образования – одна из актуальных мировых
проблем образования, что определяется
необходимостью решения одной задачи
– обеспечения равных стартовых возможностей
для всех детей, поступающих в начальную
школу. Эта проблема стала актуальной
и в России последние десятилетия в связи
с резким сокращением количества детей,
посещающих детские сады. Целенаправленная
и системная работа с ребенком перед школой
должна быть этапом всестороннего развития
ребенка – личностного, социального, когнитивного.
Таким образом, в городе Зеленогорске
решены следующие приоритеты развития
дошкольного образования:
- обеспечение доступности
дошкольных образовательных услуг
для всех категорий населения;
- содействие развитию
многообразия дошкольного образования;
- создание условий для
повышения качества образования.
Что в полной мере реализует
генеральную цель ДОУ, сформулированную
в ст. 18 Закона РФ «Об образовании»: помощь
семье в воспитании детей дошкольного
возраста, охране и укреплении психического
и физического здоровья, развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции
недостатков развития.
2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ЗЕЛЕНОГОРСКЕ
В г. Зеленогорске, как и по России
в целом, медленно, но начался рост рождаемости.
Это означает, что уже в ближайшее время
численность детей соответствующего возраста
увеличится. В результате общество может
столкнуться с проблемой неадекватности
существующей сети детских садов потребностям
населения. К тому же начавшийся в стране
экономический подъем обусловил увеличение
занятости среди экономически активного
населения. Теперь для многих матерей
альтернативные издержки времени, посвященного
уходу за малолетними детьми, существенно
возрастут и они предпочтут пользоваться
услугами дошкольных образовательных
учреждений. Можно с полной уверенностью
прогнозировать быстрый рост численности
детей, включенных в систему детского
дошкольного образования, который существенно
увеличит нагрузку на бюджет.
Одновременно исследование
зафиксировало готовность родителей дошкольников
к участию в финансировании детских садов,
при этом свыше 70% семей выражают готовность
увеличить официальную плату детским
садам при повышении качества услуг, предоставляемых
сферой детского дошкольного образования.
Данная информация позволяет сделать
вывод о необходимости модернизации системы
дошкольных образовательных учреждений.
Как отмечалось выше, дошкольные учреждения
играют важную роль в процессе социализации
ребенка и в получении им первичных знаний
и навыков. Способствуя когнитивному развитию
детей, они обеспечивают более успешное
усвоение знаний на всех последующих ступенях
образования.
Такая модернизация позволит
уменьшить нагрузку на государственный
бюджет, значительно повысит качество
услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями,
улучшит экономические условия труда
работающих в данной сфере и сделает более
«прозрачными» расходы семей в этой области.
Однако ее проведение потребует четкого
нормативно-правового определения объема
и структуры образовательных услуг.
Представленная ниже модель
дошкольного образования носит проектный
характер, аккумулирует опыт различных
регионов в этой области и позволяет охватить
дошкольным образованием максимальное
количество детей с учетом потребностей
различных слоев и групп населения.
Согласно региональной модели,
принятой в Красноярском крае, дошкольное
образование включает три ступени, соответствующие
особым возрастным группам детей и подразумевающие
специфические формы организации. Первая
ступень – преддошкольное образование
детей в возрасте от полутора до трех лет.
Вторая ступень – образование детей дошкольного
возраста в возрасте от трех до шести лет.
Третья ступень – образование детей предшкольного
возраста, или седьмого года жизни.
В настоящее время в городе
представлены образовательные формы для
детей раннего возраста:
группами полуинтернатного
типа, существующими в детских садах;
группами совместного кратковременного
пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель»,
«ясли с мамой», «центр игровой поддержки»,
«адаптационная группа» и др.), организованными
на базе детских садов, при центрах детского
творчества, в специальных центрах работы
с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических
центрах;
группами надомного образования
(«ребенок и няня», «гувернерские группы»,
«семейные группы», «мини-садик» и др.),
организованных родителями на дому или
в специально арендованных с этой целью
жилых квартирах.
Главной организационной формой
дошкольного образования является детский
сад. Система государственного дошкольного
образования представлена разнообразными
видами муниципальных детских садов, реализующих
различные образовательные программы
– основные и парциальные.
Детский сад в его классическом
варианте является полуинтернатной формой,
рассчитанной на пребывание там ребенка
в течение 8 часов и более. Однако детские
сады классического образца не могут вместить
всех желающих.