Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теневой экономики, ее предпосылок и институтов.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность, причины и особенность возникновения теневой экономики;
- выявить положительные и отрицательные последствия теневой экономики;
- рассмотреть пути выхода из теневой экономикой.
Введение
3
1 Теневая экономика в современном мире
5
1.1 Сущность и предпосылки возникновения теневой экономики
5
1.2 Структура теневой экономики
10
1.3 Негативные и позитивные стороны теневой экономики
18
2 Анализ теневой экономики
19
2.1 Теневая экономика стран мира
19
2.2 Особенности теневой экономики в России
23
2.3 Пути выхода из теневой экономики
27
Заключение
31
Список использованных источников
32
Разгосударствление, приватизация привели к формированию новой социальной структуры, представляющей слои собственников и тех, кто не владеет материальными элементами труда. Состояние и тенденции развития экономической сферы современной России — одна из актуальных и сложных проблем как для практики, так и для науки. Основу данной проблемы составляет острейшее противоречие между требуемой в соответствии с логикой рыночной экономики хозяйственной активностью, направленной на конструктивное развитие экономики, и реальным перемещением последней в тень, за рамки существующего законодательства.
В настоящее время
ситуация складывается таким образом,
что нормы традиционной экономической
культуры не работают, новая культура
все еще окончательно не сформирована.
Практического опыта для
Столкновение новых стандартов поведения в экономике с традиционными моделями, сопровождающие этот процесс конфликты требуют серьезного научного осмысления сущности феномена, условий, факторов, направлений его трансформации. В свете вышеизложенного, представляется особенно необходимым обратить внимание при анализе данного явления на институциональный подходТеневая экономика является одним из самых противоречивых аспектов экономической истории России. В 2011 году, согласно официальным оценкам Росстата, рассчитанным по методу корректировки ВВП, степень тенизации экономики России составлял порядка 16 % ВВП, при обороте порядка 7 триллионов рублей в год. В теневых секторах экономики было задействовано порядка 13 миллионов человек[1]; по оценкам независимых экспертов в неформальном секторе трудоустроены 22 миллиона россиян
2.3 Пути выхода из теневой экономики
В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной политики в отношении теневой экономики. Сегодня в отряд теневиков переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные предприниматели, задушенные налогами.
В теневой экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь на руках у населения России находится до 70 млрд. долл. - это примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300 млрд. долл. Вместе с тем только челноками в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.
Основные меры по снижению
масштабов теневой экономики
и теневых отношений
Таблица 5 - Основные меры по снижению масштабов теневой экономики и теневых отношений
Сферы нейтрализации теневой экономики |
Меры по снижению масштабов теневой экономики |
1 |
2 |
Национальное хозяйство |
Создать комплексную систему контроля за экономическими процессами, построив её по принципу сбора и анализа информации, за финансово-хозяйственной деятельностью всех юридических и физических лиц. |
Правовая сфера |
Поставить непреодолимый законодательный барьер на пути переплетения органов публичной власти и бизнеса, ибо подобное спрашивание неизбежно приводит к коррупционной деятельности, развитию теневой экономики. В связи с отсутствием общепринятых взглядов на цели, содержание, способы реализации, формы государственного финансового контроля необходимо научно-практическое исследование этой проблемы, в частности, связанной с разграничением сфер деятельности разных органов этого контроля, а так же их взаимодействия и информатизации. |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
Финансовая сфера |
Ужесточить учёт и контроль за эффективностью использования бюджетных средств, прекратить практику несвоевременного принятия нормативных актов, регламентирующих и регулирующих расходование бюджетных средств, их "разбазаривание" и возможность отвлечения в теневую экономику. Проанализировать факты нецелев Либерализация налогообложения должна сочетаться с жёстким комплексным контролем за соблюдением налогового законодательства и использованием схем ухода от налоговых платежей. Это обусловлено тем, что надежды на сокращение объёма теневой экономики путём лишь уменьшения налогового бремени нереальны в условиях национальной традиции, ориентированной на занижение налогооблагаемой базы. Противодействие теневому бизнесу в банковской сфере должно включать следующие меры: возложить на ЦБ РФ ответственность за устойчивость и качество денежного обращения, усилить его аналитическую функцию; совершенствовать структуру денежного оборота по линии увеличения безналичного оборота: ввести особый режим контроля со стороны ЦБ РФ за лицензированием банковской деятельности и отдельными банковскими операциями, в том числе – кредитными – для стандартизации кредитного процесса, недопущения неправильного использования кредитных инструментов и уменьшения возможности выдачи банками необоснованных и/или необеспеченных ссуд |
Внешне-экономическая сфера |
Гармонизация в международном масштабе налогообложения наиболее мобильных товаров, капиталов и факторов производства с учётом широкого распространения офшорных территорий и необходимости получения в бюджет налогов с прибыли российских предприятий, функционирующих в данных зонах. С этой целью необходимо усилить роль международных налоговых соглашений с акцентом на многосторонние договоры. |
Реализация предлагаемых
мер требует разумного
Реализация предлагаемых мер требует разумного сбалансирования интересов государства и других субъектов рыночной экономики в целях защиты национальной безопасности России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет нас не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность.
Объем теневой экономики
различаются в страновом разрез
Что касается экономики ряда латиноамериканских стран (Колумбия и др.), то специалисты склонны оценивать долю теневого сектора в их экономики 70 % ВВП.
В России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ