Анализ эффективности налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:35, реферат

Краткое описание

Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика доп.docx

— 25.49 Кб (Скачать файл)

Анализ эффективности налоговой системы РФ.

Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, сейчас составляет около 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.

Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации.

В таблице 1 отражена информация о едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности в Астраханской области.

 

Таблица 1. Информация о едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности

Вид

деятельности

Количество предпринимателей, которые представили расчеты

Количество предпринимателей, заплативших единый налог

Сумма единого налога, уплаченная предпринимателями (руб.)

По состоянию на:

%

По состоянию на:

%

По состоянию на:

%

01.03.05

01.09.05

01.03.05

01.09.05

01.03.05

01.09.05

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Розничная торговля

10228

10387

1,6

10228

10251

2,2

4413766

8222844

86

Бытовые услуги

537

757

41

537

744

38,5

202418

429451

112

Общественное питание

155

249

61

142

234

65*

156409

285139

82

Услуги по краткосрочному проживанию

1

2

100

1

2

100

300

1813

504

Услуги по предоставлению автомобильных стоянок

4

6

50

2

6

200

1647

6703

307

Нестационарная торговля ГСМ

5

4

0,8

5

3

0,6

31842

27850

0,9

Грузовые перевозки

256

305

19

183

268

46

166097

431752

160

Перевозки пассажиров

220

300

36

220

287

30

139491

312514

124

Ремонтно-строительные услуги

29

39

35

20

38

90

36055

65291

77

Репетиторство

13

2

0,15

13

2

0,15

2434

2240

0,9

Косметологические услуги

7

7

-

7

6

0,86

1920

1644

0,9

Медицинские услуги

39

45

15

35

45

29

14729

20870

42

Аудиторские услуги

12

8

0,7

8

8

-

7928

20480

158

Юридические услуги

14

9

0,64

8

8

-

12108

23640

95

Ветеринарные и 300-услуги

 

1

   

1

   

1800

 

Благоустройство территории

 

1

   

1

   

860

 

Итого:

11520

12122

5,2

11409

11904

4,3

5187724

9854891

90


 

На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.

В таблице 2 представлена информация о поступлении налоговых платежей по единому налогу на вменённый доход в бюджетную систему.

 

Таблица 2. Информация о поступлении налоговых платежей по единому налогу на вменённый доход в бюджетную систему

По состоянию на:

Количество предпринимателей, заплативших единый налог, чел.

Общая сумма единого налога на вменённый доход, руб.

01.02.05.

-

2 506 304

01.03.05.

-

3 674 889

01.04.05.

8198

8 068 137

01.05.05.

11215

12 007 958

01.06.05.

-

14 618 608

01.07.05.

-

18 871809

01.08.05.

11495

24 342 092

01.09.05.

11904

31 580 017


 

Третий показатель - данные о структуре налогообложения. Для России они выглядят примерно следующим образом:1

Налог на добавленную стоимость – 46,9%

Акцизы – 14,1%

Налог на прибыль – 14,6%

Ресурсные налоги – 3,5%

Имущественные налоги – 3,9%

Остальные поступления – 17,0%

Сформировавшаяся в России система налогообложения резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС.

Собираемость налогов в РФ

Таблица 3. Оценка совокупной налоговой нагрузки в России,

% ВВП

 

2011

2012

2013

всего

34,79

34,92

34,05

Налог на прибыль организаций

4,06

3,79

3,10

Налог на доходы физических лиц

3,57

3,63

3,74

Ндс

5,81

5,70

5,30

Акцизы

1,16

1,35

1,52

Налоги на совокупный доход

0,42

0,44

0,44

Налоги на имущество

1,21

1,26

1,35

НДПИ

3,73

3,99

3,89

Госпошлина

0,20

0,18

0,17

Доходы от ВЭД

8,33

7,98

7,51

Страховые взносы

6,30

6,60

7,03


 

2. Описание предлагаемых мер  по повышению налогов в России...

В период 2011–2013 гг. уровень налоговой нагрузки в России из-

менился незначительно, хотя структура поступлений изменилась.

В 2013 г. по сравнению с 2011 г. поступления налога на прибыль от-

носительно ВВП сократились почти на 1 п.п. Стагнация в экономи-

ке привела к росту числа убыточных предприятий до 26,8% в 2013 г.

против 25,9% в 2012 г. В формировании общей величины налоговой

нагрузки сократились также вклад НДС и доходов от ВЭД при от-

носительном росте поступлений от НДПИ и страховых взносов. Со-

кращение доходов от ВЭД и рост доли НДПИ связаны с налоговым

маневром в налогообложении нефтегазовой отрасли.

Уровень налоговой нагрузки в России неравномерно распреде-

лен по отраслям экономики. В нефтегазовом секторе он существенно

выше. Если общая налоговая нагрузка в 2011–2013 гг. находилась на

уровне около 35% ВВП, то без учета нефтегазовой ренты она состав-

ляла 27–29% ВВП.

Расчет изменения налоговой нагрузки на базе 2013 г. при реализа-

ции всех планов повышения налогового бремени — введения налога с

продаж по ставке 3%, повышения ставок НДС и НДФЛ соответствен-

но до 20 и 15% и расширения налоговой базы по страховым взносам в

ФОМС — отражен в табл. 41

. Как видно из данных таблицы, налоговая

нагрузка при осуществлении налоговых новаций Минфина России

выросла бы в условиях 2013 г. на 1,7% ВВП.

Таблица 4. Увеличение налоговой нагрузки при планируемом

 Минфином России повышении  налогов, % ВВП

Доходы, всего

1,70

Налог на доходы физических лиц

0,56

НДС

0,58

Страховые взносы

0,30

Налог с продаж

0,26


 

Доп. Литература

 

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116732&sr=1

Майбуров И. А. , Выварец А. Д. , Ядренникова Е. В. , Загвоздина В. Н. , Федоренко О. В.

Налоги и налогообложение: учебник  2012г

 


Информация о работе Анализ эффективности налоговой системы РФ