Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 10:27, доклад
Экономические преступления - это уголовно наказуемые деяния, основанные на причинении вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хозяйственных и корыстных должностных преступлений, совершаемых в сфере производства, распределении, потреблении товаров, услуг, в том числе связанных с незаконным использованием служебного статуса: хищение, обман потребителей, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, уклонение от уплаты налогов и др.
Анализ экономической преступности
Экономические преступления - это уголовно наказуемые деяния, основанные на причинении вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хозяйственных и корыстных должностных преступлений, совершаемых в сфере производства, распределении, потреблении товаров, услуг, в том числе связанных с незаконным использованием служебного статуса: хищение, обман потребителей, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, уклонение от уплаты налогов и др.
Криминальная экономика - это деяния в экономической сфере, подпадающие под определенные статьи законодательства, т.е. экономические правонарушения и преступления.
К ней относятся организованная преступность, коррупция, лоббирование выгодных преступному миру законопроектов. Это специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечить определенную, относительно небольшую по численности, группу сверхдоходами, доходами от преступной деятельности.
Криминальную экономику следует рассматривать системно: она может быть представлена в виде трех элементов - движение капиталов, товаров, рабочей силы.
Криминалистическая классификация экономических преступлений имеет важное значение для совершенствования применяемых и разработки новых методик расследования отдельных видов преступлений и в конечном счете для построения системы таких методик.
Классификация экономических преступлений осуществлялась научными структурами ООН. Одна из первых таких классификаций, представленная в конце 70-х годов Институтом ООН Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (UNAFEI), включала в себя нарушения законов, направленных на совершенствование рыночной экономики и регулирующих рыночную экономику, нарушения финансового и налогового законодательства, коррупцию
Упрощенная схема экономических преступлений, особенно в странах, где давно утвердилась рыночная экономика, включает в себя следующие составы:
— монопольные преступления;
— мошенничество (подкуп, злоупотребление доверием, обман покупателей);
— цифровые махинации;
— фиктивные организации;
— фальсификации бухгалтерских документов;
— нарушения эргономических требований и стандартов;
— умышленная неточность в описании товаров;
— нечестная конкуренция;
— финансовые нарушения и уклонение от уплаты налогов;
— таможенные нарушения;
— биржевые и банковские нарушения;
— нарушения, наносящие вред окружающей среде;
— «отмывание» преступно нажитых денег и собственности.
Практика судебно-следственной работы и бухгалтерской экспертизы показывает, что на протяжении продолжительного периода в криминологической среде формировались определенные типы экономических преступлений. Устойчивый, типовой характер придают им следующие факторы:
• сложившаяся система социально-экономических отношений, в которой определились конкретные слабые места, где нарушение правопорядка является наиболее уязвимым и одновременно создает видимую заинтересованность субъектов этих нарушений. Экономическим преступлениям способствуют одни и те же хозяйственные механизмы, при помощи которых осуществляется хозяйственная деятельность. Например, способы осуществления хозяйственных операций и связанные с этим возможные их нарушения (те же документы, порядок оформления, система записей, функции исполнителей, их взаимоотношения в зависимости от характера участников, нормального климата, социальной среды и т.д.);
• определившийся тип нарушителей закона, чьи корыстные интересы приобрели устойчивый и целенаправленный характер;
• дефекты законодательной системы;
• ошибки и слабости правоохранительных органов;
• психологическая атмосфера в хозяйственной среде (идеологические изменения, ослабление общественных стимулов, антирелигиозная пропаганда).
Особенности, определяющие типичность современных экономических правонарушений, характеризуются тем, что:
• они совершаются при исполнении служебных обязанностей и в связи, как правило, с профессиональной деятельностью как должностных, так и не должностных лиц;
• они связаны с выполнением производственных операций и с деятельностью других работников, осуществляются в основном «на глазах» и, следовательно, формируют определенную информацию;
• они могут возникать как умышленно, так и по неосторожности (небрежности или самонадеянности) и обязательно сопровождаются нарушением установленных правил (уставов, нормативов), регламентирующих конкретную сферу деятельности;
• преступные действия обычно совершаются и вуалируются с фиксацией в документах (подложных) либо без составления документов, что оставляет соответствующие «следы», обнаруживаемые фактическим контролем;
• результатом экономического преступления является определенный ущерб в форме материальных потерь и убытков, ухудшения финансового материального положения предприятия, зачастую связанного со снижением качества его продукции;
• деятельность конкретных работников, совершающих преступление, проверяется ведомственными и вневедомственными (государственными) контролирующими органами, в материалах которых также могут содержаться признаки преступлений;
• эти преступления чаще всего носят продолжительный характер, осуществляются систематически и, как правило, в рамках хозяйственной деятельности; у каждого преступления образуется устойчивый «почерк».
Следовательно, опираясь на эту теоретическую базу, можно разрабатывать общую и частичные методики выявления должностных преступлений и их конкретных видов. Возникновение многих видов обусловлено происходящими изменениями в экономике страны. Преступления, совершаемые на предприятиях различных форм собственности в сфере их финансово-хозяйственной деятельности, характеризуются совокупностью признаков правонарушений, обусловленных определенной хозяйственной ситуацией, в тесной связи с причинами и способами их совершения и сокрытия. Поэтому необходимо иметь в виду, что они могут быть выявлены экспертами, ревизорами и аудиторами в виде фактических данных, конкретных во времени и пространстве, — документов и вещественных материалов, которые, согласно уголовно-процессуальному закону, могут служить основанием для возбуждения уголовного дела. Проверка «следов» преступления, которые в процессе ревизии или аудита могут приобрести важное значение, обуславливается также во многом обстановкой места свершения. В то же время специфические особенности производственно-хозяйственных и финансовых операций, действующей системы учета и отчетности, взаимоотношений хозяйствующих объектов, их опыта, знаний и т.д. в свою очередь определяют характер и разнообразие способов, которые используются для совершения экономических правонарушений.
Как известно, причины и условия, способствующие совершению экономических правонарушений, выявляются и фиксируются по каждому конкретному уголовному делу в процессе проведения экспертиз, ревизий, аудита и других процессуальных действий.
Исходя из анализа накопленных данных о совершенных в прошлом преступлениях определенного вида и способов их совершения, можно предвидеть и, следовательно, предупредить дальнейшее их развитие. Именно прогнозирование дает возможность наметить эффективные профилактические средства борьбы с преступностью. Профилактическая сфера экономико-правового контроля не должна ограничиваться установлением криминогенных факторов, находящихся в прямой причинной связи с исследуемым по уголовному делу событием. Необходимо выявлять все обстоятельства, имеющие профилактическое значение, независимо от того, способствовали они совершению данного либо могут способствовать совершению аналогичного или иного преступления. Даже активная и постоянная работа не будет поспевать за изменяющимися формами преступной деятельности.
Данная тема кажется мне актуальной т.к. любое экономическое преступление наносит удар по финансовой части как отдельно взятого предприятия, так и для всей страны в целом. Это влечет за собой торможение в экономике и других сферах развития государства. Для уменьшения и полного предотвращения таких преступлений необходимо усовершенствовать законодательную систему органов власти, а также ввести строгий мониторинг и обязательную финансовую отчетность всех организаций, предпринимателей, а также представителей власти.