Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:35, реферат
Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням.
Анализ эффективности налоговой системы РФ.
Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, сейчас составляет около 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.
Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации.
В таблице 1 отражена информация о едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности в Астраханской области.
Таблица 1. Информация о едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности
Вид деятельности |
Количество предпринимателей, которые представили расчеты |
Количество предпринимателей, заплативших единый налог |
Сумма единого налога, уплаченная предпринимателями (руб.) | ||||||
По состоянию на: |
% |
По состоянию на: |
% |
По состоянию на: |
% | ||||
01.03.05 |
01.09.05 |
01.03.05 |
01.09.05 |
01.03.05 |
01.09.05 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Розничная торговля |
10228 |
10387 |
1,6 |
10228 |
10251 |
2,2 |
4413766 |
8222844 |
86 |
Бытовые услуги |
537 |
757 |
41 |
537 |
744 |
38,5 |
202418 |
429451 |
112 |
Общественное питание |
155 |
249 |
61 |
142 |
234 |
65* |
156409 |
285139 |
82 |
Услуги по краткосрочному проживанию |
1 |
2 |
100 |
1 |
2 |
100 |
300 |
1813 |
504 |
Услуги по предоставлению автомобильных стоянок |
4 |
6 |
50 |
2 |
6 |
200 |
1647 |
6703 |
307 |
Нестационарная торговля ГСМ |
5 |
4 |
0,8 |
5 |
3 |
0,6 |
31842 |
27850 |
0,9 |
Грузовые перевозки |
256 |
305 |
19 |
183 |
268 |
46 |
166097 |
431752 |
160 |
Перевозки пассажиров |
220 |
300 |
36 |
220 |
287 |
30 |
139491 |
312514 |
124 |
Ремонтно-строительные услуги |
29 |
39 |
35 |
20 |
38 |
90 |
36055 |
65291 |
77 |
Репетиторство |
13 |
2 |
0,15 |
13 |
2 |
0,15 |
2434 |
2240 |
0,9 |
Косметологические услуги |
7 |
7 |
- |
7 |
6 |
0,86 |
1920 |
1644 |
0,9 |
Медицинские услуги |
39 |
45 |
15 |
35 |
45 |
29 |
14729 |
20870 |
42 |
Аудиторские услуги |
12 |
8 |
0,7 |
8 |
8 |
- |
7928 |
20480 |
158 |
Юридические услуги |
14 |
9 |
0,64 |
8 |
8 |
- |
12108 |
23640 |
95 |
Ветеринарные и 300-услуги |
1 |
1 |
1800 |
||||||
Благоустройство территории |
1 |
1 |
860 |
||||||
Итого: |
11520 |
12122 |
5,2 |
11409 |
11904 |
4,3 |
5187724 |
9854891 |
90 |
На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.
В таблице 2 представлена информация о поступлении налоговых платежей по единому налогу на вменённый доход в бюджетную систему.
Таблица 2. Информация о поступлении налоговых платежей по единому налогу на вменённый доход в бюджетную систему
По состоянию на: |
Количество предпринимателей, заплативших единый налог, чел. |
Общая сумма единого налога на вменённый доход, руб. |
01.02.05. |
- |
2 506 304 |
01.03.05. |
- |
3 674 889 |
01.04.05. |
8198 |
8 068 137 |
01.05.05. |
11215 |
12 007 958 |
01.06.05. |
- |
14 618 608 |
01.07.05. |
- |
18 871809 |
01.08.05. |
11495 |
24 342 092 |
01.09.05. |
11904 |
31 580 017 |
Третий показатель - данные о структуре налогообложения. Для России они выглядят примерно следующим образом:1
Налог на добавленную стоимость – 46,9%
Акцизы – 14,1%
Налог на прибыль – 14,6%
Ресурсные налоги – 3,5%
Имущественные налоги – 3,9%
Остальные поступления – 17,0%
Сформировавшаяся в России система налогообложения резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС.
Собираемость налогов в РФ
Таблица 3. Оценка совокупной налоговой нагрузки в России,
% ВВП
2011 |
2012 |
2013 | |
всего |
34,79 |
34,92 |
34,05 |
Налог на прибыль организаций |
4,06 |
3,79 |
3,10 |
Налог на доходы физических лиц |
3,57 |
3,63 |
3,74 |
Ндс |
5,81 |
5,70 |
5,30 |
Акцизы |
1,16 |
1,35 |
1,52 |
Налоги на совокупный доход |
0,42 |
0,44 |
0,44 |
Налоги на имущество |
1,21 |
1,26 |
1,35 |
НДПИ |
3,73 |
3,99 |
3,89 |
Госпошлина |
0,20 |
0,18 |
0,17 |
Доходы от ВЭД |
8,33 |
7,98 |
7,51 |
Страховые взносы |
6,30 |
6,60 |
7,03 |
2. Описание предлагаемых мер
по повышению налогов в России.
В период 2011–2013 гг. уровень налоговой нагрузки в России из-
менился незначительно, хотя структура поступлений изменилась.
В 2013 г. по сравнению с 2011 г. поступления налога на прибыль от-
носительно ВВП сократились почти на 1 п.п. Стагнация в экономи-
ке привела к росту числа убыточных предприятий до 26,8% в 2013 г.
против 25,9% в 2012 г. В формировании общей величины налоговой
нагрузки сократились также вклад НДС и доходов от ВЭД при от-
носительном росте поступлений от НДПИ и страховых взносов. Со-
кращение доходов от ВЭД и рост доли НДПИ связаны с налоговым
маневром в налогообложении нефтегазовой отрасли.
Уровень налоговой нагрузки в России неравномерно распреде-
лен по отраслям экономики. В нефтегазовом секторе он существенно
выше. Если общая налоговая нагрузка в 2011–2013 гг. находилась на
уровне около 35% ВВП, то без учета нефтегазовой ренты она состав-
ляла 27–29% ВВП.
Расчет изменения налоговой нагрузки на базе 2013 г. при реализа-
ции всех планов повышения налогового бремени — введения налога с
продаж по ставке 3%, повышения ставок НДС и НДФЛ соответствен-
но до 20 и 15% и расширения налоговой базы по страховым взносам в
ФОМС — отражен в табл. 41
. Как видно из данных таблицы, налоговая
нагрузка при осуществлении налоговых новаций Минфина России
выросла бы в условиях 2013 г. на 1,7% ВВП.
Таблица 4. Увеличение налоговой нагрузки при планируемом
Минфином России повышении налогов, % ВВП
Доходы, всего |
1,70 |
Налог на доходы физических лиц |
0,56 |
НДС |
0,58 |
Страховые взносы |
0,30 |
Налог с продаж |
0,26 |
Доп. Литература
http://biblioclub.ru/index.
Майбуров И. А. , Выварец А. Д. , Ядренникова Е. В. , Загвоздина В. Н. , Федоренко О. В.
Налоги и налогообложение: учебник 2012г
Информация о работе Анализ эффективности налоговой системы РФ