Анализ транспортной инфраструктуры на примере Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Тюменской области
5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения на примере Тюменской области

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ транспортной инфраструктуры на примере Тюменской области.rtf

— 543.08 Кб (Скачать файл)

- прохождение важнейших транспортных коридоров как межрегионального, так и международного значения;

- умеренно-благоприятные климатические условия.

Через Тюменскую область (без автономных округов) проходят важнейшие транспортные коридоры, соединяющие как северные автономные округа с транспортной системой страны, так и регионы Сибири и Дальнего Востока с Уралом и Центральной Россией:

* железные дороги:

- «Москва-Владивосток» (Транссиб);

- Тюмень-Тобольск-Сургут-Новый Уренгой-Надым.

* федеральные автомобильные дороги:

- «Екатеринбург-Тюмень-Ишим-Омск» и «подъезд к г. Тюмени от автомобильной дороги «Байкал» (Тюмень-Курган), входящие в международный транспортный коридор «Транссиб» который войдет в состав формирующегося транснационального коридора «Берлин-Пекин»;

- «Тюмень-Ханты-Мансийск с подъездом к г. Сургут», являющаяся частью важнейшего для региона транспортного коридора Тюмень-Ханты-Мансийск-Сургут-Новый Уренгой-Надым-Салехард;

* водные пути - судоходные реки Иртыш, Тобол, Тура. Расположены крупный Тобольский речной порт, Тюменский речной порт.

Имеется международный аэропорт (а/п «Рощино» г. Тюмени) (в настоящее время германская компаниея Hochtief ведет разработку перспективного плана развития аэропорта).

В области расположено 4 таможенных поста: в г. Тюмени (аэропорт «Рощино» и район «Гилево»), в г. Ишиме и в Казанском районе (в районе пограничного перехода Ельцово, соединяющий Тюменскую область и республику Казахстан). В 2007 г. ДАПП «Казанское» сменил статус с двухстороннего на многосторонний, что повышает возможности развития внешнеторговых связей и роста грузооборота со странами Центральной Азии.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования по состоянию на конец 2006 г. составляет 11373,8 км, из них федеральные - 1022 км, областные - 9132,7 км, дороги муниципальных образований отнесенные к дорогам общего пользования - 1218,7 км. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 78,9% в общей протяженности дорог общего пользования.

В области продолжается активная работа по формированию современной, развитой и эффективной сети автомобильных дорог. При этом основной упор сделан на реконструкцию и ремонт существующей дорожной сети с целью доведения ее до нормативного состояния.

С 2005 по 2007 год было построено и введено в эксплуатацию 122 км новых и отремонтировано 1380 км автомобильных дорог, построено 24 моста общей протяженностью 6127 пог/м.

Осуществлялась реконструкция и строительство важнейших транспортных коридоров в Тюменской области:

- дороги «Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой-Надым» практически на всем протяжении участка дороги, проходящей по территории области;

- с 2006 года ведутся активные работы по строительству новой трассы «Тюмень - Нижняя Тавда - Междуреченский», которая позволит связать западные районы ХМАО-Югры с сетью дорог региона, обеспечит соединение с широтным дорожным коридором «Пермь - Ханты-Мансийск - Томск», а с реализацией проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» обеспечит связь с автомобильной дорогой вдоль Восточного склона Уральских гор, что даст доступ к богатейшим ресурсам Полярного и Приполярного Урала, а также будет способствовать развитию нефтедобывающего и лесопромышленного комплекса области.

- большие объемы работ выполнены на строительстве дороги «Обход города Тюмени». Фактически завершено строительство южного обхода города Тюмени, где помимо дорожного полотна выполнено сооружение 2-х уровневых транспортных развязок на пересечении с дорогами Тюмень-Аэропорт, Червишевский тракт, моста через железную дорогу «Москва-Владивосток». Выполняются работы по строительству дороги, транспортных развязок и мостов по западному и северному направлению, в ближайшие годы будет начато строительство и восточного обхода, что позволит полностью закольцевать областной центр и вывести весь поток транзитного транспорта за пределы города.

- строительство автомобильной дороги «Обход республики Казахстан» (108,9 км), которая обеспечит прохождение транспортных потоков по автомагистрали «Байкал» без захода в р. Казахстан и прохождения таможенных процедур, что существенно повысит скорость движения грузо- и пассажиропотоков.

Велось строительство и внутриобластных дорог «Ялуторовск-Ярково», «Аромашево-Вагай» и др.

Развития транспортной сети Тюменской области, реализация на ее территории крупных транспортно-логистических проектов позволит, учитывая географическое положение региона на стыке основных транспортных коридоров общефедерального значения, существенно улучшить транспортное сообщение как среди регионов УрФО, так и в стране в целом.

Развитие транспортно-логистической зоны направлено также на реализацию мегапроекта «Урал промышленный -Урал Полярный».

Железнодорожный транспорт: Тюменское отделение http://www.uralfirm.ru/catalog/leaders.htmСвердловской железной дороги филиала ОАО «РЖД», Сургутское отделение Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Речной транспорт: - ОАО «Тобольский речной порт», ОАО «Речное пароходство «Нефтегаза», ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство».

Воздушный транспорт: филиалы авиакомпаний «Ямал» и «ЮТэйр», ЗАО «Тюменьспецавиа», ООО «Восток».

Через административный центр региона - г. Тюмень - проходит Транссибирская железнодорожная магистраль (Москва-Владивосток), а также единственная железная дорога, соединяющая транспортные потоки северных автономных округов с другими регионами. Развит авиационный транспорт. Из международного аэропорта города Тюмени совершаются полеты как по России, так и в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Тюменская область является перекрестком автомобильных дорог России, идущих с Запада на Восток, с Севера на Юг.

Так, по территории Тюменской области проходит 2 основные автомобильные магистрали страны:

Дорога «Москва-Владивосток», которая войдет в формирующийся транснациональный коридор «Берлин-Пекин»;

Федеральная автомобильная магистраль, соединяющая юг Тюменской области с Ханты-Мансийским автономным округом-Югра и Ямало-Ненецком автономном округом, - единственная транспортная артерия, через которую возможно доставить груз в северные богатейшие нефтегазоносные регионы страны.

В регионе накоплен уникальный успешный опыт крупных иностранных и российских вложений (ТНК-ВР, Шлюмберже, Сибур Холдинг, Юнимилк, Очаково, Бентек, Меса Ималат, и др.), который во многом стал возможен благодаря современной системе государственной поддержки инвестиционной деятельности. Практически каждый крупный инвестиционный проект, реализуемый в Тюменской области российскими и иностранными компаниями, получает комплексную государственную поддержку, будь то налоговые льготы или субсидии. А если приплюсовать к этому фактору наличие качественных инвестиционных площадок, находящихся в муниципальной и областной собственности, предлагаемых инвесторам, то в конечном итоге реализация инвестиционного проекта в Тюменской области может обойтись компании на 15-20% дешевле, чем в соседних регионах.

 

2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения

 

Бюрократические препоны на пути документальных согласований и принятия решений в развитии транспортной инфраструктуры, проблемы ценообразования при разработке смет, участие российских компаний в крупных инвестиционных проектах и другие.  Главной проблемой является взаимодействия бизнеса и власти в развитии дорожной и транспортной инфраструктуры. Этот вопрос в принципе является важнейшим фактором для стимулирования спроса потребителей, а в условиях кризиса становится просто необходимым условием выживания экономики страны.

В настоящее время у региональных властей есть установка на экономию средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог, к тому же действует развращающая система административного наказания за нарушение правил ремонта и содержания дорог. Эти и другие факторы приводят к очень высокой стоимости строительства новых и ремонта существующих дорог, а соответственно и к крайне низким темпам строительства. Коммерческие предприятия и государственные компании перевозят по стране грузы со скоростью всего 200-300 км. в день (в Европе этот показатель выше в 4 раза). И доля транспортных расходов составляет до 50% себестоимости продукции.

Очевидно, что решение подобных проблем должно быть системным и требующим согласованных действий со стороны чиновников и бизнесменов.

Следующая проблема - недостаточная организация транспортного обслуживания населения труднодоступных районов, для этого Правительство Тюменской области ежегодно субсидирует авиационные перевозки населения отдаленных труднодоступных территорий Вагайского, Тобольского и Нижнетавдинского районов.

Субсидируемые социально-значимые маршруты по югу Тюменской области:

1. Тобольск-Вагай-Осиновская-Вершинская и обратно

2. Тобольск-Лайтамак-Янгутум-Кускургуль-Антипино-Н.Тавда и обратно

3. Тобольск-Лайтамак-Топкинбашева- Кускургуль-Н.Тавда и обратно

4. Тобольск-Лайтамак-Тобольск

5. Тобольск-Ишменево-Ачиры-Тобольск

6. Уват-Кирсарай-Уват

В целях удешевления стоимости проезда на пригородных поездах, являющихся социально-значимыми для малообеспеченных слоев населения, Правительством Тюменской области устанавливаются сниженные тарифы, потери от регулирования тарифов Свердловской железной дороге компенсируются из бюджета области.

Благодаря принимаемым мерам тарифы на пригородные перевозки на территории Тюменской области в полтора- два раза ниже, чем в других областях Уральского федерального округа.

В целях обновления автобусного парка с 2007 года осуществляется субсидирование автотранспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования. Данное мероприятие позволит пассажирским автотранспортным предприятиям самостоятельно приобретать подвижной состав. Субсидии предоставляются предприятиям на компенсацию части расходов по приобретению нового транспорта, в том числе по договору финансовой аренды либо с использованием заемных средств, а также на компенсацию части процентной ставки по кредитам.

В целях увеличения собираемости доходов на линии и оптимизации маршрутной сети в 2008 году планируется внедрить автоматизированную систему оплаты проезда на пассажирском автомобильном транспорте Тюменской области. Данное мероприятие позволит снизить нагрузку на бюджет, определить целесообразность работы конкретного маршрута, в том числе открытия нового маршрута, определить объемы перевозок на каждом конкретном маршруте и по времени суток.

В целях создания на территории Тюменской области развитого транспортно-логистического комплекса на основе современных требований и норм осуществления транспортно-экспедиционной и логистической деятельности, необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Строительство и модернизация транспортной инфраструктуры.

В частности федеральные дороги, проходящие по территории региона, требуют ремонта и реконструкции. Только на ремонт федеральных дорог области требуется ежегодно не менее 1 млрд. рублей, фактически ежегодно выделяется в 4-5 раз меньше.

2. Строительство в городе Тюмени и ряде других населенных пунктов области (Тобольске, Ишиме и др.) крупных транспортно-логистических центров международного уровня для обслуживания транзитных грузоперевозок.

3. Развитие рынка транспортно-логистических услуг, создание условий для организации прямых смешанных перевозок грузов, развития интермодальных перевозок по национальным и международным транспортным коридорам:

- Реконструкция складских комплексов, строительство и реконструкция контейнерных площадок на железнодорожных станциях области (ст. Тюмень, ст. Войновка, ст. Ишим, Тобольск) с целью расширения возможностей предоставления полного комплекса услуг;

- Привлечение крупных транспортно-логистических компаний международного уровня.

4. Создание соответствующей системы информационного обеспечения.

5. Образовательная деятельность по подготовке специалистов в сфере транспорта и логистики в действующих на территории региона учебных заведениях.

Одними из мер стимулирования развития указанной зоны будут:

- развитие инфраструктуры области - строительство, реконструкция и ремонт участков федеральных, региональных и межмуниципальных, местных автомобильных дорог; реконструкция железнодорожной инфраструктуры, инфраструктуры воздушного и водного транспорта; реконструкция и модернизация инженерной инфраструктуры;

- инженерная подготовка площадок под строительство логистических центров (магистральные сети).

Проекты в сфере транспорта:

1. С 2009 года планируется начало строительства автомобильной дороги «Восточный обход города Тюмени» протяженностью 13,07 км, соединяющей федеральные трассы Тюмень-Ханты-Мансийск и Тюмень-Омск, предусматривает строительство транспортных развязок, путепровода через железнодорожные пути, моста через р. Туру.

Требуемый объем инвестиций - 219,4 млн.евро. Срок окупаемости проекта - 10 лет.

Реализация проекта позволит:

- замкнуть кольцо окружной дороги вокруг города Тюмени;

- принять на окружную дорогу транзитный поток автотранспорта, пересекающий в настоящее время город;

- снизить транспортные издержки за счет скорости движения и сокращения маршрута;

Информация о работе Анализ транспортной инфраструктуры на примере Тюменской области