Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа
Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:
1. определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намечаемого объема производства;
2. определение возможности реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;
3. обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;
4. установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;
Введение
2
1
Теоретические основы планирования и прогнозирования
3
1.1
Сущность экономического прогнозирования и планирования
3
1.2
Понятие, цели и организация планирования
6
1.3
Процесс планирования (прогнозирования)
11
2
Анализ финансового планирования на ОАО «Луч»
13
2.1
Планирование финансовых показателей деятельности предприятия
13
2.2
Пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии
29
Заключение
34
Список используемой литературы
36
Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.
Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики. Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только во время, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
2. Анализ финансового планирования на ОАО «Луч»
ОАО «Луч» расположенное по адресу: 656023, г. Сыктывкар, Коммунистическая ул., д. 8
Уставный капитал на 01.01.2009г. составляет 3000 тыс.руб. Его величина в течение 2009г. не изменялась. Резервный капитал не создавался.
Основными видами текущей деятельности являются: сбыт двигателей внутреннего сгорания, запасных частей к ним (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
Кроме того предприятие осуществляет инвестиционную деятельность, приобретая внеоборотные активы.
Финансовое состояние характеризируется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – к увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. Финансово устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.
Основой финансовой устойчивости
являются рациональная организация
и использование оборотных
Рис.1. Коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности за 2009, 2010 г.
Значение коэффициента текущей ликвидности к 2010 году значительно уменьшился и значение коэффициента абсолютной ликвидности к 2010 году значительно увеличился, но все равно не достигли нормального уровня, что свидетельствует о том, что организация не располагает активами для погашения своей краткосрочной задолженности. Дынные изменения объясняется увеличением уровня текущих обязательств.
Таким образом, предприятие не является платежеспособным, но может этого достичь, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.
Таблица 1. Анализ состава и размещения активов ОАО «Луч»
№ п/п |
Активы |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение | |||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Нематериальные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Основные средства |
162755 |
11,6 |
201315 |
25,4 |
38560 |
13,8 |
3 |
Прочие внеоборотные активы |
- |
- |
12553 |
1,6 |
12553 |
1,6 |
4 |
Оборотные средства, в т.ч.: |
1235990 |
88,4 |
578777 |
73 |
-657213 |
-15,4 |
а) запасы |
18617 |
1,3 |
28358 |
3,6 |
9741 |
2,3 | |
б) дебиторская задолженность (в теч. 12 месяцев после отчётной даты) |
582580 |
41,7 |
217457 |
27,4 |
-365123 |
-14,3 | |
в) денежные средства |
634793 |
45,4 |
332962 |
42 |
-301831 |
-3,4 | |
5 |
Расчеты с учредителями |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО: |
1398745 |
100 |
792645 |
100 |
-606100 |
В таблице 1. постатейно записаны сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия. На основании этих данных можно проследить за изменениями в составе и структуре активов предприятия, откуда следует, что к 2010 году сумма основных средств увеличилась на 38560 руб.(13,8%). Общая сумма оборотных активов в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 657213 руб. (15,4%) за счет значительного снижения в них суммы дебиторской задолженности – на 365123 руб. (14,3%) и денежных средств – на 301831 руб. (3,4%).
Из данных таблицы видно, что активы предприятия уменьшились за отчётный год на 606100 руб. Средства в активах распределились следующим образом: основные средства – 201315 руб. или 25,4%; прочие внеоборотные активы – 12553 руб. или 1,6%; оборотные средства – 578777 руб. или 73%.
Изменилось органическое строение капитала: в 2009 году отношение оборотного капитала к основному составляло 7,6, а в 2010 году – 2,9. Это свидетельствует о замедлении темпов его оборачиваемости, а это может быть свидетелем того, что вложенные в предприятие ресурсы используются неэффективно. Важным показателем оценки финансовой устойчивости является темп прироста реальных активов (реально существующих собственного имущества и финансовых вложений по их действительной стоимости). Реальными активами не являются нематериальные активы, износ основных фондов и материалов, использование прибыли, заемные средства.
Темп прироста реальных активов характеризует интенсивность наращивания имущества и определяется по формуле:
А = ((Ос1 + Обс1)/(Ос0 + Обс0) – 1) * 100% ,
где А – темп прироста реальных активов, %,
Ос – основные средства и вложения без учета износа, торговой наценки, нематериальных активов, использованной прибыли,
Обс – оборотные средства
Имеем:
А = ((201315 + 578777) / (162755 + 1235990) – 1) * 100% = -44,2%
Таким образом, интенсивность прироста реальных активов за год снизилась на 44,2 %, что свидетельствует об ухудшении финансовой устойчивости предприятия.
Следующим моментом анализа является изучение динамики и структуры источников финансовых ресурсов.
Таблица 2. Анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов.
№ |
Виды источников фин. ресурсов |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение | |||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 . Собственные средства | |||||||
1.1. |
Добавочный капитал |
34724 |
2,5 |
34724 |
4,4 |
- |
1,9 |
1.2. |
Нераспределенная прибыль |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО: |
34724 |
2,5 |
34724 |
4,4 |
0 |
1,9 | |
2. Заемные средства | |||||||
2.1. |
Долгосрочные займы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО: |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
3. Привлеченные средства | |||||||
3.1. |
Кредиторская задолженность |
1364021 |
97,5 |
757921 |
95,6 |
-606100 |
-1,9 |
3.2 |
Доходы будущих периодов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО: |
1364021 |
97,5 |
757921 |
95,6 |
-606100 |
-1,9 | |
ВСЕГО: |
1398745 |
100 |
792645 |
100 |
-606100 |
- |
Информация о работе Анализ финансового планирования на ОАО «Луч»